trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

Муки совести

Шекспир и Пушкин


Да, жалок тот, в ком совесть нечиста
/А.Пушкин. Борис Годунов/  


Люди уже давно заметили, что у всех у нас есть внутренний страж. Он контролирует наши поступки, следит за правильностью нашего поведения, следит постоянно и неусыпно, и карает за недостойные деяния. Да что там деяния, порой и за ненадлежащие помыслы может покарать. Стража нашего достоинства зовут совестью, и многие люди верят, что совесть одно из главных отличий людей от скотов бессмысленных. А человек, утративший совесть, отчасти тем самым и утрачивает право на имя человека.
Очень интересны проявления совести. Пока мы ведем себя «правильно», в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами морали, совесть ведет себя смирно, и человек никак не ощущает ее наличия. Но стоит повести себя «неправильно», нарушить принятые нормы, как совесть внезапно просыпается, и человек начинает ощущать «укоры совести». Явление это древнее, еще у древних греков описанное. А христиане вообще провозгласили совесть гласом Бога внутри личности. Можно считать ее гласом Бога, можно – голосом общественной морали, но наличие совести как одной из главных отличительных черт человека признавали все и всегда (некоторые этологи полагают, что и животным укоры совести не чужды, но нас сейчас интересуют люди).

Итак, совесть проявляется в виде «чувства внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил» - именно это ощущение психологического дискомфорта и называют «укорами совести». Понятно, что такой механизм работает с целью наказания за эгоизм и безнравственность. Причем механизм почти идеальный. Ведь все юристы говорят, что важна не строгость наказания, а его неотвратимость. А наказание со стороны совести именно неотвратимо – ты можешь скрыть проступок от окружающих, но не от себя самого.
И разумеется наказание совестью будет тем более суровым, чем тяжелее проступок. А самыми тяжкими проступками всегда считались убийство и предательство. И из всех убийств, наитягчайшим являлось убийство царя – помазанника божьего. Убийца царя, да еще и предавший доверивившегося властителя, становился вообще вне человеческого общества, как поправший все законы божеские и человеческие.

Шекспир и Пушкин - великие знатоки человеческой природы – именно так трактуют проблему совести. Чем страшней преступленье, тем тяжелее наказание.
И оставили нам впечатляющие картины мук, которые испытывают люди преступившие законы совести. Кто не помнит внушающие ужас картины припадков безумия леди Макбет или Бориса Годунова? А уж тем, кто слышал монолог Бориса « О-ох, тяжело..дай дух переведу» с его ужасным финалом « И душит что-то, душит…и голова кружится… и мальчики кровавые в глазах!» в потрясающем исполнении Шаляпина, все становится ясно и навсегда: ужасное преступление влечет ужасное наказание.
А цареубийца должен быть покаран беспощадно, и будет покаран, да и не только он сам, а и весь его народ – и страждет народ Фив, избравший царем цареубийцу Эдипа, голод и мор обрушивается на Москву, избравшую царем цареубийцу Годунова.


Немножко личного опыта


Гений и злодейство – две вещи несовместные?
Неправда!
/А.Пушкин. Моцарт и Сальери/

Шекспир и Пушкин, Софокл и Шаляпин чертовски убедительны – спору нет. Но в один прекрасный день у меня появились сомнения – а правда ли все это? А может Шекспир и Пушкин так счастливо прожили жизнь, что им ни разу не пришлось вступать в серьезный конфликт с совестью? И они все это попросту придумали, а сами ничего подобного никогда не испытывали. Потому что у меня все получилось совсем не так. У меня получилось гораздо менее эффектно, но если вникнуть, то тоже достаточно страшно.

Нет, я никого не убивал, слава Богу, не пришлось. Я был обычным 18-летним мальчиком, вполне воспитанным и из приличной доцентской семьи. Как все ребята этого возраста я грешил, но грешил вполне умеренно. И испытывал надлежащие укоры совести, каковые воспринимал как неизбежное зло.
Но вот однажды я совершил очень некрасивый поступок. Я заставил страдать девушку, доверившую мне тайны сердца. Я мучил ее целый вечер, входя во вкус, а она ни о чем не подозревала. В конце она рыдала, а я ее утешал. Притом она ничего плохого мне не сделала, считала меня своим другом, более того – я сам к ней хорошо относился! Что меня заставило, я и по сей день не знаю, но я именно испытывал чистое удовольствие мучить другого человека, да еще и предательски издеваться над тем, кто тебе доверился и ждет от тебя помощи.

Я очень хорошо помню, что ушел вполне довольный собой. Правда, ожидал наутро укоров совести, и готовился к ним как к вполне естественной и неизбежной плате за полученное удовольствие.
Однако ничего подобного не последовало. Я проснулся вполне счастливым и довольным собой. И совесть моя благополучно молчала

Прошло много лет, мне было уже за тридцать, когда я снова совершил весьма неблаговидный поступок. И он тоже, как много лет назад, не имел явного мотива. Ни зависть, ни корысть, ни честолюбие мною не двигали – это было чистое Зло ради Зла. И вновь как много лет назад я не испытал никаких укоров совести. НИ-КАК-КИХ.
Но теперь я был уже взрослым, и отмахиваться от проблемы не стал, а занялся ею вплотную. Как же так? Что – все великие учителя человечества, все великие религии, проповедующие добро и грозящее карами за грехи, величайшие писатели мира – Софокл, Шекспир, Пушкин – неужели все они лгут? И всё это неправда, а зло вполне ненаказуемо и даже приятно? Не-ет, тут что-то не так.


А Библия таки права


Боль продолжается. Празднуйте боль!
Больно!
/А.Вознесенский/

Я усиленно обдумывал происшедшее, вертел его в памяти со всех сторон, удивлялся и вслушивался. И вдруг – вдруг я ощутил, что мне стыдно. Я НАЧАЛ СТЫДИТЬСЯ своего поступка. И тут меня осенило.
Я вспомнил, вспомнил уже знакомый мне старый тезис из журнала «Наука и жизнь»:
«Наш мозг, вопреки расхожему мнению, вовсе не является органом мышления. Он есть сформированный эволюцией орган выживания, как зубы, рога и копыта. Соответственно, если некая мысль, некий образ или осознание некоего факта может оказаться вредным для нас, понизит нашу самооценку слишком сильно, подорвет нашу веру в себя или просто повысит кровяное давление и кислотность желудочного сока более, чем допустимо, мозг постарается такую мысль, образ или факт заблокировать и не допустить в сознание.»

Ага, кажется, начинаю понимать. Пока укоры совести не очень сильны, мы их ощущаем. Но когда они превышают некий порог, наш защитник их блокирует. И блокировка настолько сильна, что мы не то, что ощущаем слабые укоры – МЫ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ОЩУЩАЕМ!
Стоп – это ведь я не ощущаю, а другие, наверное, ощущают. Может – просто я такой вот моральный урод?
Однако опрашивать по этому поводу людей нельзя, бестактно. Да и бессмысленно, я сам ни за что на свете не рассказал бы о своих гадостях. И тогда я начал наблюдать.
Объектом наблюдения был избран я сам и некоторые мои знакомые, за которыми, как мне было доподлинно известно, водились грехи – и грехи по настоящему серьезные. И вот что у меня получилось.

Нет, все не так безоблачно, как мне показалось. И заблокированная совесть все равно человека карает и карает жестоко, просто он сам этого не чувствует. Но кара от того меньше не становится.
Вспомним библейское предание о грехопадении Евы. Чем соблазнял Еву змий? А вот чем : «в день в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, вы будете как боги, знающие добро и зло» .

Вот как, «как боги, знающие добро и зло» . Но ведь знаем мы добро и зло именно благодаря совести, это она нам разъясняет, где добро и где зло, тем и делает человека богоподобным. Но если человек согрешил так, что его защитник начинает глушить совесть, совесть начинает хиреть и болеть. Вот тут у человека есть выбор.

Он может порадоваться, что так легко отделался, и жить дальше с слегка заглушенной совестью. И второй проступок ему достанется еще легче, а совесть будет слышна слабее. Или вовсе не будет слышна, но теперь при менее серьезном проступке. А потом при еще менее серьезном. Иеще. И еще – и человек постепенно теряет совесть. И перестает быть в сущности человеком – во всяком случае теряет очень важную компоненту своей человечности.
А ведь все шло так легко. Поистине «легка дорога и широки ворота, ведущие в погибель».

Но возможен другой вариант. Человек спохватится – да что это я? Куда я иду? Я вообще перестал ощущать, что хорошо и что плохо, я НЕ ОЩУЩАЮ БОЛИ - нравственной боли и стыда за свои мерзости. Стоп, я так дальше не хочу. И начинает следить за собой – и не давать себе поблажек. И он ощутит – стыд возвращается. Значит, он остановился перед бездной.
И не надо думать, что вот так плюнуть на совесть, не ощущать боли, и будешь счастлив. Не будешь. Настоящие прирожденные негодяи, могущие творить зло безнаказанно, так же редки, как великие праведники. А средний человек все равно расплатится по полной. «Ворот теснит, и удача тошна, только тошнее знать, что уже не болеть ничему» - это Вознесенский правду написал. И Уайльд, кстати, тоже – портрет Дориана Грея всегда при нас, и то, что он внутри спрятан, вовсе не значит, что он никогда не заявит о своих правах. Станет еще нашему «счастливчику», уклонившемуся от расплаты, его 50, может 55, а может 60 лет – и будет он еще выть на луну, будет, никуда не денется. Вот если его пристрелят в 40 – вот это ему действительно повезет. Вот такое оно – везенье бессовестных.

И права еще раз Библия – страданье не может быть целью человека, но тщательно беречь себя от страданий – это еще хуже. Нужно уметь его принимать, нужно не только принимать как должное, но порой даже и стремиться к наказанию, когда оно заслужено и необходимо. И тут меня поддержат и Достоевский, и Толстой – правда, подджержат каждый по–своему, но поддержат. Впрочем, если вас прельщает облик и судьба Фёдора Павловича Карамазова, - что ж, вперед.

И должен честно признаться – это всего лишь мой личный опыт и мои личные мысли. Я искал подтверждения им у великих, но вполне мог ошибиться в интерпретации их высказываний, приняв за поддержку своих мыслей то, что таковым не было.
Я могу ошибаться. И никому не хотел бы навязать свой взгляд – я всего лишь хотел о нем рассказать.

Но я искренне верю в одну максиму: наш мир очень солидная и надежная фирма. В нем каждая вещь стоит столько, сколько за нее заплачено. А то, за что ничего не уплачено, то ничего и не стоит. Легко пришло, легко и уйдет.
А вот попытка жульничать, попытка уклониться от уплаты или, что еще хуже, заставить других платить за себя, - непременно будет наказана.И не в будущей жизни а в этой.

А те, кто может себе такое позволить безнаказанно – не нужно им завидовать.
Да и люди ли они?
Subscribe

  • На Львовщине выявили больных, зараженных штаммом Covid "Дельта"

    Кого Юпитер хочет покарать, того лишает разума. Как сообщает УП, в Львовской области выявлены три случая коронавируса "Дельта". А позавчера…

  • Вирус на островах

    ВВС В Японии накануне Олимпиады рекордная заражаемость До начала Олимпиады-2020, за которую Япония боролась с самого начала пандемии,…

  • Хроники вируса

    В общем, движемся по наихудшему сценарию. Сегодня зафиксировано почти 600 случаев. Неделю назад было 480. Показатель геометрической прогрессии за…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments

  • На Львовщине выявили больных, зараженных штаммом Covid "Дельта"

    Кого Юпитер хочет покарать, того лишает разума. Как сообщает УП, в Львовской области выявлены три случая коронавируса "Дельта". А позавчера…

  • Вирус на островах

    ВВС В Японии накануне Олимпиады рекордная заражаемость До начала Олимпиады-2020, за которую Япония боролась с самого начала пандемии,…

  • Хроники вируса

    В общем, движемся по наихудшему сценарию. Сегодня зафиксировано почти 600 случаев. Неделю назад было 480. Показатель геометрической прогрессии за…