trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

Школа Шульман. Мартин Лютер и жизнь идей.


Известный популяризатор политологии Екатерина Шульман - врожденный преподаватель. решила использовать свое время на ЭХЕ для продвижения политологических знаний в массы народные.
И организовала в рамках своей программы два проекта: "ОТЦЫ" и "Азбука".

Сегодня я предлагаю своим читателям еще второй текст из серии ОТЦЫ (первый был посвящен Максу Веберу


Сегодняшний наш «отец» — человек самого решительного и вошедшего в историю действия. Это Мартин Лютер. 500 лет тому назад он по легенде приколотил 95 тезисов к дверям Церкви всех святых города немецкого города Виттенберга.
Историки говорят, что, может быть, не было этого, но сами тезисы были. Было ли приколачивание их к дверям Церкви всех святых города немецкого города Виттенберга, неизвестно, но, тем не менее, будем считать, что приколотил — 95 тезисов, изложенных на латыни.

Мартин Лютер родился в Саксонии, тогда части Священной Римской империи в семье достаточно амбициозного отца, который хотел всем своим детям дать образование, и, кстати, был разочарован тем, что сын его Мартин Лютер после того, как отучился в университете, решил стать монахом. А почему Лютер решил стать монахом? По легенде опять же под влиянием обета, который он дал, проезжая на лошади в грозовую ночь. И возле него раздался удар молнии и тут он, говорят, крикнул: «Если я останусь жить, то уйду в монастырь».

Потом, в ходе своей деятельности как вождя и лидера реформации он перестал быть монахом, кроме того женился на беглой монахине Катарине фон Бора, одной, между прочим, из 12 монахинь, которым он помогал сбежать из цистерцианского монастыря. А знаете, как они убежали? Он помог им спрятаться в бочках из под селедки, как в «Хоббите». И на одной из этих 12 потом женился. Вот таковы были лидеры реформации.

Умер своей смертью, что нехарактерно для религиозных лидеров – не согрел на костре, не стал жертвой наемного убийцы. Хотя своими сначала 95 тезисами, а потом своей деятельностью, можно сказать, по установлению новой реформированной христианской церкви разрушил единый крещеный мир, разрушил монополию папского престола на руководство душами паствы, положил начало приблизительно всему, что после этого произошло в Европе: образование национальных государств, перевод библии на национальные языки, взрывной рост книгопечатания, религиозные войны.

Лютер был первый человек, который, как мы сейчас говорим, который поднялся на хайпе. Каким образом это случилось? Его 95 тезисов были, собственно говоря, обращены против индульгенции, вообще-то говоря, с чего все началось.

Как многие авторы перестройки первоначально он хотел систему не то чтобы порушить, сколько пофиксить, говоря нашим нынешним языком, то есть исправить некоторые злоупотребления, которую он видел в католической церкви и, прежде всего, широкую продажу индульгенций. Поэтому его 95 тезисов опровергают эту продажу опираясь на первоисточники, как тогда было принято, на священные тексты – на Евангелие, на труды отцов церкви. И, собственно, он доказывал, что нехорошо так делать — продавать отпущение грехов за деньги, и потом рассказывать верующим, что если ты заплатил денежку, то душа твоего близкого человека тут же из чистилища попадет сразу в рай, и, более того, тебе простятся твои собственные грехи не только прошлые, но и будущие. Ну, действительно, много всякого безобразия было к тому моменту в католической церкви.

Дальше, что называется, больше. Дальше из этого невинного намерения остановить злоупотребления и коррупцию вышла новая, реформированная будущая протестантская церковь.

Так вот в чем была вирусность этого дела. Книгопечатанье тогда уже существовало. То есть монополия на знание, на эту рукописную книгу, которой до этого обладала католическая церковь, она уже разрушалась. Памфлет Лютера – вот эти 95 тезисов – и его дальнейшие публицистические труды во славу его новой реформенной религии, они расходились по всей Европе за несколько недель. Они печатались за день за два – невероятная скорость по тем временам. И дальше они распространялись, как говорили тогдашние власть предержащие, как чума, то есть именно как зараза, как вирус – скажем мы сейчас – распространялись по все Европе. Люди их читали, умственно возбуждались и, соответственно, не желали больше повиноваться своим государям мирским и церковным.

Не углубляясь сейчас в историю реформации, в теологическую и политическую мысль Лютера, скажем вот что: в чем ценность этих новых идей была для формирования политического сознания? Сам Лютер был сторонником монархии, как все люди того времени. Считать, что у него были какие-то особенные демократические убеждения, естественно, нельзя.

Ни один великий отец, за исключением, может быть, Аристотеля, не опережает свое время, ну или почти не опережает. И про нас скажут то же самое потом, на самом деле, когда современная демократия трансформируется до неузнаваемости, то, например, какая-нибудь моя любовь к демократии репрезентативной и парламентской тоже будет выглядеть страшно отсталой. И про меня скажут, она считала, что ничего лучше депутатов и парламентов не бывает, а сейчас смотрите: каждый сам себе депутат, голосует по телефону и так же предлагает законы и поправки к законам.

Так же было с Лютером и реформацией. Реформаторское движение не было политически революционным по замыслу, хотя оказалось таким по факту. Но представление о том, что спасение души возможно через прямой контакт человека с Богом без посредничества каких-то князей церкви, что каждый сам за свою душу ответчик, что необходимо внутри себя разбирать свои грехи и добродетели и спасаться верой, добрыми делами и милостью Божией, а не индульгенциями, исполнением обрядов, принесением даров своей родной католической церкви, — это идея индивидуалистическая по своей природе, поэтому в дальнейшем протестантское движение рассматривалось как нечто, противоречащее божественному праву королей и абсолютной монархии. Поэтому абсолютистские монархии типа французской были католическими, а те страны, которые были протестантскими, приходили постепенно к некоторому ограничению верховной власти.

Собственно, вся динамика политических конфликтов в Англии, начиная с того момента, как Генрих VIII решил стать тоже протестантом, а не католиком не для того, чтобы стать демократичнее и ограничить свою власть – наоборот, для того, чтобы самому стать главой своей национальной церкви, не быть подотчетным Риму и самому править. Плохо ли это? Как это называется, другой бы спорить стал. Конечно, хорошо.
Так вот, начиная с этого момента и до того момента, как католическая династия Стюартов в лице своего последнего представителя Якова II лишилась престола и сменилась протестантской династией, – вот эта вот борьба между католической идеей о том, что царская власть абсолютна и протестантской идеей о том, что каждый должен сам выстраивать свою жизнь и приходить к спасению небесному через праведное поведение земное, — она способствовало ограничению, в том числе, законодательному верховной абсолютной власти. Начало всему этому положил Лютер со своими 95 тезисами, казалось бы, направленными всего лишь на то, чтобы не продавали индульгенции. Вот таковы последствия самостоятельной мысли и книгопечатания.

«Вообще, идея, овладевая массами, становиться материальной силой», — говорил Владимир Ильич Ленин, человек специализирующийся на насильственном захвате власти. Есть такой момент, идея может вызвать, последствия, которых вовсе не желал автор идеи.

Это, может быть, грустно для власть предержащих, потому что трудно остановить распространение идеи. Если медленный печатный станок не остановила могучая власть Рима, то уж, дорогие товарищи слушатели власть предержащие, не предержащие, уж вы-то своими лапками в интернет точно не залезете и никакого там особенного фаервола там не построите. Идеи будут распространяться и овладевать массами.

В этом есть значительный элемент опасность. Еще бы! Именно благодаря этому и экстремисты и крайне религиозные учителя и фанатики находят себе паству, последователей и желающих выполнять их всяческие распоряжения. С протестантизмом это тоже происходило. Началось только дело с Лютера. А потом были и всякие странные примитивно коммунистические республики, основанные на буквальном выполнении Евангелия, как они его понимали; и мрачные кальвинистские опыты с обобществлением имущества, чуть ли не жен и детей. Всякие безобразия.

Идеи – опасные вещи. Но люди не могут без них жить. Поэтому ничего не поделаешь. Увеличивайте число вето-игроков, выстраивайте систему сдержек и противовесов, не концентрируйте всю власть в своих руках, потому что, когда вам отрежут эти руки, то вся власть из них вывалится. Старайтесь распространять. И тогда радикальные идеи не так будут вам опасны. Но они будут опасны, все равно время от времени потрясения будут происходить.

Какова роль личности Лютера в распространении идей Реформации?
Не будем преуменьшать роль личности в истории. Лютер был человек очень убежденный, крайне мужественный и трудолюбивый до невозможности просто. Фраза, с которой он вошел в историю «Я на том стою и не могу иначе», она, действительно, характеризует его личность. Он был такой кряжистый немецкий человек, который, раз, поимев у себя в голове какую-то идею, уже не мог никак от нее отречься.

Кроме того он обладал красноречием, он обладал публичным политическим талантом. Он не только тезисы писал, он, например, песни писал, в том числе, сатирические. Он писал гимны религиозные./может самая популярная кантата Баха написана как раз на лютеровский гимн Die feste Burg ist unser Gott, Оплот надежный наш Господь/ В общем, всячески всеми силами слова и музыки воздействовал на души слушателей и его появление, его выступление, его публичные митинги, которые он собирал в различных городах Священной Римской империи. Они очень большое там оказывали воздействие, в том числе, кстати, и в ходе крестьянской войны в Германии, во многом спровоцированной его поджигательными идеями. Ему там в одном случае даже удалось остановить массовую резню, приехав и правильно выступив перед людьми. Так что был он человек, видимо, в высшей степени харизматичный.

Тем не менее, надо сказать, что некоторое недовольство католическим учением, рост самосознания, стремление переводить священные тексты на национальные языки, а не на латынь, оно было и без него. И то, что после Лютера появилось такое огромное количество вероучителей – Кальвина мы называли, но было много всяческих и других, — говорит о том, что потребность была. Где есть потребность, появится и предложение.


Верный своим дурным привычкам, буду комментировать слова Шульман. И первое, что хочется сказать, что текст этот наговорен Шульман на ЭХЕ в ноябре 17-го года. Это важно, потому что она говорила тогда о всесилии распространяющихся идей, и что глупо пытаться остановить их, протягивая свои шкодливые лапки к интернету.

Сегодня мы знаем, что российская власть ее не послушала, и попыталась таки закрыть Телеграм - и сегодня нам известны последствия. А профессионалов нужно слушать.
Но власть, достигшую определенного уровня центропупизма, убедить в этом почти невозможно. И власть попробовала. Получилось плохо.

Но вот причина, по которой власть выводов не сделает: вышло плохо для людей и организаций. Для власти ничего плохого не случилось, - просто так устроена Россия. Значит попытки решать самостоятельно вопреки мнению профессионалов будут успешно продолжены.

К тому же вера святая, что профессионалы - просто ничто, а вот сосед вчера мне сказал - это поистине лучшее из доказательств нашей чистоты и силы - такое мнение глубоко народное, стоит только посмотреть вот эти комментарии. В эпоху тотального верхнего образования (высшим его назвать - язык не поворачивается) именно оно захватило сеть и, как всякая идея, захватив массы, стало материальной силой.
В этом как и во многом другом - современная власть в России глубоко народна, а значит простоит еще не один год. И еще раз можно убедиться в справедливости мненияы одного умного журналиста: Егор Гайдар никогда не будет президентом России. Президентом России не станет человек, который употребяет в речи слово "отнюдь"

А вот когда президент говорит Хватит жевать сопли... Мы их и в сортире замочим - это безусловно народный президент, а за народность ему простится многое.


Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовется
Это еще одна центральная мысль, которую продвигает Шульман. Это действительно мысль из числа важнейших, Слова и идеи, перевернувшие мир, очень часто приходили от людей, которые искренне считали себя консерваторами, и если что-то и желали изменить, так только вернуться назад и восстановить старые идеи в их первозданной чистоте.

Стоит только вспомнить одного из величайших, который сказал Не нарушить я пришел, но исполнить. Он действительно верил, что это книжники (левиты) и фарисеи исказили дух Торы и Пророков, и его следует восстановить. Более того, его проповедь (тут на меня сейчас обрушатся) в некотором смысле прообраз Лютеровой - т.е. он проповедует личную праведность и личное спасение, помимо официальной церкви, - ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
И ирония истории состоит в том, что в итоге на его учении выстроили самую мощную неслыханной и централизованной власти церковную организацию - ни у мусульман, ни у буддистов ни у евреев нет даже подобия строгой иерархической организации католической церкви (православная не столь централизована, только в рамках одной страны и к тому же традиционно находится в подчинении светской власти).

Т.е. итог у Христа получился не просто не тот, но прямо противоположный его проповеди. Уж не буду говорить что проповедник вечной любви и ненасилия, требовавший любить врагов своих и подставлять другую щеку, - в итоге оказался основателем Инквизиции и замечательного указания папского легата в войне против альбигойцев. Он на ответ одного из вождей крестоносцев как при взятии крепости отличить католиков от еретиков бросил знаменитую фразу: Убивайте всех, Господь [на небе] узнает своих (впрочем, это не доказано ибо опирается лишь на один источник)Но даже если легенда, ее живучесть указывает на характер мышления католиков эпохи Крестовых походов или эпохи Торквемады - трудно найти хоть что-то, более противоположное и слову и духу Нагорной проповеди.

Такова жизнь идей - они обособляются от авторов, живут своей жизнью и могут привести к последствиям, которых автор никак и никоим образом предвидеть не мог. И как оказалось, это касается людей - но может даже и богов.

Им тоже Не дано предугадать ...
Tags: Шульман, идея, политология
Subscribe

  • Голова дельфина

    Якая звезда в центре - звезда типа Вольфа-Райе. Именно мощнейший звездный ветер, характерный для звезд этого типа, создал этот характерный…

  • К походу британского эсминца

  • Неопубликованная война

    Эти снимки военных корреспондентов, не прошедшие военную цензуру, публикуются впервые на сайте НГ. Они оказались в редакции благодаря…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments