Павел Казарин
Месяц назад сразу две платформы – Facebook и Apple – удалили страницы блогера Алекса Джонса. Официальная причина – разжигание ненависти.
Джонс вел конспирологический канал InfoWars, в котором рассказывал, что Мишель Обама – трансгендер, Аль-Кайеду спонсирует Джордж Сорос, вакцины вызывают аутизм, высадка на Луну была подделкой, а теракты 9/11 были организованы правительством, которое также располагает "погодным оружием" и управляет торнадо.
YouTube согласился удалить лишь несколько видеозаписей Джонса. Twitter к бойкоту присоединяться не стал.
Характерно, что Джонс был завсегдатаем российского телеканала "Царьград ТВ". Его любил приглашать Александр Дугин, в передачах которого американский конспиролог хвалил российского президента и критиковал расследование о связях Трампа с Кремлем.
Если бы Алекс Джонс был осторожнее с высказываниями в адрес мигрантов из мусульманских стран, его страницы продолжили бы существовать.
И это отличная история про то, как устроено медиапространство.
Последние два десятилетия мы живем в совершенно новой реальности. Технологии упростили коммуникации – количество контента растет по экспоненте.
И оказалось, что в ситуации новой конкуренции торговцы паранойей и неврозами побеждают тех, кто торгует аргументами и рацио. В результате складывается ситуация, когда граждане самых разных стран думают о реальности куда хуже, чем стоило бы.
/Мне хочется прямо тут прервать автора и прокомментировать этот отрывок.
У нашего мозга есть парочка особенностей
Первая: мы стремимся у каждого явления найти простую причину, и чаще всего, чье-то желании и действие, т.е. мы видим миром похожим на самих себя. Отсюда боги как очеловечивание природы - дождь идет потому что захотел бог дождя, ветер дует потому что захотел бог ветра и т.д. Именно здесь в очень глубоких и древних слоях человеческой психики коренится конспирология. Она ведь поступает точно так же - за каждым событием она находит злую волю и деяния.
Второе свойство нашей психики - настроенность на угрозу, это тоже очень древнее качество, выработанное и закрепленное отбором. Поэтому наш мозг острее реагирует и лучше запоминает плохие вести, чем хорошие.
Вот эти два свойства и эксплуатируют вовсю производители конспирологических теорий и трубадуры катастрофизма. Это в массе своей жулики, хотя среди катастрофистов есть и честные люди, их мозг именно так работает, они жертвы своей природы. Но независимо ни от чего нужно приучать себя не реагировать ни на конспирологов, ни на катастрофистов - это эксплуататоры, они эксплуатируют наши природные слабости/
Вдобавок, информационный рынок перестал быть рынком. В том числе и потому, что он превратился в поле боя. Оказалось, что манипулировать представлением о реальности куда проще и дешевле, чем менять саму реальность.
Одной из первых это поняла Москва, которая стала создавать систему медиа и блогов, общая задача которой – проведение диверсий.
Эта технология не нова. Советский Союз точно так же вел информационные войны с Западом. Но у него был определенный ценностный набор, который он пытался продвигать на экспорт. В списке были плановая экономика и "интернационализм", "равенство" и "социальная защита".
Современная Россия перелицевала правила боя. Отныне войны идут по логике диверсионных операций. Когда важно не столько продвижение "своего", сколько разрушение "чужого".
По сути, Москва целенаправленно торпедирует чужие институты и доверие. Размывает концепт факта. Предлагает на выбор целый ворох отчаянной конспирологии. Подкармливает фриков и инвестирует в хаос.
По каждому предмету дискуссии вбрасываются дополнительные версии, единственная задача которых – погрести под собой правильный ответ. "Луна – выдумка масонов". "Луна сделана из швейцарского сыра". "Луна – рукотворный круг, прибитый гвоздями к небесной тверди". Все они призваны заглушить голоса тех, кто робко напоминает, что Луна – спутник Земли.
Инвестиции в тотальное недоверие, повсеместную "зраду" и примитивные упрощения накладываются на реальные трудности. Мультиплицируя их в общественном сознании до запредельных величин. В результате мы наблюдаем рост антимигрантских настроений. Спрос на изоляционизм. Торжество популистов.
Москва не предлагает альтернативу. Она всего лишь разрушает ту систему, которой она проиграла Холодную войну. И наша страна не стала исключением.
До 2014 года российское влияние в Украине было сосредоточено на продвижении московской повестки.
ОДКБ – вместо НАТО. Таможенный союз вместо Европейского. Российский рынок вместо западного.
Когда война маргинализировала эти лозунги – на первый план вышла та же стратегия, что применяется в ЕС и США. Цель которой довольно очевидна – вернуть Украину в ситуацию 2013 года.
Причем эта технология довольно беспроигрышна. По одной простой причине. Для нее не существует противоядия.
Мы верим в концепты "рационального выбора" и "спроса на качество". Но в том и штука, что эти правила перестают работать. В том числе и потому, что на рынке появились штрейкбрехеры. Те игроки, которые не пытаются играть по правилам.
Давиды побеждают Голиафов по большей части в притчах. А в реальности становятся гумусом под ногами неразборчивых в средствах левиафанов.
Проблема в том, что дискуссии о противоядии попросту не существует. В этом направлении пытаются работать США и Франция, но готового сборника рецептов не изобретено. Может ли открытое общество оставаться открытым в условиях агрессии со стороны закрытого? Где грань между пропагандой и журналистикой? Должна ли наступать ответственность за фейки и манипуляции?
В публичных дебатах существует важное правило. Тот, кто говорит правду, всегда проигрывает тому, кто лжет. Потому что первый ограничен рамками этой самой правды. А второй не ограничен ничем.
В том числе, если это дебаты о нас самих.
Тут я не знаю.
В моем личном опыте лжец проигрывает правде. Но с одной важнгой оговоркой - если дебаты много дневные. Если они короткие. то вообще побеждает крикун и хам - просто так устроено общественное восприятие, что оно не бьез труда различает наглость и силу.
Ноя должен полагаться на опыт журналиста, тем более, что он полагается на профессиональный опыт всего сообщества журналистов а я на скромный личный.
Но в одном он прав. Особенность российсмкой пропаганды - отсутствие единой позитивной идеи. Мы можем говорить что угодно,поскокльу просто не придаем значения речи.
Т.е. эт о технология чистого разрушения без позитива. Потому ее трудно разрушить - ибо там просто нечего разрушать. Тяжело атаковать пустоту.
И как это ни странно - единственным противодействием этому может быть только вера. Не обязательно религиозная. Но ничего позитивного ни в науке ни в жизни невозможно создать без веры. А российская пропаганда продукт циников, у них нет души и потому они стремятся лишить души всех вокруг. Это живые ходячие мертвецы, которые хотят всех видеть мертвыми.
Как у Толстого в "Холстомере" - Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского -это вот такие ходящие по свету мертвые тела. И их нужно уметь распознавать.
Поглядите на Путина - разве он живой?