Выборы президента прошли - да здравствуют новые выборы!
Обозрев поле после битвы, лидеры политических партий без передыху ринулись в новую кампанию по выборам в Раду. А вслед за ними потянулись аналитики и журналисты, оценивать шансы. предлагать стратегии и распространять подслушанные сплетни. В общем картина политической кампании разворачивается, как пир в "Театральном романе": дружно, весело, бодро. И уже подоспели первые впечатления и оценки от Сони Кошкиной.
Кошкина полагает выборы президента "четвертым Майданом", после "на граните", "оранжевого" и "достоинства". Замечу я эту мысль уже пару раз от политологов слышал и читал: не в укор Кошкиной, а к тому, что идея носится в воздухе, потому и названа статья Страна четырех революций . Однако я не буду пересказывать и анализировать весь материал. сосредоточусь на одной детали и на одном важном пункте.
Что планировал Зеленский
Президент Франции Саркози сказал однажды «Я бреюсь с 15 лет. И вот, все эти годы, каждое утро, глядя на себя в зеркало, я думал о том, что обязательно стану Президентом. Каждое утро».
Мы не знаем с какого возраста бритвенным станком пользуется Владимир Зеленский. Но, с высокой долей вероятности, можно предположить: глядя на себя в зеркало по утрам, о президентстве он – даже в последние годы – не помышлял. О съемке новых фильмов, «Лиге смеха», «95-м квартале», «Сватах», гастролях и прочих творческих ивентах – да.
О политике – нет.
Окей, возможно – начиная с лета-осени 2018-го мелькали соображения относительно не/целесообразности участия «Слуги народа» в парламентских. Так, чтобы завести «под купол» энное количество людей, а самому вернуться к любимому делу.
Не более того.
Но судьба распорядилась так, как распорядилась. Волею случая, Владимир Зеленский избран шестым Президентом Украины. И у большинства здравомыслящих людей вокруг, да и – наверняка – у него самого, возникает масса вопросов, общий знаменатель которых прост: какой будет новая система координат и что она принесет.
Бело-голубой реванш: сейчас и на парламентских
Анализ предстоящих парламентских необходимо начать с констатации: структура электорального поля страны существенно изменилась. Если еще перед президентскими ее оценивали как (приблизительно) 38% условного «бело-голубого» электората на 62-64% «демократического», то «казус Зеленского» внес свои коррективы. И весьма интересные процессы ожидают нас на условно «бело-голубом» поприще. Владимир Зеленский получил абсолютное большинство по всему Юго-востоку. Второй номер – Юрий Бойко.
Несколько более детальный анализ структуры голосования по Одессе, Харькову, Запорожью, Николаеву, Херсону, Днепру свидетельствует: лидер «95-го квартала» буквально «оттянул» на себя симпатиков Юрия Анатольевича моложе 50 лет, а также не слишком «ортодоксально» настроенных. Не факт, конечно, что они к Бойко не вернутся. Ведь «ядра» у Зеленского нет. И уже первые решения новоизбранного президента вынудят его самоопределяться
Взять для примера закон о языке, принятый парламентом в четверг. Его отмена – очевидное требование части «бело-голубых» симпатиков Зе. Но другая половина общества настроена довольно категорично. Как резонно заметил один из депутатов большинства: «Вспомни, в какой обстановке ратифицировали «Харьковские соглашения». Начинать каденцию с подобной конфронтации – самоубийство».
Пойти в суды? Но подобный сценарий также чреват обструкцией.
С другой стороны, если этого не сделать – часть Юго-востока не поймет и не простит. Уж Юрий Анатольевич – как основной на этом поле конкурент – постарается объяснить людям почему подобное не стоит «спускать».
Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенные факторы, можно смело утверждать: по состоянию на сегодня Юрий Бойко является главным фаворитом осенней парламентской кампании.
Да, возможно ситуация несколько видоизменится, но кардинально – нет. Таким образом, вероятность бело-голубого реванша в октябре не просто высока, а очень высока.
И это, кстати, одна из логичных закономерностей четвертой революции. Вспомните: после крушения идеалов второй, Виктор Янукович завел в Раду рекордные 180 с чем-то человек, потом стал премьер-министром, а в 2010-м избрался Президентом. Чем закончилось, мы помним – Революцией Достоинства.
Сегодня тенденции складываются подобным образом. За что «спасибо» отчасти можно сказать и Петру Алексеевичу.
Парадокс? Вовсе нет.
Вспомните: год тому назад главным оппонентом Банковой считалась Юлия Тимошенко, Юрий Бойко – наиболее выгодным спарринг-партнером для второго тура. В АП это особо не скрывали, не отрицали, а давняя дружба гаранта с Сергеем Левочкиным делала все еще более очевидным. Не то, чтобы Юрию Бойко помогали, нет, но и мешать не мешали.
А когда спохватились, было уже поздно.
Во-первых, появился Зеленский, «оттянувший», как было сказано, часть бело-голубых голосов.
Во-вторых, вследствие раскола ОБ свою часть электорального поля окучил Александр Вилкул.
Если бы не эти два фактора и кандидат от ОБ был единым, вполне вероятно, первоначальный план Банковой бы сработал и сегодня мы б имели иные результаты второго тура.
Весьма любопытно – под этим углом – рассмотреть результаты выборов в Одессе и Харькове.
И там и там ставка осуществлялась на авторитетных мэров и мажоритарщиков, соцвыплаты, «админресурс с человеческим лицом». И там, и там «нижнюю планку» результата ставили на уровне 14-15 процентов. В итоге, по итогам первого тура, Одесса показала 9, Харьков – 8.
Результаты второго тура и вовсе разгромны.
Почему так произошло? Каковы истинные причины провала слогана «Армія. Мова. Віра» на половине территории страны – разгильдяйство или сознательный саботаж. Ну и главное: какие выводы из этого следуют? Об этом поговорим подробнее уже в следующем тексте – после праздников.
Тут меня привлекли два нетривиальных утверждения. Первое - что Зеленский как максимум собирался фракцию в Раду завести, а в президенты вовсе не метил. С учетом всего что мы слышали и читали последние недели - утверждение крайне на мой вкус сомнительное. Но ведь и Кошкина все, что я слышал и читал, тоже слышала и читала. Удивляюсь но принимаю к сведению.
Второе утверждение выглядит еще более спорным.
Допускаю, что Кошкина уже что-то разузнала о решенном союзе Левочкина и Ахметова (читай: Бойко и Вилкула). допустим что это уже вопрос решенный. Все равно утверждение о главном фаворите кажется мне как минимум преждевременным. И мне кажется что других доводов, кроме союза олигархов, у Сони нет.
Однако это мои предположения, и нужно дождаться от нее расшифровок.
А пока что: от Кошкиной прозвучали два нетривиальных утверждения, а я вас с ними познакомил. И ждем от автора обоснований этих утверждений, ибо трудно оспаривать голый тезис без оснований.