trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

DW: Почему "Северный поток-2" не вытеснит украинский газовый транзит


"Северный поток-2" встречает растущее политическое сопротивление. Но и в случае реализации проекта транзит газа из России в Европу через Украину, очевидно, сохранится и после 2019 года.


Карта газопровода Северный поток

Москва вынесла приговор транзиту российского газа в Европу через Украину уже вскоре после событий на Майдане, а публично озвучила его четыре года назад в Берлине, где в апреле 2015 года проходило выездное заседание приближенного к Кремлю Валдайского дискуссионного клуба.

Выступая на этом форуме, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что подписанный в 2009 году транзитный контракт с Украиной будет исполнен только до конца 2019 года. Министр энергетики России Александр Новак, отвечая на вопрос корреспондента DW, подтвердил, что решение закрыть украинский транзит окончательное. "Транзитный контракт с Украиной не будет продлен после 2019 года", - категорично заявил тогда министр.

"Северный поток-2" и интересы немецких фирм

Вначале украинский транзит планировали заменить "Южным потоком", а когда от этого проекта Москва отказалась, - второй очередью газопровода, проложенного из России в Германию по дну Балтийского моря. До утра во вторник, 10 апреля, казалось, что прокладке "Северного потока-2" уже ничто не может помешать. Проект активно лоббируют участвующие в нем влиятельные немецкие энергетические концерны. Их интерес понятен. Во-первых, они рассчитывают - причем, скорее всего, не без оснований - покупать газ в России по льготным ценам.

Во-вторых, отключение украинского транзита означало бы для них дополнительные конкурентные преимущества, поскольку в таком случае именно Германия стала бы, как заметил в интервью DW глава правления компании "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев, "основным и единственным газовым хабом для российского газа в Европе".

Политические опасения Украины, Польши и стран Балтии, а также возражения Еврокомиссии, требовавшей мандат на переговоры с "Газпромом", официальный Берлин отметал. Газопровод "Северный поток-2" это, мол, сугубо коммерческий проект, и решать, строить его или нет, должны участвующие в нем фирмы. /Договор хозяйствующих субъектов - как называл Путин газовую войну против Украины/
Так всякий раз отвечали представители немецкого правительства на вопросы журналистов.

"Политический фактор" Ангелы Меркель

На переговорах в Берлине во вторник на этой неделе президент Украины Петр Порошенко, очевидно, все-таки дожал канцлера Германии. Отвечая на итоговой пресс-конференции на вопрос корреспондента DW, Ангела Меркель (Angela Merkel) признала наличие "политических факторов" в проекте нового газопровода и заявила, что "очень внимательно выслушала украинские возражения".

По ее мнению, "не должно быть, что из-за "Северного потока-2" Украина не будет иметь никакого значения с точки зрения транзита газа". А в телефонной беседе с российским президентом, добавила Меркель, она заявила, что, "с нашей точки зрения, проект ("Северный поток-2". - Ред.) невозможен до тех пор, пока у нас не будет ясности, какова дальнейшая роль украинского транзита".

Дания и "украинский вопрос"

Всего через два дня - в минувший четверг, 12 апреля, - к Меркель приезжал премьер-министр Дании, правительство которой еще не дало согласия на прокладку газопровода в исключительной экономической зоне страны.

Вслед за канцлером Ларс Лёкке Расмуссен также заявил, что в случае с "Северным потоком-2" речь идет не только о коммерческом проекте, но и о политике. Причем, пояснил он, "украинский вопрос имеет решающее значение", и его правительство будет учитывать "геополитические рамочные условия", принимая решение, давать свое согласие на газопровод или нет.

Что касается властей Германии, то от них все необходимые разрешения "Северный поток-2" уже получил. Но у немецкого правительства есть правовые инструменты, позволяющие не допускать реализацию тех или иных сделок.

"Газпром" - "Нафтогаз": новый транзитный контракт?

На правительственной пресс-конференции в эту пятницу, 13 апреля, официальный представитель канцлера Штеффен Зайберт (Steffen Seibert) не захотел забегать вперед и угрожать правительственным вето в случае неучета политических аспектов проекта "Северный поток-2". Но он не оставил сомнения в том, что Берлин будет настаивать на сохранении украинского транзита.

"Речь идет о том, чтобы вместе с Россией и Украиной, - заявил Зайберт, отвечая на вопрос корреспондента DW, - найти решения с тем, чтобы Украина и дальше могла играть роль транзитера российского газа".

При этом, что примечательно, теперь Берлин стал поддерживать усилия, которые именно в этом направлении уже давно предпринимает заместитель председателя Еврокомиссии по энергетическому союзу Марош Шефчович. "Мы со всей решимостью поддерживаем переговоры, которые Шефчович ведет с российской и с украинской сторонами", - заявил Зайберт.

В Москве, похоже, смирились с тем, что даже в случае реализации проекта "Северный поток-2" украинский транзит будет сохранен. Об этом свидетельствуют и высказывания Александра Новака, планирующего провести встречу с Шефчовичем в конце апреля или начале мая, и информация газеты "Ведомости", по данным которой "Газпром" и "Нафтогаз" уже приступили к обсуждению нового контракта о транзите газа через территорию Украины.

"Пункт отгрузки товара" изменению не подлежит

Впрочем, шансы на сохранение украинского транзита повышают не только политические требования канцлера, но и давно существующие, подписанные на десятилетия контракты "Газпрома" с его европейскими клиентами. Эти документы конфиденциальны, но люди знающие уверяют, что в них прописан и украинский маршрут доставки товара покупателю.

Если же "Газпром" попытается поменять в этих контрактах "пункт отгрузки товара" с западной границы Украины, например, на немецкий Грайфсвальд - терминал приема газа из "Северного потока-2", то его европейские партнеры наверняка потребуют пересмотра и других разделов подписанных соглашений, в которых, в частности, речь идет о сроках, гарантированных объемах покупки и ценах.

DW


То, что некий транзит будет сохранен - было ясно и до всей этой истории.Просто потому что для некоторых южных территорий транзит через Украину - явно наиболее выгодный маршрут.
Потому вопрос не о том, сохранится ли транзит в принципе, а об объемах такого транзита. Минимальный объем транзита, при котором содержать украинскую ГТС в нынешнем ее виде без существенного сокращения - это 45 млрд куб в год, и это минимум миниморум. Тогда как для обеспечения нужд южного направления транзита Газпрома необходимо не более 15 млрд.

Вот какие объемы выторговал Порошенко (хотя мне кажется, что тут главную роль сыграл не Порошенко, а давление США, ЕС, и Дании - но это уже третий вопрос) - не известно. Известно что переговоры о новом транзитном контракте идут очень активно, но их содержание пока что полная коммерческая тайна.

Но мне думается, что минимум обеспечивающий целесообразность содержания ГТС будет обеспечен, как минимум еще года на три после 2019, когда заканчивается нынешний контракт. А что будет потом - не известно, т.к. не определена общая ситуация на энергетическом рынке Европы
Tags: Газпром, Германия, ДВ, транзит
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

Recent Posts from This Journal