?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Ленинградская блокада. НОВАЯ ГАЗЕТА и Никита Ломагин
trim_c

Ирина Тумакова



— На Нюрнбергском процессе СССР заявил о 632 тысячах погибших в блокадном Ленинграде. Сейчас есть данные о полутора миллионах. Как могло получиться, что цифры так изменились?

— Те 632 тысячи — результат работы Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Были представлены именные списки: 632 253 человека, если говорить точно. Только погибшие от голода. Плюс еще убитые во время бомбардировок и обстрелов. Общие цифры — 649 тысяч человек.

Считали на основании данных районных комиссий, подтвержденных именными списками. Но проблема в том, что далеко не все смерти фиксировались. Потому что по мере увеличения смертности, особенно в январе–феврале 1942 года, люди уже сами перестали ходить в загсы, перестали регистрировать смерти.

Просто сил не оставалось на то, чтобы выстаивать много часов в очередях, когда нужно было отоваривать карточки… Поэтому в 1960 годы ленинградские историки Валентин Ковальчук и Геннадий Соболев решили провести собственное расследование. Они начали анализировать материалы, до того недоступные. Самая простая вещь — посмотреть данные о захоронениях, которые фиксировал трест «Похоронное дело». В 1960-е это было абсолютно революционным шагом. И они выяснили, что с ноября 1941-го по конец 1942-го только трест захоронил 460 тысяч человек. Захоронением занимались родственники и близкие погибших, а также бойцы МПВО — местной противовоздушной обороны. Их силами с декабря 1941-го по декабрь 1942-го из моргов на кладбища перевезли почти 230 тысяч трупов. Только за первый год получается уже 690 тысяч.

— Как раз карточки и могли, наверное, дать наиболее точную статистику? Сколько выдавали в сентябре 1941-го — и сколько в январе 1944-го, минус эвакуация…

— Ковальчук с Соболевым и пошли по этому пути. Два с половиной миллиона — сентябрь 1941-го, точка отсчета. К концу 1943 года из города убыло порядка двух миллионов человек. Около миллиона эвакуировано. К концу 1943 года в городе оставалось чуть больше 600 тысяч человек.

Получается, погибших — около 800 тысяч. К ним надо добавить тех, кто погиб по пути в эвакуацию. Будет справедливо, если мы отнесем их к жертвам блокады. То есть можно предположить, что из вывезенных людей 10–15 процентов погибали. Таким образом, получается приблизительно миллион человек, это жертвы голодной блокады. Сюда не входят потери советских войск, защищавших Ленинград, — от 600 до 700 тысяч человек.

Вместе получается примерно 1,5 - 1,6 миллиона стоила оборона Ленинграда.

— Геннадий Соболев рассказывал, что новые данные о числе погибших в 1960-е годы было очень трудно опубликовать. Но мы же помним советское «никто не забыт». Что мешало назвать подлинные цифры?

— Основным оппонентом Ковальчука и Соболева стал очень высокий чиновник, бывший нарком торговли РСФСР Дмитрий Павлов, уполномоченный Госкомитета обороны по вопросам снабжения войск Ленинградского фронта и Ленинграда в период войны. И он был, естественно, лицом заинтересованным.

— Чем больше погибших — тем хуже он организовал снабжение?

— Тем больше его ответственность. Он все мотивировал тем, что любая ревизия материалов, представленных официально, это плохо, значит, исследования ленинградских историков публиковать не нужно. Была такая традиция говорить о блокаде Ленинграда, опираясь на цифру — 632 тысячи погибших от голода.

— Почему снабжение Ленинграда оказалось так плохо налажено? Почему не подготовили запасы продовольствия?

— Так готовились-то воевать на чужой территории. Все мобилизационное планирование сводилось к тому, чтобы бить врага на его земле. В Ленинграде действительно не было больших запасов.

У нас есть данные из архивов: из Государственного архива РФ, из фондов Анастаса Микояна, отвечавшего за снабжение, есть материалы Ленинградского военного округа. Запасы на складах в Ленинграде были в десятки раз меньше, чем, скажем, на складах в Киевском военном округе, в Прибалтике. То есть именно на западе располагались основные запасы и продовольствия, и боеприпасов, и горючего, и так далее.

— Но с начала войны и до приближения немцев к Ленинграду оставалось время.

— Когда началась война, одним из первых вопросов, который озадачил Микояна, стал вопрос о том, как будут снабжаться Москва и Ленинград. В начале июля Микоян провел несколько встреч (с профильными, как бы сказали сейчас) наркомами с тем, чтобы выяснить и объемы запасов, и всю логистику.
И еще до начала блокады приняли решение, что в самом городе запасы ни в коем случае создавать нельзя, поскольку город будет подвергаться бомбардировкам.

За десять дней до начала блокады приняли решение создать в Ленинграде двух–трехмесячный запас продовольствия. Но железная дорога была перерезана. И эвакуировать население стало практически невозможно: люди сидели в поездах по несколько дней, потом в город возвращались. И завозить в Ленинград продовольствие, и вывозить оборудование по железной дороге стало невозможно. В городе возникло два очень крупных дефицита — продовольствия и топлива. В конце августа, по свидетельству наркома ВМФ адмирала Кузнецова, не хватало угля. Потому что железная дорога уже с началом войны перестала завозить в Ленинград донецкий уголь, она работала исключительно на перевозку военных грузов. И из-за дефицита необходимых энергоресурсов встали предприятия.

— В какой степени трудности объяснялись объективными обстоятельствами, а в какой — действиями советских чиновников, которых сейчас часто обвиняют?

— А в чем их обвиняют?

— И ели они деликатесы, и топливо для их машин всегда находилось.
— А вы знаете, что в Ленинграде автомобили работали на дровах? Для более ста автомобилей, занимавшихся перевозками, были созданы соответствующие двигатели, переоборудованы. Порядка восьмисот водителей обучили ездить на таких двигателях. Но ситуация ведь развивалась очень быстро. Это сейчас, в 2019-м, мы с вами знаем, что произошло, и можем по-разному умствовать.

Но если называть вещи своими именами, то ни немцы изначально не хотели блокады, ни ленинградское руководство не ожидало, что она наступит.

Предпринимались многочисленные попытки прорыва блокады, взятия Мги — после того как она оказалась в руках немцев. Была уверенность, что это в принципе сделать возможно. Сейчас мы знаем, как все сложилось. А тогда все воспринималось в динамике.

— Историки демонстрируют карты и показывают коридоры на Ладоге, которые могли использоваться для поставок.

— Решение о поставках по Ладоге приняли сразу, как перерезали железную дорогу. Но партия и правительство не могли организовать хорошую погоду. А Ладожское озеро отличается тем, что с конца октября там начинаются шторма. И даже без бомбежек, без обстрелов суда определенного класса идти не могут. В 1941 году шторма начались очень рано, и завезти много продовольствия по воде не удалось. И если ваш вопрос состоит в том, все ли делала власть для Ленинграда, понимала ли она положение, старалась ли она обеспечить снабжение…

Да, она старалась. И это доказывается огромным количеством документов. Понимали, что ситуация плохая. Когда навигация по Ладоге стала невозможной, но еще нельзя было использовать ледовую дорогу, Госкомитет обороны принял решение о том, чтобы установить с Ленинградом воздушный мост. Летала транспортная авиация — 50 самолетов. Стояла задача доставлять в Ленинград по 200 тонн высококалорийных продуктов и вывозить то, что необходимо для обороны Москвы. Пушки, минометы, радиоприборы.

— Разве этот мост работал так, как задумывалось? Почему тогда его прекратили использовать?

— Конечно, с ним было огромное количество проблем. У него было семь нянек — и гражданский флот, и управление тылом, и ВВС Ленинградского фронта, и ленинградские руководители — специальная группа Ленгорисполкома, огромное количество начальников. И масса чиновников не смогла эффективно распорядиться самолетами. Поэтому и решили 26 декабря 1941 г. снять эти самолеты с ленинградского направления, когда установилась Дорога жизни. Сталин ее санкционировал 26 ноября, хотя не верил, что она будет работать. Он направил Хозину, командующему Ленинградским фронтом, и Жданову письмо из четырех пунктов. Первым пунктом санкционировал создание ледовой дороги через Ладожское озеро, во втором речь шла о количестве продовольствия, горючего и боеприпасов.

Позже по настоянию ленинградцев вместо 400 тонн муки в день Москва согласилась поставлять 600 тонн. Увеличили количество в полтора раза, потому что городу требовалась, как минимум тысяча тонн муки в день.

Информация была. О том, что в Ленинграде уже есть случаи каннибализма, Сталина информировали в начале декабря.И в дальнейшем объем поставок по Дороге жизни увеличивался. Продовольствие собирали со всей страны.

Все понимали колоссальное значение Ленинграда. Здесь производилось 10 процентов советской военной техники, самое современное оружие. В Ленинграде была база Балтийского флота. Да, Гитлер действительно не хотел брать город. Мы знаем из немецких документов о существовании приказа от 13 сентября 1941 г.: открывать огонь на поражение, если голодное население будет выходить из Ленинграда.

Но то, что Ленинград оставался советским, обеспечивало контроль над Мурманской железной дорогой, по которой впоследствии осуществлялись поставки по ленд-лизу.


Вот другая точка зрения.
Ломагин - доктор, профессор, специалист по блокаде Ленинграда.
И он рисует - абсолютно иную картину чем Солонин. Все знали. Работали, делали все возможное - больше сделать было нельзя. И сдавать было нельзя и ввиду ожидаемых поставок по ленд-лизу на Мурманск и по идеологическим соображениям и потому, что Гитлер не хотел брать город и его кормить у него тоже не было таких ресурсов.

Кто из них ближе к истине и в каком именно пункте - судите сами.
Но я предоставил читателю выбор.

А еще читатель может проголосовать за форму , в которой прорыв блокады следовало бы отмечать.


  • 1
Основным оппонентом Ковальчука и Соболева стал очень высокий чиновник, бывший нарком торговли РСФСР Дмитрий Павлов

Среди коллекционеров известна разновидность антиквариата - "блокадный", выменянный работниками советской торговли у умирающих с голода...

Но вопрос о "шикарной" жизни ленинградской "верхушки" просто опустил.
Видимо врать не захотел, а сказать нечего.

истина как всегда посередине.

С блокадой, как и с холокостом, цифры жертв гуляют в пределах погрешности 200%, как будто кому-то легче/тяжелее, что на полмиллиона погибло больше или меньше.
Не зацепись совок с финнами, все могло быть иначе.
Кстати, ледокол революции построил рябой ёся, а тот взял и повернул не туда.

Пустая болтовня.

В блокаде финны принимали незначительное участие-Петербург снабжается с юга, а не с севера.С севера снабжатьь его невозможно.

Что касается "зацепляния", то до 39 года цеплялись финны, уже после получения независимости нападавшие ТРИЖДЫ, и отнюдь не в целях спасения людей от советчины-напротив, они устраивали этнические чистки русских, в том числе приветствовавших их.
К немцам они присоединились бы в любом случае.

Все же принципиальноважно не это

Вот давайте попробуем совместить два рассказа до конца сентября 41-го - и посмотрим что получается.

АВ потом нужно строить все остальное

И первое что очевидная неправда просто режущая глаз - больше продовольствия для Ленинграда взять было негде

Потму что нигде не мерли и даже не пухли с голоду ни на оккупированное ни на не оккупированной территории. Знрачто стопроцентно резервы были.

И как рассказывает Солонин когда Жданов дал команду - то и топливо нашлось а ездили автомобили на дровах - ездили. Но чтобы спасти город топливо нашлось - мне кажется что оба факта совместимы - потому что есть вопрос о приоритетах

Edited at 2019-01-28 12:33 (UTC)

Вы ошибаетесь

В советском тылу пухли и мёрли с голоду местами как в Петербурге.
Например, на Севере.Там снабжались по блокадным нормам, и то лишь 6 городов.
Люди массово вымирали.При этом их гоняли на работы.

Edited at 2019-01-28 12:53 (UTC)

Ну поскольку larunma никак не хочет слышать правду, придется ответить отдельным постом.

Расскажи мне ещё про гляйвиц, кто на кого напал.

"Після відмови фінського уряду від радянських пропозицій про зміну кордонів у Карелії і передачу військово-морської бази Ханко, 28 листопада 1939 року СРСР розірвав дипломатичні стосунки з Фінляндією. 30 листопада чотири армії СРСР чисельністю 540 тисяч чоловік напали на сусідню державу на фронті від Балтійського до Баренцевого моря. Це стало причиною визнання Лігою Націй Радянського Союзу агресором і виключення його зі свого складу. Розглядається як частина Другої світової війни."
Это раз.
А совок, как трусливый пидарас, сначала вооружил наци, а потом героически их побеждал. Я ж говорю, ледокол революции повернул не туда.
И да, речь скорее не о жертвах блокады, а о тех, кто ее инициировал даже не 1 сентября 1939, а гораздо раньше.

(Удалённый комментарий)
…в "Тарасе Бульбе" Андрий пробрался в осажденный город и перешел на сторону неприятеля ради воеводиной дочки.
Мало кто помнит, что он пробрался туда с буханками хлеба,
потому что семья воеводы ТОЖЕ умирала с голоду, как и все осажденные горожане.
(с)

/Из ФБ-комментариев по поводу Лен.блокады/

Гоголю надо было показать страдания полячки, чтоб Андрий проникся. В реальности горожане Дубна перешли на сторону казаков, а поляки и, возможно, часть евреев, отсиживались в замке.

Встретил недавно фразу: "дорога жизни" (или что там было вместо нее) оказалась достаточно широкой для 58 бронепоездов, 713 танков, сотен бронемашин, тысяч орудий и миллионов снарядов с патронами, но слишком узкой для еды голодающим.
И где-то там ещё 38 построенных кораблей... Знаете, сколько на один нужно материала? И сколько его привезли вместо еды.

Только идиот может воображать, что всё это везли по льду Ладоги, где и недогруженные полуторки проваливались.А другой дороги до частичного прорыва блокады Волховским фронтом не было.

Edited at 2019-01-28 14:17 (UTC)

Эту ледовую дорогу называли дорогой смерти (а вовсе не «дорогой жизни», как сусально назвали ее наши писатели впоследствии).
. . . .
Виктор Карамзин в статье «Кто сочтет... (Ленинград. Блокада. Дети)» (ж. «Наш современник». 1986. № 8. С. 170) утверждает: «Умерло в блокаду 632 253 ленинградца». Какая чушь! Сосчитать до одного человека! На основании каких документов и кто считал?

Вот уж воистину «Кто сочтет...» — кто сочтет провалившихся под лед, подобранных на улицах и сразу отвезенных в морги и траншеи кладбищ? Кто сочтет сбежавшихся в Ленинград жителей пригородов, деревень Ленинградской области? А сколько было искавших спасения из Псковской, Новгородской областей? А всех прочих — бежавших часто без документов и погибавших без карточек в неотапливаемых помещениях, которые им были выделены, — в школах, высших учебных заведениях, техникумах, кинотеатрах?

Зачем преуменьшать, и явно — в таких гигантских размерах — в три, четыре раза.
Г. Жуков в первом издании своих «Воспоминаний» указывал около миллиона умерших от голода, а в последующих изданиях
эту цифру исключили под влиянием бешеных требований бывшего начальника снабжения Ленинграда.

А в августе 1942 г. во время совещания в Горисполкоме, по словам профессора Н. Н. Петрова, присутствовавшего на нем, было сказано, что только по документам (принятым при регистрации) к августу 1942 погибло около 1 миллиона 200 тысяч...
. . . .
Правда о ленинградской блокаде никогда не будет напечатана. Из ленинградской блокады делают «сюсюк».

(Из блокадных воспомианий Д.Лихачева.)

Алле, ну так чего там про широкую дорогу для бронепоездов, танков, орудий и снарядов (из ленинбурга), и узкую для еды и топлива (для блокадников)?
Ясно, что в ленинбург везли металл, пироксилин и прокат вместо еды, топлива и медикаментов. И неважно, как везли.
Просто комуняцкой верхушке было наплевать на то, сколько погибнет. И чем больше, тем "величественнее подвиг народа".
Потом будет чем гордиться, и за что проклинать извергов-мучителей.

Бронепоезда везли привязанными к самолётам

Не иначе.

Знаете, Виктор Петрович, сдается мне, что что-то Вам доказывать - бесполезно. Ну да, Солонин в разы лучше знает...
Тем не менее - попытаюсь ещё раз: https://periskop.livejournal.com/1935258.html?utm_referrer=https:%2F%2Fzen.yandex.com
С Баиром я лично знаком - хотя и не очень тесно. Ну, Вы-то предпочитаете Солонина - это понятно!

Солонин не специалист, но и дневник Рибковского-факт

.

  • 1