trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

Социология инструментальная (дополнено)

Уже давно, практически с осени, знающие люди предупреждали, что кампания президентская будет небывало грязная. Хотя и предыдущие особой чистотой не блистали.

Увы, но знающие люди не ошиблись. Ящик переполнен рекламой и скандалами, масса сообщений о попытках подкупа кандидатов, власть собрала около 20 подставных, "технических" кандидатов, чтобы обеспечить себе контроль на участках,различия в рекламных возможностях президента-олигарха и всех остальных просто поражают (кандидат от власти всегда имел определенные преимущества, но никогда различия в возможностях так не бросались в глаза).

К сожалению на публикуемых данных соцопросов нечестность кампании тоже сказалась, и притом самым печальным образом. Публикуемые данные бьют ключом, причем норовят угодить по голове избирателя. За одну неделю с 10 по 18 марта неделю были опубликованы данные 8 социологических служб. Из них к "надежной шестерке" принадлежит только РЕЙТИНГ, кроме него еще две - "София" и СОЦИС службы старые, а значит располагающие приличной корреспондентской сетью.

Картинка получилась веселенькая и в цветочек. Но к делу.

Прежде всего приведем список социологических фирм с датами завершния опросов и ссылками на первоисточник

1. Передовые правовые инициативы, (ППИ) 18 марта 2019 http://ppi.org.ua/news/zelenskij_i_ko_khto_iz_favoritiv_rejtingiv_mae_shansi_sklasti_konkurenciju_lideru_prezidentskikh_peregoniv/2019-03-18-356
2. Ассоциация политических психологов Украины совместно с ИСПП, (АПП) 15 марта 2019 https://www.chasipodii.net/article/22411/
3. "София" 14.03 https://www.sofia-sociology.com.ua/vibori-president2019-tretya-hvilya?fbclid=IwAR0qvClchC1VKhrawv3tVewxMnjrp9P6EVgmaI0Tce1rL7Y01ccOuh3JN-c
4. Украинский социологический портал (УСП) http://www.usp.biz.ua/?p=4814
5. "РАНД", 13 марта https://ukranews.com/ua/news/618464-11-03-19-11-00-prezentatsiya-sotsiologichnogo-doslidzhennya-sotsialni-ta-elektoralni-ochikuvannya
6. РЕЙТИНГ 11.03 http://ratinggroup.ua/ru/research/ukraine/ocenki_izbiratelnogo_processa_namereniya_i_motivy_golosovaniya_doverie_i_simpatii.html
7. СОЦИС 10 марта http://socis.kiev.ua/ua/2019-03/


А теперь покажем, что эта пестрая банда сумела нам нарисовать; данные приводим по моделированию выборов ( т.е. по процентам среди "определившимся со своим кандидатом") во-первых только такие есть у всех, во-вторых на таких данных "химия" авторов виднее.




Данные в колонках расположены в соответствии с датами - даты убывают слева направо.

Чтобы разобраться я прежде всего решил выяснить, кто чем дышит для этого в каждой строке выбрал максимум (т.е. наибольший показатель для данного кандидата) и выделил их жирным красным. После чего обозрел пейзаж. При этом я до анализа априори знал, что София работает на Бойко, а СОЦИС контролирует Игорь Грынив, политтехнолог Порошенко.

Что ж как и следовало ожидать, красная цифра строки Бойко оказалась в колонке София, а красная цифра строки Порошенко - в колонке Грынива (т.е. колонке СОЦИС). Однако СОЦИС фирма старая и не без репутации, она поднимает показатель своего кандидата, но в пределах приличия: обогнали ближайшего по показателю всего на 1,7%, зап руку не поймаешь ( при нормативной ошибке в 2% показатели двух фирм не должны различаться более чем на 2%, умноженные на корень из двух - т.е. на 2,8%).

Глядя на табличку думаю, что реальный показатель Петра Алексеевича, который он видит на закрытых данных порядка 16%, от них купленный показатель отличается заметно - но тоже не так, чтобы нельзя было оправдать.

А вот София на Бойко работает без оглядки на приличия, относительная разница с ближайшим показателем 30%, тут явно с ошибкой не считались и с видимостью тоже - работвали на голый эффект.

Но мы рассмотрели старые и известные фирмы. Ребята помоложе работали погрубее. Вот РАНД, в целом данные вполне приличные - но вот Гриценко... в полтора раза больше ближайшего конкурента - хлопці, майте совість, не плюндруйте профессію, не ганьбіть її.

Так же нельзя однако. Ну и фмрма ППИ - это контора "Рога и копыта" она так и работает.
Тут без всякого стеснения авторы заявили о 167 тысячах опрошенных; каждый знакомый с предметом понимает - такой опрос будет неимоверно дорогим, стоимость растет нелинейно, а стандартный опрос на 2000 стоит примерно 10-12 тыс. долларов, заявленный объем означает 200 000 минимально, а скорее так все 300.

Т.е. авторы вообще не понимают, что они лепят. И я подозреваю, что там опроса вообще не было - просто нарисовали результаты. А 34% Зеленскому - це вже вапче.

Какие можно сделать выводы?
Их сделать можно, но они банальны. У нас есть фаворит, который при честных выборах должен точно пройти во второй тур - Зеленский. Непрохождение Зеленского во второй тур ничем, кроме системных фальсификаций, объяснить будет невозможно, никаким объяснениям типа не пришли избиратели - я лично не поверю. Замечу, и победу Порошенко в схватке с Зеленским во втором туре объяснить будет еще сложнее - но всему свое время

Дальше имеем две пары примерно равных. Это Порошенко-Тимошенко и Бойко-Гриценко.

В реале поддержка Тимошенко будет больше, чем на картинке, а поддержка Порошенко меньше, таковы наши традиция - голосование за власть ниже данных опросов, а за оппозицию выше; и лично Тимошенко всегда набирала больше соцопросов на всех выборах. Тут точно предсказать кто окажется выше крайне сложно, и нужно много и очень конкретно считать.

Еще лет 7-8 назад я бы взялся просто из любопытства. Но сейчас уже лень да и, честно говоря, сильно мешают глаза - пора дать воевать тем, кто помоложе и смириться с ролью наблюдателя.

Почти так же не определена ситуация в паре Бойко-Гриценко. Еще и потому что неясно, сколько откусит у Бойко ахметовская пара Вилкул-Мураев, для прогноза нужно углубляться в региональные опросы. И ещзе одно неизвестное - какая доля избирателей решит, что Бойко все равно не пройдет, и в поисках хотя бы приемлемого кандидата, чтобы избежать в финале ненавистной пары Порошенко-Тимошенко, как получилось в прошлый раз, вот чтобы этого избежать какая доля избирателей ринется в объятия Зеленского?

Я пока не видел ни одного даже приблизительного исследования на эту тему, это надо брать Харьков, Одессу и Днепр как три реперных точки. Т.е. мне сегодня трудно оценить процент такого перетока, ясно только, что он будет.

На глаз мне кажется. что при честном подсчете Гриценко должен Бойко опередить. но спорить на это я бы не стал - у Гриценко большие проблемы с защитой своих голосов на участках - и они у него на каждых выборах.

Такая вот картина маслом.
И я просто хотел показать читателю, что во-первых да,таки химичат, во-вторых более всего тут малоизвестные "Рога и копыта" отличаются, в-третьих старые и заслуженные, такие как РЕЙТИНГ и СОЦИС,хоть и химичат помаленьку,но в весьма жестких пределах, и в-четвертых зная все это при определенных усилиях из солциологии можно сделать весьма качественный прогноз если немного поработать, знать традиции страны и регионов и иметь некое верное ощущение электорального поведения украинцев.

Но главное все таки - нужно довольно много считать и нужно уметь это делать.
Т.е. не ругать социологию, а уметь ею пользоваться



Дополнение
Вот только собрался уйти, как увидел последние данные опроса РЕЙТИНГа, опрос завершен 15 марта.

Я добавил его в сводную таблицу, разместив рядом со старыми данными и выделив дату синим.
Серьезная фирма есть серьезная фирма. Все подвижки - в пределах процента, т.е. вообще-то делатьвыводыц о том, что это реальные изменения, а не случайные эффекты нельзя




Тут любопытен другой опрос - степень отмобилизованности электората, т.е. как зависит намерение голосовать от тотго, за кого именно собираются голосовать



Посмотрите внимательно на правую колонку. Самый отмобилизованный электорат у Порошенко, Кошулинского и... Смешко Порошенко и Кошулинский и дажде Смешко - не удивительны, у них западный электорат в основе, а он всегда голосует активнее всех, а у Смешко еще и офицеры, а это дисциплинированный народ.

В следующей группе самый отмобилизованный избиратель БОйко, хотя егопревосходство и невелико.
Последнее необычно и удивительно - донецкий электорат не из самых активных, см левую колонку: чем юго-восточнее тем хуже ходят голосовать.

Но вот новость, неприятная для старых кадров: мобилизованность Зеленского такая же примерно как у Тимошенко, Бойко, Гриценко. Так что на большую выгоду за счет дисциплины электората рассчитывать не приходится
Tags: выборы, прогноз, социология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Быстрый глаз" Леонардо

    Леонид Лунеев Всем знакома загадочная улыбка Моны Лизы, которая скользит как тень по ее лицу, и все восхищаются тем, как великий Леонардо…

  • Предают свою страну

    Вчера смотрю замечательный канал ZIK /куплен и содержится Путиным, административуно и идейно-политически управляется Медведчуком, официально…

  • Не предали свою страну

    Не предали свою страну, находясь в Автономной Республике Крым во время ее аннексии, из 13 468 солдат и офицеров Вооруженных Сил Украины только 3990…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments