26 февраля 2014 года спецназ России захватил здание ВР Крыма - началась война России против Украины.
Прошло пять лет - война не закончилась. Есть некоторые более-менее отчетливые цели лично Путина в этой войне. Ноя не вижу тут целей ни для Украины, ни для России. Во всяком случае ни одной рациональной цели для двух народов и двух государств я разглядеть не сумел. Т.е. эта война велась с моей точки зрения исключительно в интересах Путина и его ближнего круга - они да, много чего приобрели. А Украина и Россия очень многое утратили, причем многое утрачено невозвратимо (например преподавание русского языка, истории и литературы в Украину не вернется никогда и останется лишь в спецшколах, где изучают скажем Францию или Испанию, потому что Китай будут изучать намного прилежнее). И еще много чего обе страны утратили безвозвратно.
Россия приобрела территории в Крыму и на Донбассе - у Украины появилась цель вернуть награбленное. Правда я считаю, что Крым вернуть необходимо, а Донбасс не обязательно и даже не очень желательно, но это моя частная точка зрения. А Россия территории отжала.
Однако удовольствие грабить соседа как все удовольствия в этой жизни далеко не бесплатное.
И сегодня можно посмотреть, что думают о цене "крымнаш" политик Михаил Касьянов и экономист Игорь Николаев, с которыми ведет диалог ведущий РС Михаил Соколов:
Михаил Соколов:
Если вернуться к событиям 5 лет назад, подумать, что было тогда, как вы считаете, почему Путин пошел по этому пути, несмотря на возражения ряда людей из своего окружения, которые его предупреждали, что будут санкции, будут проблемы, будет такая ситуация, когда социально-экономическая опора власти в какое-то время начнет размываться?
Михаил Касьянов:
Я убежден в том, что Путин предпринял катастрофическое решение, катастрофическое для себя и для страны. Это была, конечно, глубокая ошибка. Прошло всего пять лет этой ошибки, и уже мы видим, что происходит, мы увидим, что будет происходить в ближайшие годы, ситуация будет ухудшаться более быстрыми темпами.
Решения, принятые тогда, и действия все последующие годы – это действия, противоречащие долгосрочным национальным интересам России. Теперь будут усиливаться дальше санкции. Уже нет компромисса, компромисс не может быть по принципиальным вопросам, Запад это продемонстрировал.
Как исправить ситуацию? Нужно менять политику. Компромисса уже не будет, потому что Запад встал на принципиальную позицию. Принципиальная позиция, что европейская система безопасности, сложившаяся после Второй мировой войны, не может быть разрушена одним из участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, каковым является сегодня Российская Федерация. Поэтому это недопустимо для властей ни одной из стран-участниц такие действия.
Разовые потери большие, но они минимальны, в сравнении с глобальными будущими потерями страны. Я имею в виду условия экономического роста, условия для улучшения социальной ситуации, условия для повышения заработных плат, для увеличения количества рабочих мест, для повышения пенсий — это все разрушено, база вся разрушена. Российская Федерация не может жить как Советский Союз просто взаперти, мы давно уже часть мировой экономики. Половина экономики формируется за счет экспорта. Конечно, никто не говорит о том, что сейчас Россию задушат, никто такой цели не ставит, но Запад, вводя эти санкции, выбирает между плохим и очень плохим.
Бывший американский министр обороны сказал в интервью, что лучшего подарка для НАТО, чем Путин, вообще нельзя было придумать. Военная составляющая в военно-политической организации НАТО превалирует, все страны, хотят или не хотят, но увеличивают свои военные расходы. Фактически Путин спровоцировал гонку вооружений. Прошлогоднее послание, послание этого года как раз говорит о том, что да, я в прошлом году не шутил — гонка вооружений неизбежна. Он втягивает нас в это, придется платить сильно. Никаких оснований для роста экономики, никаких источников экономического роста нет, все, что говорят, 1,6-1,7 — это просто смешные цифры, погрешность статистическая.
Игорь Николаев:
Я думаю, что просто еще рано говорить об этом. Понятное дело, что санкции, санкционное противостояние связаны с этими событиями. Как уже практически все признали, санкции — это надолго. Начинают признавать, что это действительно серьезное экономическое испытание для российской экономики. Поэтому просто сейчас преждевременно говорить о том, какова эта цена. Я думаю, пройдет десятилетие, прежде чем мы можем сказать, какова эта цена, сколько это в экономическом измерении стоило. Так что я воздержусь от конкретной количественной оценки. Достаточно посмотреть на то, что происходит с экономикой за последние пять лет. Был экономический спад, в 2015 году 2,5%, 2017-2017 года менее 1%. По итогам 2018 года вдруг появилось 2,3%. Эти пять лет экономика находится в стадии стагнации. Зависит многое от того, что будет. Я думаю, зависит от двух факторов, двух обстоятельств — что будет с санкциями, усилятся, не усилятся, какие в конце концов будут, и на мировом рынке нефти, какая будет цена. Соответственно, если санкции усиливаются, цена на нефть падает, конечно, это будет тяжело. А если все сохранится примерно на этом уровне, который сейчас есть, то мы можем года на два-три сохранить темпы роста около ноля. В любом случае развитием это трудно назвать. То есть жить-то можно, но разве это жизнь? Я бы так сказал.
Михаил Касьянов:
Игорь Николаев назвал два фактора — санкции и цены на нефть. Но он не назвал третий важный фактор — деловой климат. В России ужаснейший деловой климат. Каждый день сажают бизнесменов, каждый день придумывают разные преследования. Путин был вынужден признать, что следователи издеваются над людьми и держат под стражей, сами не допрашивая, ничего с ними не производя. О каком деловом климате можно говорить?
Картина в общем понятна
Я приводил графики экономического роста и прогноза роста
Год 2014-й отчетливо на этом графике виден.Начиная с этого года после небольшого спада в экономике России начался застой. Кроме того кардинально ухудшились отношения с Западом.
Ближайшие союзники тоже оказались сильно напуганы. Казахстан медленно но уверенно разворачивается в сторону Китая, а Лукашенко, прекрасно понимая реальность российской угрозы, отчаянно лавирует, но тоже старается отплыть от братьев подальше.
В мире резко возросла нарпяженность и началась новая гонка вооружений.
И это все следствия решений. принятых в 14-м году руководством России. Это цена Крыма, цена путинского правления и расплата за наркотик величия, которым опяьняла себя Россия несколько лет. И упорно не хочет трезветь.
Но ведь придется
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →