trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

"Советую телевизор не включать". Исповедь оператора ВГТРК

В интервью Радио Свобода бывший оператор ВГТРК Леонид Кривенков рассказал о том, что он видел в телестудиях "России-24".

Я всегда относился к правящему режиму очень осторожно, понимал, что они преследуют свои интересы, обманывают население, пытаясь представить, что принимают законы для всеобщего блага. Но там я стал больше интересоваться политикой, поскольку целый день сидел и смотрел новости и обсуждал их с телеведущими. В непринужденной атмосфере мы иногда после эфиров по рюмочке коньяка выпивали, разговаривали. Мне рассказывали совсем не то, что они говорили перед камерой. Это мне дало возможность понять, как все устроено в России. В первые годы моей работы на "России-24" меня шокировал тот цинизм, с которым относились к своей работе сотрудники. Все, конечно же, прекрасно понимали, что занимаются дезинформацией телезрителей. Так, по техническому каналу постоянно происходили обсуждения на предмет того, как лучше преподнести ту или иную новость, зачастую предлагались самые невероятные взаимоисключающие версии. Любимой шуткой режиссёров и телеведущих были слова "теперь твоя очередь врать". Именно так обращались к корреспондентам перед тем, как выдать их в эфир.

– То есть вы не были белой вороной, диссидентом? Людей с такими взглядами там много?
– Да. Думаю, что большинство прекрасно все понимают. Люди, которые придерживаются проправительственных взглядов, скорее исключение. Некоторые пытаются строить из себя путинских патриотов. Не знаю: может быть, играют на публику, может, на самом деле такие.

Если власть изменится, они на следующий день будут говорить совсем другое. Многие люди зависимы, вынуждены говорить то, что им приказано. Ведь оклады в ВГТРК просто смешные. Если человек по каким-то причинам начинает вести себя неправильно, ему просто начинают платить тот оклад, который написан в договоре, и всё. Он либо сам уйдет, либо прощения попросит.

Имущественное расслоение, конечно, колоссальное. Некоторые телеведущие приезжают на роскошных автомобилях с личным водителем. У них есть еще дополнительные источники доходов: например, их часто приглашают на корпоративы в качестве ведущих. А у телеоператора была зарплата порядка 45 тысяч, на руки 42.

– Наверняка вы знаете подоплеку многих курьезов, которые случались в телеэфире…
– Самый известный – это 146% на выборах в Госдуму в 2011 году. Несколько лет я работал в одной студии с телеведущими Иваном Кудрявцевым и Анной Шнайдер, объявившими на всю страну о суммарных 146% голосов на тех выборах. Я обсуждал эту тему с Анной, Иваном и шеф-редактором "России-24" Натальей Щедринской. Конечно же, не было никакого сотрудника, получившего за это, по словам председателя Центризбиркома Чурова, "тёплое место за океаном". Всё было гораздо проще: из Кремля в "Россию-24" пришла разнарядка – какие проценты за "Единую Россию" показывать в новостях. Шеф-редактор спросила: "А как же быть с другими партиями?", на что получила ответ: "А другим партиям показывайте тот процент, какой они реально набрали". Шеф-редактор не стала спорить, ведь Кремлю виднее, и сделала всё так, как ей приказали. Вот так и получились 146%.



– Часто вот так звонят из администрации Путина или других ведомств и устраивают разносы или просто объясняют, что нужно говорить?
–Шеф-редакторам постоянно звонили какие-то люди из Кремля, которые корректировали содержание новостей. О содержании разговоров можно было легко догадаться, поскольку микрофон в аппаратной обычно включен и все сотрудники, имеющие доступ к техническому каналу связи, слышат ответы шеф-редактора. После таких звонков шеф-редактор требовал от телеведущего преподносить новости в совершенно ином ключе, иногда даже полностью противоположном тому, что тот же самый телеведущий говорил час назад.

– От оператора многое зависит. Кого можно показывать выигрышно, а кого нет. Есть на "России-24" правила, как показывать каких-то ведущих или гостей?
– Оператор делает по команде режиссера все, чтобы соответствовало тем параметрам, которые были утверждены руководством. В седьмой студии ВГТРК на стене висели два-три десятка фотографий, сделанных с телеэкрана и утвержденных руководством. Изображение, выдаваемое в эфир телеоператором, должно было строго соответствовать одной из таких фотографий. Режиссер говорил оператору, допустим, "вторая камера – восьмерка". Нужно было сделать тот план, который у нас назывался "восьмеркой", чтобы соответствовало именно этому утвержденному образцу. Я не очень понимал поначалу, зачем это все нужно, ведь иногда бывали такие планы, которые выглядят не очень красиво. Как-то раз кто-то из сотрудников слегка сдвинул один из элементов декорации. Вскоре прибежал главный режиссёр, устроил нам разнос и прочитал целую лекцию о том, почему ничего в студии нельзя трогать: "Вы что, думаете, все эти квадратики, лучики света здесь для красоты?" (А мы по наивности именно так и думали.) Оказалось, что всё не так просто: по словам главного режиссера, оформление студии разрабатывалось ведущими психологами для того, чтобы воздействовать на телезрителей на уровне подсознания. Даже независимо от того, что человек говорит, если просто сидеть и смотреть телевизор с выключенным звуком, все равно это уже как-то на человека воздействует.

– Речь идет просто об оформлении студии или о ракурсах, как показывать человека?
– Это и то, и другое: и оформление студии, и определенный ракурс.


У меня в блоге не читатели а интерпретаторы. Они не додумывают то, что не сказано (а всегда хочется, чтобы читатель немного подумал над материалом, и над тем, что сказано, и над тем, что опущено) - но мои комментаторы не ДОдумывают, а ВЫдумывают. Впрочем, все люди таковы.

Потому сразу сообщаю - я не пытался убедить читателя, что в центральных телестудиях России производится массовая ложь, что этим управляют из АП, а сотрудники ТВ не преданные слуги и не убежденные сторонники. В массе своей они циники, работают за деньги и готовы завтра отрицать то, в чем убеждали вчера.

Я не пытался в этом убедить просто потому, что большинство моих читателей и комментаторов и без меня прекрасно это знают.

Однако достаточно распространенной является иллюзия, что раз человек это все знает, значит на него пропаганда не действует. Это действительно распространенная и грубая ошибка. В этом смысле важнейшим в материале является окончание.
На человека действует не только содержание - в огромной степени действует подача материала. Причем подача именно видео действует во многом на подсознательном уровне вне критического контроля - по каковой причине я и терпеть не могу видео.

И тут вы получили разъяснение от оператора - у производителей контента именно подаче придается огромное значение - ракурс, декорация, свет, масштаб. И над этим трудятся высокооплачиваемые профессионалы, на разработкуе именно таких мер возджействия. котторые сознанию не подконтрольны.
Должен сразу заметить: думать что сегодня в сети обходятся без этого - наивность. Есть гед обходятся. а есть где и не обходятся.
Потому любое видео - для непрофессионала опасно. оченьлегко стать жертвой манипуляции и этого не заметить.

Так что как раз размещал ради этого


Tags: РС, видео, пропаганда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments