trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Category:

Взгляд в прошлое ради попытки заглянуть в будущее



Прошел год президентства Януковича. И вполне естественно, что многие аналитики и журналисты постарались прокомментировать итоги первого года. Сказано уже многое и разное, и на мой взгляд, сказанного вполне достаточно, чтобы составить свое мнение об итогах года. И именно потому я не собирался вступать в состязание с профессионалами, которые лучше меня информированы и больше меня тратят на это времени, -  скорее всего у них это получится лучше.  
Заставила меня передумать статья Г.Сатарова в ЕЖ, которого считал и считаю одним из самых толковых аналитиков России. Однако раньше, чем перейти к этой статье, хочу отметить некоторые особенности личности Януковича в его сегодняшнем состоянии, ибо они ощутимо влияют на формы функционирования высших эшелонов власти в Украине.

Янукович как президент

Должность президента – высшая должность в государстве. И она осталась таковой и тогда, когда мы приняли конституционную реформу. Такова уж ментальность жителей Империи, каковую унаследовало и население стран СНГ – большинство населения видит во главе страны царя – Отца родного. И хотя должности такой вроде и нет, но напряженный взгляд все равно его ищет – и находит в лице президента. Что поделаешь, такие уж у нас традиции сложились за века.

Но эта должность ощутимо влияет на психику людей, которые ее анимают: давно отмечено, что шапка Мономаха тяжела, и совсем не каждому носить ее под силу. Каким симпатичным и демократичным смотрелся Ющенко, как он сумел сделать невозможное – объединить наших демократов в единую силу и внушить веру и надежду миллионам людей на свободное и достойное будущее.
И во что он превратился став президентом – барственный и хамовитый божок, грубивший журналистам и заявивший с трибуны соратникам «я вас всех на свалке подобрал», разваливший свою партию и перессорившийся со всеми влиятельными соратниками, лентяй и бездельник, попросту забросивший государственные дела и скомпрометировавший страну в глазах всего мира, - да, шапка Мономаха не каждому по плечу.

Потому приход во власть человека с такой непростой биографией, как у Януковича, вызывал среди прочего и естественные опасения – как повлияет этот пост на его человеческие качества, окажется ли шапка по голове?
Вот прошел год, и картина в основном прояснилась. И картина, увы, неутешительная.
С Януковичем произошла самая обычная вещь, очень часто случавшаяся с людьми, выбившимися из низов на самую вершину – он ощутил, что УЖЕ ДОСТИГ ВСЕГО. И ему уже по сути не к чему стремиться, а важно сохранить то, что есть.
Реализовав и даже далеко превзойдя мечту детства, взяв реванш у врагов и взобравшись на самую вершину, Президент теперь хочет насладиться победой.
Он хочет покоя и комфорта.
Его интересует его поместье, его площадка для гольфа, его яхта, его вертолет. Его комфорт и его безопасность, тут вполне заметны усилия исключительные – ни одного из наших президентов так не охраняли и близко (ну, это было прогнозируемо - Президент наш личной храбростью не блистал никогда).
Еще ему хочется, чтобы другие президенты, особенно президенты влиятельных держав, принимали его как равного. Чтобы уважение.
И чтобы все это было подольше – а ему чтобы потом за все это ничего не было
Но на этом круг живых интересов Президента и закачивается.

Конечно, эти изменении в устремлениях Президента не могли долго оставаться тайной, о них упоминают разные авторы: и Чорновол и Дубинянский  , но в большинстве своем либо не говорят об этом, либо как Дубинянский ограничиваются кратким замечанием. Тем более, что Президент работать не очень хочет, а вот лести хочет чтобы много, и это хорошо видно по тому, сколько патоки течет из уст его ближайшего окружения. И как старательно вымарываются даже и отдаленные намеки на критику. Н-да, все мы видели и не один раз фотографии, где пылкие поклонники целуют руки Януковичу. А он видимо привык и поверил в искренность – Президент у нас человек простой.  

Коллективный Янукович


Однако весь прошлый год, в ударном темпе и не слишком волнуясь по поводу соблюдения чего-то там в стране перестроили всю систему власти таким образом, что де-факто самостоятельность парламента, судов, прокуратуры и правительства стала минимальной. Реально в сегодняшней Украине есть один независимый субъект власти – это Президент страны. И даже формальные полномочия у него такие, каких и Кучма в самый свой расцвет не имел. А о реальных не стоит и говорить – вся страна прекрасно знает, что все большинство в Раде прекрасно можно заменить правой рукой Чечетова. И что спикер ВР – традиционно и при всех президентах некий противовес президентской власти – теперь у нас тише воды, ниже травы, и сам открывает двери бойцам из ПР, чтобы те набили морду глупой оппозиции.
А ведь Литвин тертый калач и не может не понимать, что ослабление оппозиции есть и его личное поражение – кого интересует спикер в единогласном парламенте? А вот поди ж ты…
Значит – значит очень боится, на будущее махнул рукой и хочет лишь продлить свое существование как спикера, хотя бы потому, что оно ему гарантирует неприкосновенность. А то ведь суд над Пукачем при новой власти так же не спешат начинать, как и при старой. А состав обвиняемых изменить – так ведь тоже пара пустяков.
И парламент у нас теперь явно не место для дискуссий, даже по бюджету.
И прокуратура у нас вся донецкая, а Генеральный просто кум и ближайший друг президента, и готов - в любую минуту любое указание.
И суды у нас…и Высшая рада юстиции…и Нацрада по телевидению…и мэры, и госадминитрации… – в общем у нас вертикаль.

Итак вся власть в руках Президента. Но Президент у нас по многим вопросам не слишком компетентен: трудное детство и очень среднее образование на этом уровне уже сильно сказываются. Не слишком компетентен, да и вникать не особо хочет – оно ему уже явно не нужно.

А кто же правит страной? Ну, вполне вроде бы ясно – нами правит «коллективный Янукович». Нет, в почти неограниченной возможности Януковича принять любое решение я не сомневаюсь. Вот только откуда ему знать, какое решение принимать? Это ж нужно долго вникать, изучать вопрос – а он не хочет, да и может совсем не всегда. Значит все решает тот, кто докладывает по данному вопросу, кому дали такое право. Докладывать и приносить проект решения. И чем дальше, тем меньше правок вносит наш президент в приносимые проекты и тем менее внимательно их читает. Вот разве что некие решения, касающиеся высших постов и распределения главных финансовых потоков – тут он внимателен. Ибо и баланс интересов блюсти надо, и баланс сил – дабы никто не подумал, что он и сам порулить может. Да и о себе забывать не след.
За этим следит.
Ну а все остальное – тут решает «коллективный Янукович». Правда, схема двора неопределенна, непрозрачна и пока что кажется переменчива. И все это отнюдь не внушает радостной веры в завтрашний день, а напротив, - внушает серьезные опасения за будущее страны.
Но ведь не враг прислал нам президента – сами выбрали.
Думать надо, когда выбираешь, причем желательно думать головой.

Куда плывем: о будущем реформ и о статье Сатарова


И все это при том, что реформы стране насущно необходимы, - серьезные и непопулярные реформы.
Давно известно, что непопулярные реформы может провести только популярная власть. И у новой власти был приличный рейтинг, позволяющий реформы провести. Однако весь первый год власть занималась лишь одним: укрепляла самое себя да болтала про реформы. А теперь возникают серьезные сомнения касательно будущего этих самых реформ - дождемся ли?
И вот тут самое время вспомнить про статью Сатарова.
В сегодняшней статье в ЕЖ он анализирует первые годы правления Путина, который тоже анонсировал серьезные реформы, имел огромный кредит доверия, однако с реформами не сложилось.
Я позволю себе процитировать с минимальными сокращениями большой фрагмент работы Сатарова:

Социально-экономическая часть программы была обширнее: реформа бюджетной системы, земельный кодекс, трудовое законодательство, реформа ЖКХ, пенсионная реформа, дерегулирование (дебюрократизация), реформа естественных монополий, банковская реформа, реформа таможенного законодательства, развитие финансовых рынков, движение в направлении присоединения к ВТО. Однако уже с лета 2000 г. вся эта работа начала тонуть в бесчисленных согласованиях и интригах различных лоббистов и групп интересов. К лету 2001 г. в Думе уже было сформировано устойчивое большинство фракции новой объединенной партии власти «Единая Россия». Все комитеты были взяты под контроль. Любые препятствия для проведения законов были ликвидированы. Но препятствия были вне парламента. К концу года удалось совершить только два новых подвига: сократить до 24% налог на прибыль, ликвидировав одновременно налоговые льготы, и в октябре принять Земельный кодекс. И то, и другое было полезно для экономики и управления. Но этим все и ограничилось. Весь план экономической программы на 2000-2001 годы удалось выполнить менее чем на десять процентов.

Представьте себе: молодой, популярный, энергичный президент, имеющий полный контроль над законодательным процессом; в воздухе витает: «Мы знаем, что делать. Главное, чтобы нам…». Но никто уже не мешает. И все топчется на месте. Причем цены на углеводороды в 2001 г. еще низкие; висят долги Парижскому клубу; потенциальные западные инвесторы не торопятся в Россию, выжидают. Медлить нельзя. И программа реформ катастрофически срывается. В чем же дело?

Ответ банален: в стране не было политика, готового взять на себя ответственность за решения в трудных ситуациях, в ситуациях, выявляющих противоречия между группами интересов. Путин решителен, когда к нему приходят и говорят: «Мы тут все думаем, что полезно будет, если…». Тогда он, насупив брови, жестко говорит: «Надо срочно делать!». Если же к нему приходят с разными вариантами, он говорит: «Договоритесь, а потом приходите». И все виснет.

Теоретически строилась система, которую любовно, не без некоторого оргазмического восторга, называли «вертикаль власти». Но у вертикали не было вершины. Только некое невнятное, но ощутимое сияние, внушавшее восторг, но не производившее отчетливых властных отправлений. Этого мало, чтобы машина власти работала.


Господа, вчитайтесь в эти строки. И вспомните, что ни для кого не секрет, какую систему пытается скопировать наш «коллективный Янукович». Этот все решающий персонаж просто обезъяна «коллективного Путина». Но тогда, желая оценить, что у него выйдет, есть прямой смысл заглянуть в прошлое: желая оценить будущее копии, можно рассмотреть прошлое оригинала.
А это прошлое описано в процитированных абзацах весьма компетентным аналитиком. К тому же прошло 10 лет, и время очень многое прояснило.

И оцените моменты сходства.
Сначала в задачах: «реформа бюджетной системы, земельный кодекс, трудовое законодательство, реформа ЖКХ, пенсионная реформа, дерегулирование (дебюрократизация)» - это же просто программа нашего «коллективного Януковича», заявленная на ближайшие два года.

Во вторых, начальные условия:и у них в начале нулевых и у нас сейчас  доходы пока малы, а долги висят. При этом уже достигнут полный контроль над парламентом, он уже «не место для дискуссий». Над судом и прокуратурой. Тут тоже совпадения.  

Однако есть и отличия.
Вот «молодой энергичный президент» - тут у нас похуже.
И бюрократия российская поделовитее, и обслуживающие ее аналитики покомпетентнее наших, даже и намного. И впереди у России «семь тучных коров» в виде золотого дождя нефтедолларов в ближайшие 7 лет, а у нас такое вряд ли случится. И огромное единство большинства нации, «встающей с колен», нам тоже не угрожает.

Т.е. развитие России протекало в условиях во многих отношениях более благоприятных, чем те что есть и будут у нас. Тем не менее почти никакие из анонсированных реформ осуществлены не были – это исторический факт.
И Сатаров указывает главную причину: «в стране не было политика, готового взять на себя ответственность за решения в трудных ситуациях, в ситуациях, выявляющих противоречия между группами интересов…Теоретически строилась…«вертикаль власти». Но у вертикали не было вершины. Только некое невнятное, но ощутимое сияние, внушавшее восторг, но не производившее отчетливых властных отправлений. Этого мало, чтобы машина власти работала».

Ах, дорогие соотечественники, – эта картинка Вам ничего не напоминает?
Вот и я о том же.
Ведь и в России во многом тоже правил «коллективный Путин», и Сатаров об этом пишет : «Стоило Путину (коллективному, знамо дело) только чуть-чуть оскалить зубки, как доблестные российские журналисты, особенно телевизионные, восторженно поползли служить. Не все, конечно. Большинство».
Так ведь и у нас так. С журналистами, судами и парламентом «коллективный Янукович» управился не хуже (или не намного хуже) «коллективного Путина». Но, как показала российская практика, «коллективный президент» мало пригоден для проведения трудных, но необходимых реформ.

Таков очень важный для нас вывод из статьи Сатарова, который и побудил меня все это писать. Поскольку в хоре аналитиков прошедшего года уж очень робкими выглядят попытки заглянуть в будущее наших реформ.

Но как мне кажется опыт России вполне убедительно показал, каково необходимое условие успешных и широких реформ в условиях, когда большинство населения вовсе о них не мечтает.
Для их успешного проведения нужна большая воля, большая целеустремленность и большая вера. Нужен лидер «Моисеева типа» по классификации Макса Вебера – человек, принимающий на себя всю тяжесть решений и всю ответственность за их непопулярность, человек умеющий верить и вселять веру в других, не бояться и не отступать перед неудачами и трудностями. Короче, нужен пророк.
Но коллективы не годятся на роль пророков. Нужен один, но Человек. Лидер.
Как Рузвельт, де Голль или Тэтчер.

А если его нет, то и более компетентный и более патриотичный чем у нас коллектив и в более благоприятных чем у нас условиях нерешительно топчется, переминается с ноги на ногу (а ног у коллектива – ой, много!) - и кончается все пшиком.

Ну и какой прогноз для Украины?
Прогноз по аналогии неважный, но ведь «всякое сравнение хромает», как заметили еще римляне. Может давление обстоятельств и отчаянье перед неминуемой катастрофой подвигнет нашего коллективного президента? А может влияние МВФ? А может…но не будем гадать.
Ясно одно – попытка копировать Россию ничем хорошим кончиться не может.
Есть в окружении президента люди, которые это понимают? – надеюсь, что да.
Хватит ли у них решимости сказать о том президенту? Захочет ли слушать их президент, мечтающий о покое и комфорте?
Да кто ж это знает?

Такие вот попытки заглянуть в будущее – прямо скажем, пока невеселые
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments