trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Category:

Казус Зеленского как симптом


Талантливая реклама состоит не в том, чтобы придумать ловкий рекламный ролик - это хорошо, но не это главный кунстштюк. Настоящий фокус состоит в том, чтобы СОЗДАТЬ ПОВОД, и о тебе будут говорить, а следовательно, ТЕБЯ БУДУТ РЕКЛАМИРОВАТЬ МАССОВО И СОВЕРШЕНО БЕСПЛАТНО. И я предлагал 15 лет назад студентам-маркетологам как задачу вопрос: Назовите лучшую в мире рекламную кампанию последних лет?
Правильный ответ был: запуск фильма "Матрица-2" одновременно во всех странах. И об этом событии я сам увидел сообщение на трех украинских каналах. Т.е. все крупные телеканалы мира рекламировали фильм и при этом СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО.

Владимир Зеленский объявил о намерении идти в президенты способом несколько экстравагантным: он объявил об этом на "своем" канале как раз в тот момент, когда президент Порошенко поздравлял страну с Новым годом. Это вызвало массу откликов и споров в сетях, и еще я видел обсуждение этоговопроса на трех каналах. Т.е. Зеленский СОЗДАЛ ПОВОД - и его стали рекламировать бесплатно даже каналы и политологи из конкурирующих лагерей. И это обличает высокопрофессионального маркетолога у него в команде (если это он сам, то ему надо бросать глупости с кварталом и президентством и идти в отдел рекламы Кока-колы, нелепо зарывать такой талант, а тут светят миллиарды).

НО! после этого он организовал еще один повод. Он сообщил в соцсетях, что собирается составлять свою предвыборую программу на манер Трампа - объявить конкурс в соцсетях. Пусть, значит, выскажутся избиратели а он обдумает все предложения и на основе наиболее популярных составит свою программу.

И тут он убил нескольких зайцев сразу. Программа кандидата это обязательный документ, который пылится в архивах ЦИКа и который никто не читает. А вот обещания кандидата - слушают, читают, комментируют и анализируют.
И перед нами прекрасный популистский трюк - и народ подкупил, и часть публики действительно ринется с предложениями, и многие подумают: "вот настоящий демократ" или "это наш человек", и получил оправдание грядущему неизбежно популизму обещаний: на этих требованиях настаивает Народ!
Мне цель народ и я Слуга Народа (строго по рекламному фильму и немножко по Алексею Константиновичу Толстому).

И к тому же - опять буря в сетях, опять обсуждают политологи - т.е. ОПЯТЬ СОЗДАН ПОВОД! Механизм крутится вовсю, а о чем еще может мечтать кандидат в президенты!
Да-а-с, господа хорошие, такого бодрого начала я и припомнить не могу, это то что называется "аллюр три креста" и ставим заслуженных +++.

И конечно это стали комментировать заслуженные политологи - думаю вам будет интересно познакомиться с их мнением. Сначала маститые, которых цитирует сайт

политолог Владимир Фесенко:


Что действительно имеет вес, так это предвыборные обещания, и с этой точки зрения, по мнению Фесенко, Зеленский делает все абсолютно правильно. Его команда пытается быть на одной волне со своими потенциальными избирателями: они интересуются их мнением, не дают собственных пустых обещаний, обращаются через современные платформы - социальные сети, так что идут в ногу со временем даже в технологическом плане.

“Потом выберут наиболее привлекательные идеи, оформят их текстуально - этим займутся профессиональные спичрайтеры - и подадут в ЦИК”, - говорит Фесенко.

Он сравнивает Зеленского с американским президентом Дональдом Трампом и называет это “повторением феномена”. Ведь когда Трамп развернул свою президентскую кампанию, его тоже мало кто воспринимал всерьез, в его победу не верили. Но, тем не менее, он все же выиграл выборы, опередив свою конкурентку Хиллари Клинтон, у который были довольно высокие рейтинги.

Социолог Ирина Бекешкина


Бекешкина же не отрицает, что у Зеленского довольно высокие рейтинги, но отмечает: основная масса его потенциальных избирателей - молодежь, а это “очень ненадежная” аудитория. По ее мнению, шансов выиграть выборы у Зеленского нет.

“Совершенно очевидно, что президентом он не станет. И потом будет говорить, мол, я же предлагал обеспечить вам то, что вы сами хотите, а вы меня не выбрали. И это очень даже сработало бы на следующих парламентских выборах”, - отмечает социолог.

Комментарии под видеообращением Зеленского демонстрируют: в Украине - низкий уровень политической образованности. Фактически, люди требуют от потенциального президента то, что не лежит в его прямой компетенции. Например, реформу образования или медицинской сферы - этим должны заниматься профильные министерства.

Фесенко говорит: в общественном сознании украинцев сидит мощный стереотип, будто главный в стране - это президент. Даже те, кто знает о существовании парламента и Кабинета Министров, кто знает, что за такие сферы, как образование, экономика отвечает правительство, все равно воспринимают президента как главного - того, кто, если захочет, будет влиять на всех и на все.

С ним соглашается и Бекешкина: люди, говорит она, не хотят разбираться в таких тонкостях. Поэтому им нужно разъяснять, информировать о том, как на самом деле устроена система власти в Украине. Собеседница вспоминает историю из личного опыта: в ходе одной из предыдущих предвыборных кампаний ее родственница заверяла, что один из кандидатов в президенты обязательно вернёт денежные сбережения “на книжке”, накопленные во времена СССР.

Люди, говорит она, действительно продолжают верить обещаниям политиков, а некоторые и вовсе выбирают по принципу: “Если много обещает, то хоть что-то, да выполнит. Или просто идут от обратного: будут выбирать “хоть кого-нибудь” из новых - пусть даже это будет артист и комик Зеленский.


Как видим мэтры нащей политологии-социологии шансы Зеленского на избрание оценивают скептически (нейтральный тон Фесенко не должен вводить в заблуждение, для Фесенко сказанное означает, что в победу Фесенко на президентских выборах он не верит). Однако кампанию оценивают позитивно и полагают. чтона парламентских Зеленский сможет провести хорошую группу депутатов в Раду. Сразу отмечу - этол по спискам. А у мажоритарщиков слишком многое зависит от самого кандидата, от его опыта, умения, а главное ДЕНЕГ И АДМИНРЕСУРСА. Хотя и здесь - если Зеленский пост проиграет но кампанию проведет успешно, появятся вполне проходные мажоритарщики, которые будут сами проситься идти под флагом Слуги народа, и тогда фракция может стать очень даже мощной, вот тут роль Коломойского будет очень велика, и он постарается привести в Раду группу по настоящему своих людей.

Но мы услышали маститых, но для полноты картины непременно следует дать слово одному из молодых да ранних, уже успевшему составить себе и имя, и лицо

журналист Иван Яковина:
Картинки по запросу Иван Яковина фото

После начала акции «напишем президентскую программу вместе» сразу у двух людей увидел то, о чем сам написал еще 1 января: у Зеленского неконвенциональная кампания трамповского типа. Прикалываться над ней и даже пытаться измерить ее общим аршином – самообман. Это совсем другой зверь, куда более сложный и технологичный, чем кажется.

Отсутствие ясной программы, команды и четких позиций по ключевым вопросам – это не минус такого рода кампании, а плюс. Такой подход при должной информационной поддержке дает людям возможность не только придумать себе идеал, но и поверить в него.

Избиратель запросто ассоциирует себя с этим идеалом (хотя у каждого он свой) и становится на его защиту, поскольку психологически защищает себя родимого, а не своего кандидата. Ну а наезды на умственные способности сторонников Зеленского – это и вовсе прямой путь к его победе.

У Трампа была аналогичная история. Клинтон как-то раз назвала его сторонников "A Basket of Deplorables" (что-то вроде "Сборища Отбросов"), имея в виду их бедность, низкий социальный статус, невысокий уровень образования, часто встречающийся расизм и зачаточную толерантность. Штаб Трампа не только не обиделся – он сделал эту фразу своим главным оружием. Посыл был прост: "Вот видите, как к вам относятся политики в Вашингтоне? Теперь понимаете, что они думают о вас на самом деле?".
Сумев разграничить "себя" и "элиту", Трамп поднял огромные политические дивиденды на этой фразе. Думаю, во многом из-за нее Клинтон и проиграла. (Она потом извинялась, но не помогло).

Что же у нас происходит? Самое громкое условие участия в команде Зеленского ("отсутствие опыта в политике"), а также привлечение к написанию программы "всех нормальных украинцев"– это же "трамповское" отделение себя и "хорошего простого народа" от "продажной киевской элиты".

Дальше нужно только побольше критики со стороны официальных политиков. Причем желательно, чтобы она была максимально жесткой: "слабоумные, халявщики, пророссийские, безмозглые..." Deplorables, в общем.
Это мобилизует огромные массы недовольных и обеспечит победу их лидеру.


Что думаю я? Я уже говорил: я полагаю. что эта президентская кампания для Зеленского только разогрев, а вот в Раду он хочет привести большую группу и стать сразу не президентом, но влиятельным политиком. И готовиться к следующей президентской кампании, к которой он нарастит организационный, медийные и финансовые мускулы и тут пойдет уже на штурм вершины.

Хорошо ли это для Украины?
Во-первых, кто я такой чтобы оценивать за всю Украину, во-вторых я вообще не люблю шкалу хорошо/плохо, это для школьников, а в третьих - как может измениться и Украина и Зеленский в новой для себя роли? А я не пророк.

Ноя могу сказать, что означает успех Зеленского. Он означает значительное ослабление власти и государства. Не скажу, что "власть валяется на полу, и подобрать может любой желающий", до этого пока мы не дожили.

Но правящий класс и вся олигархическая система в значительной степени утратили легитимность - общество не просто жаждет перемен оно напряженно ищет людей и структуры, которые были бы готовы взять на себя ответственность и тяжкий труд по смене системы власти в стране.

Потому что тут настоящие авгиевы конюшни, и труд предстоит действительно гераклов. Является ли Зеленский подходящим для такой задачи? Не знаю, мне кажется, что не очень. А вот для перемен в итальянском стиле. когда власть десятилетиями сосуществует с мафией, но при этом экономика нормально растет - для чего-тов этом духе может и подойдет. Тут не толко я не знаю, каков будет политик Зеленский, он ведь и сам того не знает. И мы оба не знаем, по какой траетории двинется будущее, и какие фигуру окажутся необходимыми.

Но то, что время политиков генезиса им. Кучмы, как и время построенной имм олигархической системы, подходит к концу, мне кажется очевидным.

В этом смысле Зеленский не только эпатаж, но и важный симптом
Tags: Зеленский, НВ, выборы, реклама
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments