trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

День Победы или день скорби?


Один из лучших теоретиков науки 20 века, Томас Кун называет "нормальную" деятельность ученого разгадыванием головоломок. Может он и преувеличил, но любовь к загадке, к непонятному, восприятие его как вызов несомненно важная черта большинства ученых.

Я ученый по профессии, и я люблю размышлять над непонятным, такая профессиональная черта. И каждый год, когда я наблюдаю подготовку к празднованию и само празднование Дня Победы - особенно в России, я понимаю, что я столкнулся с непонятным.

Я попробую отметить главные непонятные мне черты, те, что вызывают изумление.

Проблема эпохи
Никогда не праздновался День Победы так широко, громко и пышно как последние годы.
Ведь сразу после войны это вообще был рабочий день. И все понимали, что были жуткие жертвы и лишения, и что праздновать тут нечего.

Праздником День Победы стал уже при Брежневе, в 65-м.
И вот ведь загадка - чем дальше мы уходим от реальной исторической победы, тем громче ее празднуют. Это загадка. И она наводит на мысль, что Победа только повод, что реальный смысл праздника совсем иной - тогда какой?

Проблема потерь и достижений
Но ведь есть и более страшное.
Мы потеряли в этой войне - много миллионов. Официальная цифра - 27 миллионов, но она неточна. И - замечательное свойство сталинизма - его никогда эта цифра особенно и не интересовала. Было объявлено сначала - 8 миллионов. Вот сказали и все.
А по лесам и болотам гнили трупы непогребенных наших солдат - и никто их не считал.

Никто не забыт - лозунг отнюдь не послевоенный, а 70-х, когда стали пытаться восстановить имена, разыскать и похоронить погибших. А после войны было не до того.

Более того, у людей осталось ощущение, что далеко не все эти жертвы были необходимы. Что чудовищные потери начала войны не были необходимы. а стали следствием грубых политических и военных просчетов.
Что в боях людей не берегли, а многие жертвы - результат честолюбия начальства и желания победных рапортов; Киев брали к дате, потому и такое море крови.

Что население оккупированных районов бросили на произвол судьбы, а потом еще и карали: "проживал на оккупированной территории" - была такая графа в анкетах, и она закрывала путь ко многим даже вполне низовым должностям.
А когда брали занятые немцами города, артиллерия и авиация массировано била по территории, нимало не заботясь о судьбе собственного населения - считалось, что "свои" должны были уйти вместе с армией или в партизаны.

Потери были грандиозны и далеко не всегда мотивированы военной необходимостью.Нов результате что получили? Да, на время войны Стали пошел на существенные послабления - и спецов многих из лагерей вернули, и говорили на фронте намного свободнее, чем перед войной.

Но после победы маховик репрессий заработал с новой силой, а режим неограниченной власти партноменклатуры, подкрепленный репрессиями только укрепился.

Так что единственным позитивом оказалось то, что страна уцелела. И в точности как после победы над Наполеоном героизм и чудовищные потери народа привели лишь к укреплению власти и авторитета верхушки.
Так что же великого получил советский народ в итоге?

Баланс потерь и приобретений трудно назвать не то что великим, а хотя бы удовлетворительным.

Проблема стиля
Это была совсем другая эпоха. СССР жил очень бедно, большинство народа составляли крестьяне, а они жили в нищете и до войны. Ну а какая нищета наступила после войны - это современному человеку даже вообразить трудно.

А сейчас богатые люди "играются в войну" и шьют квазисоветскую дорогую форму - для детей. Мне, который хорошо запомнил послевоенные годы, (голод и нищета хорошо запоминаются, особенно голод) - это кажется издевательством.

А ведь не зря после войны день Победы не был праздником.
Потому те, кто пережил войну, понимали, что праздновать нам особо нечего. Мы потеряли миллионы людей - и никто эти потери не считал. Мы понесли кошмарные материальные потери. Мы после войны пережили жуткий голод, это еще один миллион жертв.
Ну что тут праздновать?

И эти факты и тогдашнее настроение народа абсолютно не соответствуют стилю сегодняшних празднеств - это стиль грандиозного шоу, пышный, помпезный, с барабанным боем, представлением переодетых в ту форму войск - демонстрация богатства, величия и мощи Империи. И он выглядит нестерпимо фальшивым для тех, кто сохранил реальные воспоминания о войне и ее последствиях.

О жутких людях обрубках, оборванных, в лохмотьях, на фанерках, поставленных на четыре подшипника, они были страшной приметой послевоенных городов, и сами были страшные и необыкновенно злые, потому что страна их просто вышвырнула из жизни.
А потом в один день они исчезли - их всех переловили и увезли куда-то, куда не знал никто и никто не спрашивал.

О жуткой непередаваемой нищете и голоде.

О грандиозной безотцовщине и бабьем царстве - миллионах женщин без мужчин, особенно тяжком и заметном в селе.

Стиль тогдашней жизни - после Великой Победы и стиль сегодняшних празднеств настолько несовместимы, что у тех, кто сохранил реальную память вызывают ощущение нестерпимой фальши.

Но нынешняя власть и нынешнее поколение как будто этого не замечают - ни этой фальши, ни несовместимостей стиля. Начальство я понять могу, но народ мне понять труднее.

Почему россияне массово поддержали это фальшивое представление и это насилие над историей, которое являет нам сегодняшнее празднество?
И более того - готовы чуть ли не зубами загрызть каждого, кто осмелится говорить об этом вслух?
Это проблема

Проблема проблем
Это центральный вопрос. К нему все сводится.

В истории любого большого народа есть много разного. Есть периоды подъема и упадка, есть великие свершения и есть страницы позора.
Есть крупные и тяжкие поражения и есть большие победы.

Но в каком случае победа становится Великой? Не просто большой а Великой?

Победа греков в войнах с Персией создала велкую эллинскую культуру, без нее не было бы Сократа и Платона, Геродота и Фукидида, Софокла и Еврипида, Архимеда и Евклида.
Победа создала великую культуру.

Победа Рима во второй Пунической войне позволила создать великую империю и великую цивилизацию, эта цивилизация определила будущее Европы, она стала образцом даже не на века - на тысячелетия. Римское государство и римское право изучают во всех университетах мира, римляне изобрели бетон, водопровод, центральное отопление, разделение властей, финансовые компании и финансирование политиков. А самый богатый из римлян Марк Красс демонстрирует нам Чикаго 19 века - в первом веке до нашей эры

А что определила Великая Победа?
СССР стал мировой империей, но эта империя рассыпалась в прах буквально за одно поколение, за сорок лет, срок для истории ничтожный.

И в результате Великой Победы страна не рывок совершила, а законсервировала наиболее архаичные, отсталые формы государственного устройства. В итоге СССР начал чем дальше,тем быстрее отставать в научно-технической и производственной сфере.
И в итоге не только империю потерял, но и сам развалился на множество частей.

Таков исторический итог победы во Второй Мировой войне.
Но я решительно не понимаю - в чем тут Величие и что тут праздновать?

Группа империй победили одну чрезвычайно агрессивную, СССР заплатил за эту победу неимоверную цену крови и жутких материальных потерь.
Победа законсервировала систему, и страна вскоре погибла - от первого же нефтяного шока. Т.е. объективно-исторически победа принесла вред.

Мы принесли чудовищные немыслимые жертвы, но они оказались напрасны.
Что ж, в истории такое бывает, не мы первые, не мы последние.

Потому понятен для меня день скорби, день памяти и плача. К нему присоединяюсь - в память о тех, чье горе я видел и о тех, кого не застал.

Но помпезный праздник - День Победы?
Тут есть загадка - да что в конце в концов празднуют?

Победу, достигнутую немыслимой ценой - но приведшую к гибели страны? Непостижимо.

Заключение. Проблема идеологии
Говорят, что празднуют победу над фашизмом.
Фашизм это разновидность тоталитаризма - системы, при которой полный контроль над всеми сторонами жизни сосредоточен в руках государства, которым правит одна партия и которое возглавляет один вождь.

В этом смысле гитлеровская Германия и сталинский СССР были похожи до чрезвычайности, вплоть до наличия партийных секретарей (партайгеноссе - кстати, и обращение "геноссе"="товарищ" одинаково) на крупных предприятиях вплоть до факультетов университетов. Эти системы их принципиальное сходство и различия вв некоторых моментах описаны в классической работе Ханны Арендт "Истоки тоталитаризма".

Т.е. с точки зрения идеологии одна тоталитарная империя победила другую тоталитарную империю. Победила во многом потому, что проигравший решил воевать и с СССР и с западными демократиями. которым сильно уст упал в промышленной мощи.
Замахнувшийся сразу на всех и начавший войну на всех фронтах сразу Гитлер был обречен изначально.

Все это простые вещи - но тут нет никакого величия и тут не видно повода для особенной гордости. Мы победили того, кто был обречен,но мы и сами были исторически обречены. В итоге победа скорее приблизила крах СССР, чем отдалила его.

Но - что важно - идеологических принципиальных расхождений у Сталина с Гитлером не было. Оба заявляли о новом мировом порядке, но если Сталин рассчитывал править миром, захватывая его постепенно, то Гитлер решил получить все и сразу.

Неужели это настолько важное различие, что создает Великую Победу?

Кто действительно выиграл в эту войну - это США и национализм. Война привела к грандиозному усилению США и к краху колониальной системы. Появились десятки независимых государств. Идеологически выиграла демократия - сейчас не возникают царства и княжества, и даже диктаторы мимикрируют под демократию
Это те, кто реально выиграл.

Но мы одержали победу, а не выиграли ничего. И наши идеи потерпели сокрушительное поражение в итоге.
Т.е я не вижу и победы идеологической.

Так в чем же величие Великой Победы?
Tags: победа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 117 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →