trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Category:

Есть женщины в русских селеньях


Кто виноват – понятно: в войне, беде, разрухе, тысячах погибших и миллионах потерявших дома виноваты российская власть и, что много хуже и горше, российское общество. Как те, кто и не хотел мира, так и те, кто хотел и хочет остановить насилие, но не в силах сделать это.
Мы виноваты в том, что нас мало, в том, что и те немногие, кто против, чаще молчат, чем протестуют; в том, что уже столько лет приходится терпеть то, "чего терпеть без подлости не можно". И не только в отношении Украины. А Чечня, а Грузия, а еще раньше Молдавия?..

Не признавать этого нельзя, надо называть вещи своими именами: российская агрессия привела к войне с Украиной, российское оружие несет смерть и разрушение в Донецкой и Луганской областях, в захваченном Крыму преследуют, пытают, судят невинных людей – только за то, что они хотят оставаться украинцами и крымскими татарами. На митинги против этой войны выходило (когда еще хоть были митинги) так мало людей, что на это было больно и стыдно смотреть. И особенно стыдно, что люди еще порой и радовались: "Смотрите, как нас много!" 50 тысяч человек в многомиллионной Москве, а ведь в столицу съезжались и люди из регионов – это много?! В Петербурге все ограничивалось несколькими сотнями.

А ведь людей, которых беда прямо коснулась, хватало вокруг: у одних родственники в Украине, другие совсем недавно оттуда сами приехали, кто-то приехал давно, но остался украинцем в душе. К сожалению, даже эти люди на антивоенные митинги в большинстве своем не ходили.

Чья вина – понятно. А вот что делать? Видится только один путь – говорить правду, защищать жертв этой ужасной войны и беды. В Украине волонтеры, правозащитники, церковные общины делают очень много, но дел и проблем все больше и больше. Государственных мер поддержки пострадавших от войны явно недостаточно. Не хватает и просто информации – люди часто не знают, кто, где, как живет, в чем нуждается, что пережил.

Некоторые российские правозащитники и журналисты тоже собирают информацию, стараются понять, что и как нужно сделать для улучшения положения людей в пострадавшем от войны регионе.
Эксперт Антидискриминационного центра "Мемориал" Сергей Михеев за прошедшие полтора года не раз ездил в прифронтовые города Восточной Украины, собирал информацию о проблемах цыганского населения, ведь в "ДНР" были антицыганские погромы, но никто до него даже не пытался опросить жертв этих нападений. Чтобы защитить ромское население от расизма и дискриминации, необходимо понять, от кого пострадали рома в зоне конфликта, как развивается ситуация, какие приняты меры – и приняты ли. К сожалению, ромские жители Луганской и Донецкой области не пишут сами о себе статей и отчетов, кто-то должен был этим заняться. В 2015 году вышел отчет "Мемориала" "Рома и война", критический по отношению ко всем властям – российским, к властям самопровозглашенных республик и к украинской власти тоже.

Эта публикация вышла как раз тогда, когда другие блогеры выступили с категоричным неприятием любой критики украинских проблем любыми людьми из РФ. Сергей Лойко считает: "Конечно, права человека нужно защищать везде и всегда. И кто угодно (ну почти кто угодно) сегодня имеет моральное право отчитывать Украину за пренебрежительное отношение к правам человека, если таковые случаи имеются – и китаец, и эскимос, но только не россиянин. После того, что произошло в последний год в наших отношениях".

Неудивительно, что и к публикации о бедственном положении рома в Донбассе тут же появились комментарии, в которых выражается недовольство критикой со стороны российских правозащитников. Люди, возможно, не только ничего не делавшие, чтобы помочь пострадавшим от войны меньшинствам, но и не интересующиеся проблемами этих несчастных ромов, поняли, что имеют полное "моральное право" травить тех, кто боролся за права цыган, ездил к ним в трудное время, думал и думает о том, как помочь.

Наверное, Лойко имел в виду другое, а не индульгенцию всем желающим пинать российских правозащитников – именно потому и занимающихся жертвами войны, что они осознают свою вину и ответственность за все происходящее. Какая-либо этническая дискриминации неприемлема и в этом вопросе – есть люди из России, которым не наплевать, и нет причин запрещать им выражать свою озабоченность.

Очень неудачным в его тексте, однако, я считаю пример о недопустимости критики политики Сталина немецкими антифашистами: раз их страна напала на СССР, то они не могли уже осудить и репрессии целых народов. Меня коробит от показного милитаризма приведенных слов Ильи Эренбурга ("Убей немца!") и отвратительных стихов Константина Симонова ("Если дорог тебе твой дом...") – оба сочинителя и не воевали толком, а настоящие фронтовики презирали их пафос и во время войны, и позже. Один из моих знакомых, ветеран войны, рассказывал о том, как и через много лет он страдал, вспоминая и о сотнях убитых им немецких солдат, и о своих погибших однополчанах.

Мы все имеем право на человечность и солидарность, неприятие агрессии, милитаризма, шовинизма и расизма, совершенно независимо от нашей национальности, места рождения, окончания фамилии. Немецкие антифашисты имели право осуждать коммунистическую диктатуру (читайте "Искру жизни" Ремарка), это не умаляет их антифашизма – наоборот. Российские правозащитники могут и должны работать над преодолением попрания прав жертв войны, защищать тех, кто в этом нуждается – и говорить правду, "не стараясь угодить". Это наше право и наш долг.

Стефания Кулаева – эксперт Антидискриминационного центра "Мемориал"


Да-а тут есть проблема - и тут есть Человек, есть личность

Для нее не существует вопроса - виновата ли Россия, тут ей как раз все ясно, в отличие от комментаторов к Бабченко. Но она подымает иные вопросы.

Да, Украина не агрессор, а жертва агрессии, она бьется за свою землю и свою свободу - и потому ее война правое дело нас только, насколько такое вообще можно применить к слову война. Потому что например для меня война абсолютное зло, пусть и необходимое.
Всякая война, включая Великую Отечественную - которая для украинцев идет вот сейчас.
Но на войне люди звереют, там правят бал во многом инстинкты, и далеко не самые лучшие и благородные инстинкты. На войне никогда не обходится без зверств - это неизбежное следствие всякой войны. Потому без вопросов - виноваты в зверствах те, кто развязал войну.

Однако же не следует думать. что наши солдаты в Германии вели себя как непрочные ангелы - было все - и убийства, и пытки, и насилия, и грабежи.

Вот проблема: нужно ли было и морально ли было немцам - осуждать эти преступления советских солдат? И нужно ли было и морально ли было нам перепечатывать такие материалы?

Проецируем на сегодня - это конфликт между Сергеем Лойко и Стефанией Кулаевой.
Можно ли и морально ли русским писать о зверствах и нарушениях прав со стороны украинских военных в войне на Донбассе?
Точно зная, что каждый такой эпизод будет тут же подхвачен геббельсовской машиной российской пропаганды - и 85% удовлетворенно завопят - ату их!
И ощутят полностью всю свою правоту - в которой они и без того не сомневались.

Вот Лойко считает - нельзя! всем можно об этом писать, а вот русским, агрессорам и оккупантам, - нельзя. Принимая во внимание разнузданное вранье российских официальных СМИ - нельзя.

А Кулаева считает - и можно, и нужно. Нужно вставать на защиту беззащитных и обездоленных, попавших под колеса этой жуткой машины уничтожения под названием война. И вообще не важно, что в этой войне Россия кругом не права - русские правозащитники, защищающие права пострадавших на Донбассе все равно правы.

Это действительно моральная проблема.

Есть и вторая.
Хорошо сегодня в мирные дни осуждать кровавые страницы советской военной пропаганды. Жуткие в своей бесчеловенчности строки Симонова

Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!


Но судить их сегодня легко - а ты послушай каждый день сводки о захваченных городах, сожженных селах, миллионах пленных и сотнях тысяч убитых - может будет иное мировосприятие.

Так кто прав - Симонов или Кулаева, которая его осуждает безоговорочно?
И кто прав сегодня - Лойко или Кулаева?

И кто был прав - немцы патриоты, которые пошли воевать на Восточный фронт и убивать наших родителей, - или немцы национал-предатели, заявлявшие что эта война преступление и немцы будут за это жестоко наказаны?

Ох, трудные это вопросы... вот Лоренц, безусловный авторитет, говорит что правы те, кто пошел убивать - и сам пошел убивать на Восточный фронт, и отсидел в год в советском лагере, а потом еще два года в трудовом лагере.
Он был прав?
Или правы были национал-предатели?
Tags: антифашизм, совесть
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

Recent Posts from This Journal