?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
День Победы или день скорби?
trim_c

Один из лучших теоретиков науки 20 века, Томас Кун называет "нормальную" деятельность ученого разгадыванием головоломок. Может он и преувеличил, но любовь к загадке, к непонятному, восприятие его как вызов несомненно важная черта большинства ученых.

Я ученый по профессии, и я люблю размышлять над непонятным, такая профессиональная черта. И каждый год, когда я наблюдаю подготовку к празднованию и само празднование Дня Победы - особенно в России, я понимаю, что я столкнулся с непонятным.

Я попробую отметить главные непонятные мне черты, те, что вызывают изумление.

Проблема эпохи
Никогда не праздновался День Победы так широко, громко и пышно как последние годы.
Ведь сразу после войны это вообще был рабочий день. И все понимали, что были жуткие жертвы и лишения, и что праздновать тут нечего.

Праздником День Победы стал уже при Брежневе, в 65-м.
И вот ведь загадка - чем дальше мы уходим от реальной исторической победы, тем громче ее празднуют. Это загадка. И она наводит на мысль, что Победа только повод, что реальный смысл праздника совсем иной - тогда какой?

Проблема потерь и достижений
Но ведь есть и более страшное.
Мы потеряли в этой войне - много миллионов. Официальная цифра - 27 миллионов, но она неточна. И - замечательное свойство сталинизма - его никогда эта цифра особенно и не интересовала. Было объявлено сначала - 8 миллионов. Вот сказали и все.
А по лесам и болотам гнили трупы непогребенных наших солдат - и никто их не считал.

Никто не забыт - лозунг отнюдь не послевоенный, а 70-х, когда стали пытаться восстановить имена, разыскать и похоронить погибших. А после войны было не до того.

Более того, у людей осталось ощущение, что далеко не все эти жертвы были необходимы. Что чудовищные потери начала войны не были необходимы. а стали следствием грубых политических и военных просчетов.
Что в боях людей не берегли, а многие жертвы - результат честолюбия начальства и желания победных рапортов; Киев брали к дате, потому и такое море крови.

Что население оккупированных районов бросили на произвол судьбы, а потом еще и карали: "проживал на оккупированной территории" - была такая графа в анкетах, и она закрывала путь ко многим даже вполне низовым должностям.
А когда брали занятые немцами города, артиллерия и авиация массировано била по территории, нимало не заботясь о судьбе собственного населения - считалось, что "свои" должны были уйти вместе с армией или в партизаны.

Потери были грандиозны и далеко не всегда мотивированы военной необходимостью.Нов результате что получили? Да, на время войны Стали пошел на существенные послабления - и спецов многих из лагерей вернули, и говорили на фронте намного свободнее, чем перед войной.

Но после победы маховик репрессий заработал с новой силой, а режим неограниченной власти партноменклатуры, подкрепленный репрессиями только укрепился.

Так что единственным позитивом оказалось то, что страна уцелела. И в точности как после победы над Наполеоном героизм и чудовищные потери народа привели лишь к укреплению власти и авторитета верхушки.
Так что же великого получил советский народ в итоге?

Баланс потерь и приобретений трудно назвать не то что великим, а хотя бы удовлетворительным.

Проблема стиля
Это была совсем другая эпоха. СССР жил очень бедно, большинство народа составляли крестьяне, а они жили в нищете и до войны. Ну а какая нищета наступила после войны - это современному человеку даже вообразить трудно.

А сейчас богатые люди "играются в войну" и шьют квазисоветскую дорогую форму - для детей. Мне, который хорошо запомнил послевоенные годы, (голод и нищета хорошо запоминаются, особенно голод) - это кажется издевательством.

А ведь не зря после войны день Победы не был праздником.
Потому те, кто пережил войну, понимали, что праздновать нам особо нечего. Мы потеряли миллионы людей - и никто эти потери не считал. Мы понесли кошмарные материальные потери. Мы после войны пережили жуткий голод, это еще один миллион жертв.
Ну что тут праздновать?

И эти факты и тогдашнее настроение народа абсолютно не соответствуют стилю сегодняшних празднеств - это стиль грандиозного шоу, пышный, помпезный, с барабанным боем, представлением переодетых в ту форму войск - демонстрация богатства, величия и мощи Империи. И он выглядит нестерпимо фальшивым для тех, кто сохранил реальные воспоминания о войне и ее последствиях.

О жутких людях обрубках, оборванных, в лохмотьях, на фанерках, поставленных на четыре подшипника, они были страшной приметой послевоенных городов, и сами были страшные и необыкновенно злые, потому что страна их просто вышвырнула из жизни.
А потом в один день они исчезли - их всех переловили и увезли куда-то, куда не знал никто и никто не спрашивал.

О жуткой непередаваемой нищете и голоде.

О грандиозной безотцовщине и бабьем царстве - миллионах женщин без мужчин, особенно тяжком и заметном в селе.

Стиль тогдашней жизни - после Великой Победы и стиль сегодняшних празднеств настолько несовместимы, что у тех, кто сохранил реальную память вызывают ощущение нестерпимой фальши.

Но нынешняя власть и нынешнее поколение как будто этого не замечают - ни этой фальши, ни несовместимостей стиля. Начальство я понять могу, но народ мне понять труднее.

Почему россияне массово поддержали это фальшивое представление и это насилие над историей, которое являет нам сегодняшнее празднество?
И более того - готовы чуть ли не зубами загрызть каждого, кто осмелится говорить об этом вслух?
Это проблема

Проблема проблем
Это центральный вопрос. К нему все сводится.

В истории любого большого народа есть много разного. Есть периоды подъема и упадка, есть великие свершения и есть страницы позора.
Есть крупные и тяжкие поражения и есть большие победы.

Но в каком случае победа становится Великой? Не просто большой а Великой?

Победа греков в войнах с Персией создала велкую эллинскую культуру, без нее не было бы Сократа и Платона, Геродота и Фукидида, Софокла и Еврипида, Архимеда и Евклида.
Победа создала великую культуру.

Победа Рима во второй Пунической войне позволила создать великую империю и великую цивилизацию, эта цивилизация определила будущее Европы, она стала образцом даже не на века - на тысячелетия. Римское государство и римское право изучают во всех университетах мира, римляне изобрели бетон, водопровод, центральное отопление, разделение властей, финансовые компании и финансирование политиков. А самый богатый из римлян Марк Красс демонстрирует нам Чикаго 19 века - в первом веке до нашей эры

А что определила Великая Победа?
СССР стал мировой империей, но эта империя рассыпалась в прах буквально за одно поколение, за сорок лет, срок для истории ничтожный.

И в результате Великой Победы страна не рывок совершила, а законсервировала наиболее архаичные, отсталые формы государственного устройства. В итоге СССР начал чем дальше,тем быстрее отставать в научно-технической и производственной сфере.
И в итоге не только империю потерял, но и сам развалился на множество частей.

Таков исторический итог победы во Второй Мировой войне.
Но я решительно не понимаю - в чем тут Величие и что тут праздновать?

Группа империй победили одну чрезвычайно агрессивную, СССР заплатил за эту победу неимоверную цену крови и жутких материальных потерь.
Победа законсервировала систему, и страна вскоре погибла - от первого же нефтяного шока. Т.е. объективно-исторически победа принесла вред.

Мы принесли чудовищные немыслимые жертвы, но они оказались напрасны.
Что ж, в истории такое бывает, не мы первые, не мы последние.

Потому понятен для меня день скорби, день памяти и плача. К нему присоединяюсь - в память о тех, чье горе я видел и о тех, кого не застал.

Но помпезный праздник - День Победы?
Тут есть загадка - да что в конце в концов празднуют?

Победу, достигнутую немыслимой ценой - но приведшую к гибели страны? Непостижимо.

Заключение. Проблема идеологии
Говорят, что празднуют победу над фашизмом.
Фашизм это разновидность тоталитаризма - системы, при которой полный контроль над всеми сторонами жизни сосредоточен в руках государства, которым правит одна партия и которое возглавляет один вождь.

В этом смысле гитлеровская Германия и сталинский СССР были похожи до чрезвычайности, вплоть до наличия партийных секретарей (партайгеноссе - кстати, и обращение "геноссе"="товарищ" одинаково) на крупных предприятиях вплоть до факультетов университетов. Эти системы их принципиальное сходство и различия вв некоторых моментах описаны в классической работе Ханны Арендт "Истоки тоталитаризма".

Т.е. с точки зрения идеологии одна тоталитарная империя победила другую тоталитарную империю. Победила во многом потому, что проигравший решил воевать и с СССР и с западными демократиями. которым сильно уст упал в промышленной мощи.
Замахнувшийся сразу на всех и начавший войну на всех фронтах сразу Гитлер был обречен изначально.

Все это простые вещи - но тут нет никакого величия и тут не видно повода для особенной гордости. Мы победили того, кто был обречен,но мы и сами были исторически обречены. В итоге победа скорее приблизила крах СССР, чем отдалила его.

Но - что важно - идеологических принципиальных расхождений у Сталина с Гитлером не было. Оба заявляли о новом мировом порядке, но если Сталин рассчитывал править миром, захватывая его постепенно, то Гитлер решил получить все и сразу.

Неужели это настолько важное различие, что создает Великую Победу?

Кто действительно выиграл в эту войну - это США и национализм. Война привела к грандиозному усилению США и к краху колониальной системы. Появились десятки независимых государств. Идеологически выиграла демократия - сейчас не возникают царства и княжества, и даже диктаторы мимикрируют под демократию
Это те, кто реально выиграл.

Но мы одержали победу, а не выиграли ничего. И наши идеи потерпели сокрушительное поражение в итоге.
Т.е я не вижу и победы идеологической.

Так в чем же величие Великой Победы?
Метки:


Еду домой вечером (я живу на новой Риге). По дороге заезжаю в торговый комплекс - там у нас и "Перекрёсток", и аптека, и всё что угодно. Все продавщицы - и девушки, и вполне взрослые женщины - в военных пилотках. Вид, прямо сказать, глуповатый, причём они это чувствуют. Я, понятно, спрашиваю - а почему сразу не в касках и где, собственно, автоматы? "Нам приказали..." - виновато, пряча глаза. Кто??! Молчат.
Господи, спаси нас, грешных...


(Удалённый комментарий)
***мои друзья из Единой России участвуют в этом "Бессмертном полку"





Я вот думаю,что происходящее больше походит на религиозные ритуалы.
Слово "помните!" уже с натяжкой можно отнести к информационной составляющей исторической памяти,это "помните!" относится больше к самому культу...





Edited at 2016-05-08 10:21 (UTC)

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

Вкус победы.

Вы думали, что видели все, связанное с чудовищными приготовлениями к 9 мая, но очень ошиблись. Вот верх наглости и цинизма, чемпион - компания "Икорный сомелье". В подарок покупателю к банке с черной икрой прилагается "треугольник" - письмо с фронта. Солдат перед боем прощается с семьей. Продается в Глобус Гурмэ.

Фото Tatiana Tanja Yarikova.

Re: Вкус победы.

Да что ж Вы никак не успокоитесь?!
Нате!

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Когда-то давно меня очень удивил тот факт, что Пушкин был современником войны двенадцатого года, но как героические события описывал не её, а "Полтаву". И более древние "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой".
Лермонтов же не находил ничего героического в чеченской компании, но написал "Бородино", о котором слышал только от "дяди".

Так что героизация победы в войне, которую помнит как можно меньше народу - это обычная практика.

Последнее время это стало выглядеть настолько официозно, что даже я второй год подряд не достаю из коробочки георгиевскую ленточку. Пусть полежит, пока фальшь сойдёт. Но это тоже естественно. Сейчас государство мало чего путного делает.

Георгиевскую ленточку невозможно носить в память об ЭТОЙ ВОЙНЕ,

Ее власовцы носили

Для ученого приводить ложные факты- мягко говоря не корректно. Праздник победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года[1] и отмечается 9 мая каждого года.Для Вас праздник -это когда выходной? Но разве у ученого рабочий день начинается и оканчивается по звонку? Почему столько не скрытой ненависти к стране в которой Вы живете? Я понимаю Родиной она Вам никогда не была и не будет, но уважать её надо.Если Вам здесь всё мерзко-зачем себя мучить, тем более у Вас престижная профессия,там Вас уже ждут.Рекомендую-https://www.youtube.com/watch?v=KD3ioaSyB4Q

Пока жив хоть один ветеран - должны отмечать день победы.

Дело не в том чтобы его не отмечать. Дело в том КАК ОТМЕЧАТЬ и ЧТО ИМЕННО ОТМЕЧАТЬ

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Вы обратили внимание, что кроме Аллы, практически никто не пришел с Вами спорить или доказывать?

Для большинства людей 9 Мая это святой праздник.

Обратил. Но я другого и не ждал

Но вся проблема в том, что никто никогда не смог мне внятно объяснить, что в нем святого. И я точно знаю как относились к нему те, кто прошел фронт.

ВЫ можете тоже рискнуть и объяснить - не мне, а читателям - так что же мы празднуем, что тут святого и почему победа закончившаяся полным крахом страны - святая?

Все очень просто. Когда человек стареет у него потихоньку пропадает секс, а потом выпить нельзя - давление, а потом и жена умерла и он один остался и что остаётся? Победа! Раз в год... А дальше что? Смерть... Так вот это все психоз перед смертью... И чем ближе смерть, тем сильнее это сумашествие и маразм! Грешно смеяться над больными людьми!

Edited at 2016-05-08 21:08 (UTC)

День Победы или день скорби?

Пользователь mariamaria1116 сослался на вашу запись в своей записи «День Победы или день скорби?» в контексте: [...] Оригинал взят у в День Победы или день скорби? [...]

Национализм и ненависть к России, к русскому и русским, к советскому и коммунистическому, к имперскому прошлому Украины в составе сначала Российской империи, а потом СССР - сегодня является единственной скрепляющей силой украинского проекта. Эта весьма ненадёжная конструкция не может выживать экономически и политически без помощи извне, которые пока (до времени) еще оказываются. Любая альтернативная «точка сборки» украинского общества грозит разрушить достигнутое на крови шаткое равновесие. И люди, подобные вам, четко это чувствуют. Отсюда - та ненависть и противопоставление себя - Первомаю, дню Памяти жертв 2 мая, Дню Победы.
Однако, на негативной программе невозможно построить жизнь страны или общества - это путь в тупик. Попытки построить позитивную программу на основе возвеличивания таких национальных "героев", как Бандера и Мазепа - не выдерживает никакой критики, т.к. опять же не несут в себе ничего нового, созидающего, и, хотя и способны временно "заразить" массовое сознание иллюзией самоидентификации на основе данного мифотворчества, все одно продолжают являться лишь очередным этапом отрицания ради отрицания и ненависти. А ненависть не способна творить, созидать - она бесплодна!

Если народный праздник становится твоим противником - его надо оболгать, изменить, растоптать, а рядом с ним создать что-то иное, противоположное по смыслу, но притягательное массовому сознания по форме. Поставить на ту же клетку в сознании людей вместо белой королевы — чёрную пешку. И потом, день за днем, месяц за месяцем,год за годом - вести её к превращению уже в свою, чёрную королеву.
Этим вы и занимаетесь. Ежедневно и вдохновенно.
Жалко мне вас. На что вы жизнь свою тратите...

Насчет ненависти к русскому - Вы очень промахнулись

День Победы или день скорби?

Пользователь yuryper сослался на вашу запись в своей записи «День Победы или день скорби?» в контексте: [...] нал взят у в День Победы или день скорби? [...]

9 мая - празднуется не день "победы над фашизмом", а день победы над конкретным государством - Германией. После мая, фашизм оставался идеологией в Испании, и в Японии. Ужасы, происходившие в СССР и в Германии не были имманентными свойствами идеологий фашизма или коммунизма. Фашисты Муссолини не репрессировали евреев (а только своих политических опонентов). Коммунисты кибуцев не ссылали на Колыму. Фашистами были Маринетти, дАннунцио, Селин и Риффеншталь. Проблема заключалась в конкретной реализации, государственной машине Германии, которая стала огромной кровавой мясорубкой, мелющей человеческие кости и мясо, и она работала пока ее не сломали 9мая.
Что касается другой стороны войны - мне очень нравится трактовка Ю.Пивоварова (с 38 минты)

В ходе второй мировой Россия полностью переформатировалась как государство. СССР перестало существовать как универсалистский, открытый миру коммунистический проект. В таком качестве СССР проиграл войну Германии уже в первые месяцы. И дальнейшая победа стала возможной только потому что СССР возродился как русский национальный проект, и именно в таком качестве он и победил Германию.
При этом СССР фундаментально лишился тех качеств, которые и связывали его народы одной цепью. Как коммунистический проект он был обречен. Таким образом, 9 мая стал для русских примерно тем же чем для американцев The Independence Day - днем солидарности нации, именно в таком качестве он и празднуется.

Значит победил Германию русский национальный проект?

Три вопроса

1) а Британский и Американский проекты в процессе участвовали или нет?
2) Украинцы и белорусы - они не воевали или воевали? тогда при чем тут русский национальный проект?
3) Вы уверены что СССР образца 50 года был русским национальным проектом? - потому что русские националисты явно были уверены в другом - расскажите откуда вы это взяли. А если СССР 50-го не был русским национальным проектом, то куда этот проект делся после 45-го?

Гораздо реалистичнее выглядит нормальный взгляд - и до 41го и после 41-го СССР был русским проектом, но не национальным, а имперским.

Что и Сталин иногда позволял себе высказать

Это праздник со слезами на глазах

Как точно поймал смысл Леонид Дербенев, классик советской песенной поэзии.
Сегодня, на мой взгляд, праздника становится все больше, а слез при этом все меньше.

Re: Это праздник со слезами на глазах

Сегодня у нас сплошной праздник и без слез - ВЫ только почитайте эту радующуюся без конца Копасову - надо же быть такой чуркой, такой дубиной стоеросовой