trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Category:

Кто прав? (опрос)


Как известно, существует несколько традиционных и вечных "русских вопросов", и кажется самый первый из них "Кто виноват?". Но меня сегодня волнует иной вопрос - Кто прав?

Речь пойдет об адекватном образе России, о том чем живет и к чему стремится большинство ее населения. Два года назад я в этом журнале размести два интервью Андрона Кончаловского.



Он на вопрос о сущности России отвечал так:

Я раньше был западником и тоже думал, что у России один путь — на Запад. Теперь убедился, что нет у нас такого пути. Мне кажется, огромная часть нашей страны живет в архаической системе ценностей. У нас язычество переплетено с коммунизмом, а коммунизм — с православием.
И бизнес, и свобода эта пресловутая большинству не нужны. Мало кто понимает, что русская культура — огромная архаическая плита, которая лежит во всю Евразию и восходит даже не к славянству, а к праславянству, к самой языческой древности. А на меня очень сильно повлияла моя жизнь на Кенозере, где я снимал «Почтальона» — жизнь с людьми, которые гармоничны во всем, что они делают, Они живут в полной архаике, в каком-то удивительном мире своей шекспировской гармонии.

Позиция Кончаловского предельно ясна: Россия страна архаики, ни свобода, ни западный стиль жизни ей не нужны, это правильно понял Путин, России нужен по существу царь, но царь который ее чувствует и правильно ведет к спокойствию и величию.
Это то, во что верит Кончаловский, и это во многом ему открылось благодаря личному общению и созерцанию русской глубинки.

Но вот совсем недавно разместил я у себя статью социолога Леонтия Бызова, которую считаю во многих отношениях замечательной.

Картинки по запросу Леонтий Бызов фото

Так вот Леонтий Бызов как профессиональный социолог ездить в глубинку не стал, а анализировал данные социологических опросов. И у него сложился совершенно другой ответ на поставленный вопрос

Не приходится говорить о возврате России под вывеской консерватизма к традиционализму и традиционным ценностям. ...внимательный анализ показывает, что новый традиционализм так возникнуть не может, для него просто не существует социальной базы в виде общины, неформальной традиционной иерархии со своими символами и мифами.

По своей социально-культурной составляющей, Россия является сегодня страной индивидуализированной, атомизированной и во многом вестернизированной. «Восток» с его культом «коллектива», подавлением личности, патриархальной семьей, в отличие от «Запада» и культурно, и социально чужд современному россиянину. И, думается, никакие политические и геополитические устремления на Восток (или вглубь минувших веков) этой реальности не отменят.
Это скорее консьюмеристское большинство, ориентированное на потребительские, жизненные стратегии... Среди новых поколений растет значимость богатства, успеха, гедонизма, самостоятельности и падает значимость всех консервативных и социальных ценностей.

Не требуется больших усилий, чтобы обнаружить, что Кончаловский и Бызов рисуют абсолютно различные картины российского общества. Если художник Кончаловский (талантливый художник и необыкновенно умный и проницательный человек) увидел нерушимую архаичную плиту и вековые нерушимые устои, то Бызов увидел общество весьма вестернизированное, разобщенное, в котором преобладают потребительские, а не идеологические настроения, причем их доминация по мнению Бызова будет только возрастать. А любые попытки вернуться к архаике обречены на провал.

Мне трудно судить из Киева, кто из них прав.
Но из общих своих установок я склонен отдать преимущество Бызову. Остро чувствующий и прекрасно наблюдающий одаренный художник Кончаловский слишком полагается на личные впечатления, он не понимает всей ненадежности такого поводыря, даже для человека, одаренного необычайными наблюдательностью и интуицией (можно сказать, что он недооценивает могущества дизайн-эффекта).

Т.е. он не понимает, насколько огромна и многоразлична страна и общество, какую небольшую и непредставительную часть этого общества он способен наблюдать, и как грандиозно может ошибаться человек, перенося свойства этой непредставительной части на целое общество.

Однако это всего лишь мои общие соображения. А о том, как выглядит реальность, я хочу спросить у своих читателей - кто по их мнению ближе к истине?

И, разумеется, тут непременно отвечающих следует разделить на россиян - и всех прочих. что я уже делал во многих опросах


Итак, я хочу задать своим читателям вопрос и при этом я, уже традиционно, разделю читателей на две группы.
Группа 1 - граждане России или люди, ассоциирующие себя с Россией.
Группа 2 - все прочие читатели
Традиционно прошу не голосовать в двух ОДИНАКОВЫХ опросах сразу, посмотрите внимательно какой из них подходит именно вам, и вообще внимательно прочтите вопрос и все версии ответов перед тем, как проголосовать

Первый опрос для граждан России и примкнувших к ним по самоощущению.


Poll #2087428 Кто прав?
This poll is closed.

Кто ближе к истине при оценке российского общества?

мне кажется, что режиссер Андрон Кончаловский
3(13.6%)
мне кажется, что социолог Леонтий Бызов
10(45.5%)
у каждого есть что-то правильное,но суть сложнее
6(27.3%)
оба они ошибаются
2(9.1%)
трудно сказать/мне это неинтересно
1(4.5%)


Второй опрос для тех кто не является гражданами России и не ассоциирует себя с Россией.

Poll #2087429 Кто прав?
This poll is closed.

Кто ближе к истине при оценке российского общества?

мне кажется, что режиссер Андрон Кончаловский
5(20.0%)
мне кажется, что социолог Леонтий Бызов
7(28.0%)
у каждого есть что-то правильное,но суть сложнее
8(32.0%)
оба они ошибаются
2(8.0%)
трудно сказать/мне это неинтересно
3(12.0%)


Как всегда, прошу читателей не молчать и не мариновать свое мнение внутри высказывайтесь голосованием, потому что "трудно сказать/мне это неинтересно" это тоже мнение и пища для анализа и размышлений
</span>
Tags: Россия, опрос, социопсихология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments