trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Category:

Солженицын

фото профиля Валерия Шубинского, На данном изображении может находиться: Валерий Шубинский



Валерий Шубинский




Мои претензии к Солженицыну - чисто эстетические. Я не люблю социальный реализм, во всяком случае, социальный, идеологически ангажированный реализм XX века. К тому же Солженицын-беллетрист по поэтике - писатель не "традиционный", а провинциальный. Он не имеет никакого отношения к традициям Бунина или Набокова, Платонова или Добычина. Он укоренен в советской литературе времен своей молодости (лучшие образцы - Вера Панова, Виктор Некрасов, Эммануил Казакевич и пр.) Только художественные приемы Пановой или Казакевича, отбор материала, способы описания определялись тем, что "разрешено". Солженицын же стремится целенаправленно рассказывать именно о "неразрешенном", "говорить правду". Но ведь это то же самое - в зеркале. Да, его вывозил богатый жизненный опыт и социологическое чутье ("Случай на станции Кречетовка"). "Правая кисть"мне даже нравится, да и "Матренин двор" ничего, но в общем и целом даже на фоне русской прозы 1960-70-х это второразрядно, а главное - неинтересно. Вот "Доктора Живаго" я не люблю, но это интересная книга. Пильняка или Мамлеева не очень люблю, но это интересные писатели. Беллетристика же Солженицына лишена специально-эстетической проблематики. Нечего обсуждать, кроме "содержания" и тенденции.

Другое дело - публицистический нон-фикшн. Это - ЕГО жанр. "Архипелаг ГУЛАГ" устарел как источник информации, но это такой же яркий литературный текст, как "Былое и думы". "Теленок" - интересная книга. Даже в "Два века вместе" есть хорошие страницы, причем именно те, где ярче всего проявляется личная обида на евреев. Это все может быть и неприятное, но живое.

К политическим взглядам Солженицына у меня претензий нет, точнее - только одна претензия: это не ЕГО взгляды. Они никак не вытекают из его опыта советского человека 1918 г.р. Но именно в том и суть (пост)советского человека, что он постоянно выдает себя за кого-то другого: европейца левых/правых взглядов, белогвардейца, бандеровца. Солженицын вообразил себя... ну, эдаким правым октябристом.

Но смешнее всего культ Солженицына у людей, чьи взгляды (в конкретной современной ситуации) прямо противоположны. В 2000-е Солженицын был, напомню, "запутина". И это абсолютно логично вытекает из системы его взглядов. Сейчас он был бы недоволен коррупцией и плохим качеством госуправления, но крымнаш примирил бы его со многим. Конечно, ему мало было бы Крыма. Он хотел еще Одессу и Семипалатинск. И конечно, в этой (нынешней) ситуации он был бы (и был) "за наших" и "за порядок".

Еще раз - я совсем не осуждаю взгляды Солженицына, я почти ничьи взгляды не осуждаю. Можно так, можно эдак. Но как можно восхищаться одновременно Солженицыным и Навальным, или Солженицыным и Пайпсом, мне понять трудно. Для этого надо видеть у Солженицына только антикоммунизм. Но ведь важно не только то, против чего человек (в некий период), но и за что он (всю жизнь).

О "русском мире" он вовсе не заботился, его идеалом было национальное государство русских, включающее все земли, на которых русские составляют большинство (и только их).

Об украинцах же он судил по "западэнцам", которых встречал в лагере. Он, насколько я понимаю, полагал, что и в Киеве тоже живут такие же люди, как в Галиции, то есть очевидным образом не русские, а в Одессе и Херсоне - очевидным образом русские. Поэтому размежевание между русскими и украинцами казалось ему плевым делом.


Все, що мав у житті, він віддав
Для одної ідеї,
І горів, і яснів, і страждав,
І трудився для неї.
/Іван Франко, "Мойсей"/
Это несколько печально и чрезвычайно удивительно.

Но современная Россия как быть может никому обязанная Солженицыну своим существованием, практически о нем забыла. О нем помнят кажется только русские националисты, его центральная позитивная идея - страна для русского народа, но без демократии, и растущая в постоянной войне с Западом, и силы к росту черпающая в этой борьбе, борьбе не "за", а "против" - вот такая идейная позиция весьма близка некоторым националистическим кругам.

Они подобно Солженицыну, против большевиков и считают их проявлением вредоносного западного влияния (по такой версии и Сталин - западник), но при этом за крепкое государство и против демократии. При этом они за распределительную справедливость - и за экономическую мощь.
То что совместить эти требования невозможно было не понятно Солженицыну, и им тоже это не понятно.

Я согласен с Шубинским в его невысокой эстетической оценке Солженицына, на мой личный взгляд Солженицын не был высоко одарен художественно, ни в ощущении стиля и речи, ни в богатстве воображения - и в этом он антипод таких писателей, как Гоголь или Набоков. Солженицын не тот писатель, кто, подобно Бабелю, будет неделю мучиться, добиваясь совершенства одной фразы.

Солженицы видел себя пророком, человеком миссии - и всю свою жизнь отдал реализации своей миссии, всю без остатка. Потому у него нон-фикшн намного важнее его художественных произведений. И его стилистические достижения тоже по преимуществу в сфере нон-фикшн, что и не удивительно, раз он весь принадлежал идее, весь целиком, включая и художественные устремления.

Он страстно желал освободить свой народ от ужасов советского строя - и этого он добился.
И ему нравился Путин. Т.е. связи между российской исторической традиции - несвободы и державной мощи, - и советским вариантом социализма он не усмотрел.

Потому и возвеличенный им Путин стал реанимировать ненавидимого им Сталина. А ведь Путин и Сталин так похожи во многих отношениях.

И еще об одной вещи я хочу сказать. Знание истории во многом полезно. Но мысль, что новый путь для сего дня России можно изыскать в истории России - свидетельство капитального непонимания. Там можно изыскать уроки, чего не следует делать. Но никак не примеры того, как делать следует.

Наш мир изменился настолько капитально и фундаментально и продолжает меняться с такой скоростью, что попытка изыскать рецепты будущего в прошлом, да еще и в достаточно удаленном прошлом, попытка заведомо обреченная на провал

Этого не понимал Солженицын. Этого не понимают и современные националисты стиля "Россия для русских". К тому же у них (у многих) ведущим мотивом вообще является обида - обида на мир и время. И мир, и время оказались несправедливы к России, а Россия оказалась несправедлива к ним.
Но это плохой проводник в будущее - обида.
Летящее время требует открытых и ясных глаз, а нам пытаются преподнести красные глаза как универсальный способ оценки мира.

Но еще печальнее что державники-путинцы не то, что делают неверные выводы из Солженицына - они вообще его не читают. И стремятся, чтобы и народ его забыл. И порядочно в том преуспели

По данным социологов на октябрь 2018 года, 47% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет никогда не слышали о репрессиях. 43% россиян оправдывают их, считают вынужденной мерой, которая обеспечила порядок в обществе и в стране. 62% процента россиян согласны на установку бюстов Сталина в публичных местах. Большинство из них — ​молодежь. /Баймухаметов/

Да и еще одно замечание. Может показаться что я говорю только о России и русских националистах.
Это ошибочное суждение. Я говорю о постсоветском пространстве, и не о конкретных рекомендациях, но о советском способе мышления, вообще отвергающем разнообразие взглядов и твердо верящих, что мнений бывает два: мое и неправильное, что все несогласные враги и к тому же не просто враги, но люди продавшиеся врагу, предатели.
А в реальности первая Рада Украины была четко поделена на коммунистов (КПУ) и большевиков (руховцы) и самым ярким большевиком был Степан Илькович Хмара.

Потому что в головах у националистов зачастую господствуют советские способы суждения, очень похожие на национал-социалистические.
И мне хочется еще раз напомнить читателю: стиль мышления и стиль общения важнее взглядов. Потому что фашист может быть порядочным человеком, а демократ и либерал - сволочью.
И с первым можно и нужно поддерживать диалог, а второй вызывает брезгливость
Tags: Россия, Украина, будущее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments