?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Дороги, которые мы выбираем: о путях украинского православия
trim_c


  Крестный ход


Екатерина Щеткина


В ответ на решения Синода на Фанаре касательно судьбы украинской церкви Синод РПЦ, собравшийся в Минске, разорвал отношения с Вселенским патриархом.

У епископов РПЦ просто не оставалось выбора: во-первых, они сами анонсировали "раскол всего мирового православия" в ответ на "аннексию" Украины греками, во-вторых, теперь только таким образом Моспатриархия может сохранить церковный раскол в Украине. Что, по всей видимости, остается ее главной задачей — настолько важной, что целого православия не жалко.

"Раскол, сравнимый с великой схизмой", впрочем, выглядит довольно неубедительно: "откололась" только РПЦ, да и та в одностороннем порядке — Фанар никак не отреагировал на минский демарш. Все прочие представители мирового православия пока что выказывают всего лишь досаду, а вовсе не готовность выкопать томагавк и кинуться в самую гущу всеправославной битвы за чужие территориальные интересы. Конечно, РПЦ потребует у всех определиться, на чьей они стороне — "истины" (т.е. Моспатриархии) или "беззакония" (т.е. Фанара). Но, предполагаю, ответы они получат даже более уклончивые, чем до сих пор.

Пока что однозначно на стороне московских патронов — Белорусская ПЦ (экзархат в составе РПЦ) и УПЦ МП. Якобы автономная, но опереточность этой автономии становится очевиднее с каждым днем. Представители епископата УПЦ МП официально заявляют то, что не сами придумали: раскол сохраняется и расширяется, все церковные контакты с Константинополем — вплоть до посещения храмов и монастырей — запрещены и неканоничны. Самые радикальные — как новая "звезда" УПЦ МП митрополит Запорожский Лука — заходят в служебном рвении на самую границу возможного: нет такой церкви, нет такого Патриарха, да и города такого — Константинополь, — как известно, тоже нет. А что и кто есть? — спросите вы. Только те, кто согласен с перечисленным выше.

Слабость позиции УПЦ МП очевидна. Если в России можно проследить за выполнением и наказать всех ослушавшихся, то в Украине ослушавшихся может оказаться слишком много. Оттого, наверное, и нотка истерии в речах лучше слышится.

И абсурдность ситуации глаз режет: вчера еще была церковь, а сегодня уже не церковь, и только потому, что московский Патриарх из белорусской столицы так велел. Никаких догматических обоснований "почему не церковь" никто так и не потрудился дать. Зачем? Никто и не собирается скрывать, что идет борьба за территории, а вовсе не за чистоту веры.

Кто, кроме собственных филиалов МП, может поддержать "новый великий раскол"? Афон. Поскольку монашеское государство находится в юрисдикции Вселенского Патриарха, руководство РПЦ строго-настрого запретило ездить туда своим прихожанам. Что для некоторых прихожан оказалось настоящим ударом — они так привыкли к этому маршруту, что пришлось несколько раз повторять и разъяснять особо непонятливым: нет, нельзя, ни чучелком, ни тушкой, ни помолиться, ни просто на экскурсию — никаких контактов. Для определенной части духовных чад РПЦ это, конечно, большая потеря — они успели перекачать в святой остров, по скромным подсчетам ВВС, 200 млн долл., а по нескромным — телеграмм-канала Незыгарь — полмиллиарда. Потоки пожертвований РПЦ предполагает перенаправить из монастырей Афона на отечественные аналоги — Валаам, Соловки, Троице-Сергиеву лавру. Импортозамещение — так уж во всем.

Это потеря и для Афона. Ну что ж, если захочет своих спонсоров назад — пускай повлияет и на своего Патриарха, и на греческие власти, которые стали с подозрительной регулярностью отказывать в визах тем, кто связан с РПЦ. Проглотили полмиллиарда российских денег — пускай оказывают услугу. К голосу Афона вряд ли прислушается правительство Греции. Но к нему прислушаются в православном мире. И уж наверняка голос Афона будет иметь вес на внутреннем российском пропагандистском рынке — голос "здравых сил в православии", голос старцев. Не знаю, есть ли где-то еще, кроме России, такой раздутый культ старцев.

Очевидная слабость позиций Московской патриархии, ее неспособность реализовать свою версию "прихода Антихриста" пускай вас не обманывает. Нет, это еще не победа. И все еще может — как предрекал один неофициальный спикер УПЦ МП о.Николай Данилевич в самом начале истории с Томосом, — "закончиться пшиком". Слабость противника ничем нам не поможет, ибо сейчас все упирается не в Москву и не в Фанар — мяч на нашей стороне поля, и именно мы теперь должны сыграть как победители.

Наша, украинская, часть работы — Объединительный Собор. Все, что происходило до сих пор, было, по-своему, проще — убедить Вселенского Патриарха, убедить Госдеп, раскрутить пропагандистскую машину внутри страны и привлечь на сторону Томоса всех заинтересованных в украинской независимости. Мы получили все внешние гарантии — от Госдепа (они поддержат), от Фанара (они дадут Томос и уже вернули в лоно канонической церкви всех "раскольников"), от Банковой (готовы споспешествовать всячески и уже отдают Константинополю самый роскошный киевский храм), от МИДа (и дальше будут убеждать все зарубежные центры принятия решений в том, что Томос нужен нам для победы даже больше, чем "джавеллины"). И даже от Московской патриархии мы получили гарантии: если мы все же получим свою автокефалию — "держите меня семеро".

Казалось бы, чего же все, затаившись, ждут? Ждут ведь — воздух дрожит от напряжения. И в Москве ждут. И на Фанаре. И в Украине. А вот чего: договорятся — или как всегда? Ведь не в первый раз — сколько уже было обещано "объединений" между УПЦ КП и УАПЦ. И всегда срывалось. И всегда следовали взаимные обвинения и оскорбления. Одни оказывались заносчивыми упрямцами, уверенными, что весь выигрыш должен оказаться в одном кармане, а другие — "купленные", "засланные" и вообще "агенты". Ни одна сторона при этом не выглядела не то что красиво или убедительно — просто прилично.

У нас есть почти полный набор гарантий. И не хватает только одной — гарантии от самих себя. Ее-то и ждут те, кто стоит в низком старте и готов перейти хоть завтра — но только в том случае, если это действительно будет Единая Поместная церковь, а не уже известный цирковой номер в исполнении давно знакомых артистов.

Что же мы увидим в ближайшее время — повторение пройденного или нечто новое? Пока информация поступает не слишком утешительная. В интервью каналу ZIK предстоятель УАПЦ митрополит Макарий заявил, что никаких компромиссов с главой УПЦ КП достичь не удается. Патриарх Филарет настойчиво ведет дело к тому, что "новой" украинской церковью, которая получит Томос, станет именно УПЦ КП. А все остальные могут просто присоединиться. Устав новой церкви? Он уже есть — это Устав УПЦ КП. Название? Тоже есть. Патриарх? Смешно, что вы спрашиваете. В общем, никаких новых структур, новых правил игры и новых лиц. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из слов митрополита Макария.


макарий филарет
  Митрополит Макарий и Патриарх Филарет


Именно этого напряженно ждут в Москве — склонят главу УПЦ КП хоть к какому-нибудь компромиссу или нет. На "нет" поставлено очень многое, если не все. Патриарх Филарет — ключевая фигура в московской игре. Если помните, меньше года назад Москва пыталась перехватить контроль над этой фигурой — Патриарха убедили через "общих знакомых" написать памятное "письмо съезду" с просьбой снять канонические запреты и начать жизнь с чистого листа. Инициативу осведомленные источники приписывают в то время еще архиепископу Тихону Шевкунову ("духовнику Путина"). Архиепископ Тихон якобы предлагал снять анафему, пока этого не сделал Константинополь, — и таким образом хотя бы сохранить лицо. А еще закрепить в Уставах обеих церквей статус широкой автономии и даже, возможно, курс на автокефалию — и таким образом перехватить инициативу на украинском направлении, опередив Фанар.

Шалость не удалась. Инициативу будущего митрополита Тихона перехватила партия Патриарха Кирилла — и спустила ее на тормозах. Вопрос о снятии анафемы заглох на дальних подступах. "Широкая автономия УПЦ МП", зафиксированная в Уставах, оказалась значительно уже, чем была раньше. Слово "автокефалия", разумеется, даже не прозвучало. Патриарх Филарет, если помните, был страшно раздосадован очередной "московской зрадой". К счастью, не прошло и полугода, как стартовала президентская кампания "Томос от Константинополя" — и команда Патриарха Филарета с необыкновенной энергией включилась в нее.

Патриарх Кирилл сделал глубокий вдох и поставил на недоговороспособность главы УПЦ КП. А если все сорвется на этот раз, учитывая степень наэлектризованности публики, разочарование может перейти в апатию, которая на годы отложит реанимацию проекта "автокефалия". Особенно если она не будет нужна предполагаемой новой украинской власти. Было же уже такое — в 2008-м.

Увы, нельзя сказать с уверенностью, что это напрасные надежды. Патриарх может заупрямиться. И очень многое будет зависеть от того, какие именно компромиссы созреют под руководством константинопольских экзархов. Но предполагать "сценарий 2008-го" уже не приходится. Ситуацию на шахматной доске в корне меняет появление константинопольской ставропигии — фактическое присоединение Украины ко Вселенскому патриархату. Даже если компромиссы так и не созреют, если Объединительный Собор провалят, если в результате вместо единой церкви по известной украинской арифметике один плюс один окажется равно трем (двум старым, которые так и не объединились полностью, плюс одна новая конфессия), для всех желающих остается возможность сохранять единство с церковью Константинополя, действующей в Украине: присоединиться к ней в индивидуально-приходском порядке. Судя по тому, что сказано в итоговом документе Синода на Фанаре, Киев — это только первый этап, далее ставропигии могут появиться по всей Украине.

Это, если хотите, "план Б". Который, кстати, уже давно висел в воздухе и обсуждался при митрополите Владимире (Сабодане), но так и не был реализован из-за сопротивления промосковских сил в УПЦ МП. Еще один повод Москве сожалеть об упущенных возможностях — в "старом" варианте предполагалось сохранение церковного первенства митрополита Киевского УПЦ МП. Теперь — нет.

Такой план называют даже более предпочтительным для Константинополя: он позволяет сохранить в своем составе Украину достаточно долго, и при этом Константинопольская церковь оказывается по количеству приходов самой крупной православной церковью мира, опережая Российскую и Румынскую ПЦ. Но это довольно проблемный план, ибо в Украине придется иметь дело не только с Москвой, но и с Патриархом Филаретом, который — по старой привычке — обязательно обвинит Константинополь в вероломстве (не себя же обвинять в несговорчивости!). И основная линия конкуренции в этом случае проляжет именно таким образом — между УПЦ КП и Константинопольской церковью, к которой захочет присоединиться не только часть УПЦ МП (бóльшая, чем та, которая готова была бы присоединиться к Патриарху Филарету), но и часть УПЦ КП (та, которая предпочтет константинопольскую гарантию каноничности харизме Патриарха Филарета).

Что же Томос — его так и не дадут по "плану Б"? Дадут. Во благовремение.

И все же "план А" тоже имеет свои преимущества. Украина — большой и лакомый кусок. И Константинополь наверняка попытается сохранить ее под своим контролем. Но ему для этого совсем необязательно "оставлять Украину себе". Как бы убедительно ни выглядели документы XVII века, Украина — по многим параметрам — остается спорной территорией. Не зря один из видных иерархов УПЦ МП сгоряча сравнил действия Константинопольского Патриарха в Украине с действиями российского президента в Крыму. Что ж, если одному Риму "так можно" — прийти и забрать то, что он считает "своим", то так можно и другому Риму. Но в этой ситуации дистанцироваться от спорной территории, дав ей независимость, было бы менее опасно для собственной репутации. Дистанцироваться — но не потерять контроль. По всей видимости, в этом состоит "план А" — не только довести дело до реального Объединительного Собора и Томоса, но и обеспечить соблюдение интересов Константинополя после получения автокефалии.

Но если этот план не сработает, на Фанаре могут и подождать.


Екатерина Щеткина - главный автор ЗН по церковным вопросам - помимо знания предмета еще и пишет хорошо. Потому я ее почти и не редактирую.

Однако у материала есть и бесспорная информационная ценность, именно она прежде всего интересна "читателю газет". В этоми плане обратите внимание на вторую часть текста, ту, что после весьма выразительного портрета двух иерархов - Филарета и Макария.

И первая идея - нам разъясняют, что главная проблема для Киева и одновременно главная ставка Москвы - безудержная гордыня и властолюбие Филарета, его полная непримиримость уже несколько раз срывали объединение двух антимосковских церквей. Именно Филарет, а не козни Москвы, суть главное препятствие, которое следует преодолеть АП для достижения поставленной цели: получение томоса не позднее середины февраля, а лучше бы даже середину января.

При этом следует учесть и вторую идею: вопрос отделения православной Украины от МП в принципе решен, но с его завершением на Фанаре могут и не торопиться. Это Порошенко надо торопиться, а Фанару спешить некуда, у них в запасе вечность. И главный плюс ситуации - что и Филарету надо торопиться. Он ведь понимает, что не вечен и что перед ним шанс войти в историю православия: упустить такой шанс по мелочному самолюбию - это слишком даже и для Филарета. И его возраст - главный козырь для АП и для экзархов, впрочем не факт, что экзархи будут торопить строптивца, их задача - растягивать по Украине ставропигию.

И есть идея третья и тоже немаловажная.
Оказывается моя идея, что конечно же предоставить автокефалию Киеву должна была бы Москва - и сохранила бы влияние практически во всей полноте. еще и благодарность бы приобрела в глазах украинцев, оказывается идея эта обсуждалась активно в верхах МП. И высказал ее не кто-нибудь а сам Тихон (Шевкунов), а это означает, что идея была одобрена самим Путиным.

И вот тут выяснилось, что немерянной гордыней и властолюбием не только Филарет заражен - не в меньшей степени им заражен и Кирилл. Оба иерарха повинны в грехе гордыни, и война церквей в огромной степени их личная заслуга.

Такой вот расклад на сегодня. Филарет пока что сподобился на ма-а-ленький шажок назад т.е. его можно именовать и Митрополит Киевский - но одновременно Патриарх Украины-Руси.
Согласятся ли на такой компромисс Макарий и экзархи - у меня очень большие сомнения. С точки зрения Константинополя - сегодня и до получения томоса каноническим патриархом Украины является Варфоломей и только он.

А для обретения каноничного патриаршества нужно провести Объединительный собор, утвердить устав и избрать предстоятеля - вот тогда можно и томос получить и патриархом уже не самопровозглашенным, а каноничным именоваться.
Но пока что упирается Филарет.

Что ж, история и Украина могут и подождать - процесс пошел и он неостановим.
Время только Порошенко и Денисенко подпирает. Все остальные могут и подождать

  • 1
А я за независимость упц. Московская церковь это сборище жирных котов, которые кроме омерзения других чувств не вызывают. Я и сам хочу отколоться от их жирных рож, мерседесов в кортежах и чванства.


Каковы бы ни были высшие церковники Московской патриархии, в УПЦ КП они ещё хуже.Почитайте про Денисенку, а каков поп, таков причёт и приход.




P.S.Знаете, у меня церковь в двух шагах от дома.Метров триста.Никаких жирных котов я там не вижу.Платы за требы божеские.Священник вовсе не толстый(хотя полнота у них от нездоровой работы, там заодно и варикоз жуткий), служит хорошо.


Да какая разница. В сказки о том, что рпц путин влияет на украинцев я не верю.

"моя идея, что конечно же предоставить автокефалию Киеву должна была бы Москва - и сохранила бы влияние практически во всей полноте. еще и благодарность бы приобрела в глазах украинцев, оказывается идея эта обсуждалась активно в верхах МП. И высказал ее не кто-нибудь а сам Тихон (Шевкунов), а это означает, что идея была одобрена самим Путиным."

Это просто поразительно .Даже цитируемый вами автор всего лишь гадает-"и даже, возможно, курс на автокефалию", а вы уже пишете, что "КОНЕЧНО ЖЕ предоставить автокефалию Киеву должна была бы Москва - и сохранила бы влияние практически во всей полноте. еще и благодарность бы приобрела в глазах украинцев, оказывается идея эта обсуждалась активно в верхах МП. И высказал ее не кто-нибудь а сам Тихон (Шевкунов)"

Здесь всё верно с точностью до наоборот-и не должна была, и влияние утратила бы почти полностью, и "благодарность" была бы такая, какая обычно бывает в подобных случаях.И ни из чего не следует, что Шевкунов готов был дать автокефалию.Вообще ни из чего.

Но всё же лучше всего-как у вас мечтательные предположения Щеткиной превращаются в несомнительный факт.

"Патриархом Филаретом, который — по старой привычке — обязательно обвинит Константинополь в вероломстве (не себя же обвинять в несговорчивости!)."

Да здесь-то всё ясно-мавр сделал своё дело и теперь вам только мешает.

"Как бы убедительно ни выглядели документы XVII века, Украина — по многим параметрам — остается спорной территорией. "

А это уже Щеткина.Правда в том, что документы XVII века выглядят убедительно, но вовсе не в том смысле, какой влагает Щеткина.А в противоположном.

Edited at 2018-10-22 07:55 (UTC)

Согласен насчет благодраности - ее от украинцев не дождаться. Неблагодарное племя.

Русские тысячи лет сохраняли культуру древней руси и буквально из ничего выпестовали украинский народ. Подарили им государственность, язык и свою историю и что в благодарность?

Воистину - не хочешь зла, не делай добра.

пс. про тысячи это я загнул, конечно.

Edited at 2018-10-22 08:04 (UTC)

В политике нет такого понятия - благодарность.

Я имел ввиду человеческую благодарность.

Культуру холопства и рабства у монголо-татар и ивана грозного сохраняли так называемые русские несколько сот лет.

И сейчас пытаются силой (см Крым, Донбасс) навязать свое ничтожество другой части руси - Киевской.

Сила,наглость,хамство - такая культура северной части руси.

Это Крым-то силой? Ну ка, расскажи мне, пацнчик, сколько уровоенных не перешло на строну России?

Ага.. Силой. Силой вы удерживали Крым, а как только хватка ослабла, все его население, начиная с военных плюнуло в сторону аккупната - украины.

Согласен

Edited at 2018-10-22 07:37 (UTC)

(Умиленно)
Скорость архаизация повестки новостных лент умиляет...

Есть такой советский НФ-роман Г.Мартынова "Гианэя", 1963 - там рабовладельцы (классические, античные) на звездолетах летали...

Голландская деревня. Выходишь пробежаться - три храма трех ветвей Нидерландской Реформатской, католический, методисты американского корня и кто-то дохалкидонский...

Рабовладение-вечный спутник человеческого общества.

  • 1