Category:

Анатомия реванша


Так озаглавил свою очередную колонку на уик-енд Михаил Дубинянский . Правда в этот раз он пишет о том, о чем нам без умолку твердят все аналитики: не имея политического лица, Зеленский собрал под свои знамена чуть ли не всю страну, людей с вообще несовместимыми запросами, а значит каждое его действие неизбежно будет порождать электоральные "отщепы" - так назывались куски камня, которые отлетали от заготовки при изготовлении каменного рубила, древнейшего орудия возникающего человечества. Они откалывались вследствие ударов - и каждое решение Зеленского будет таким ударом, отрезающим часть электората.

Вот именно это и обсуждает Дубинянский, правда немножко в необычной постановке.


По итогам президентских выборов Украине пришлось проститься не только с действующим главой государства. Прошедшие выборы фактически похоронили прежнее гражданское общество, сформировавшееся к 2004-му и пережившее свой звездный час в 2014-м.

В ходе избирательной кампании основная линия раскола прошла не между условными оранжевыми и бело-голубыми, не между условным Майданом и Антимайданом, а среди бывших соратников. Кто-то агрессивно поддерживал Порошенко, предавая анафеме всех несогласных. Кто-то занял благожелательную или нейтральную позицию в отношении Зеленского, сблизившись с обывательской массой. От прежней расстановки сил остались лишь воспоминания.

Правда, шансы на восстановление былого единства все еще сохраняются.
"Если новый президент станет президентом реванша, то мы увидим прежнее противостояние", – эта мысль, уже высказываемая в частных беседах, вполне справедлива.

Реванш действительно консолидирует и заставляет забыть о взаимных обидах. Вопрос в том, каковы наши критерии реванша.

Очевидно, единого ответа на эти вопросы нет и не будет. Ибо у тех, кто в 2014-м находился по одну сторону баррикад, уже нет единого представления о реванше. За пять лет накопилось слишком много внутренних разногласий, разночтений и расхождений.

Пережив максимальную консолидацию в 2014-м, наше гражданское общество шаг за шагом расслаивалось в последующие годы. Причем к концу своей каденции Петр Порошенко сделал ставку на самых воинственных и ортодоксальных. Попытался мобилизовать условных "якобинцев". В их глазах реваншем станет любое отклонение от нынешнего курса. Но они составляют лишь некоторую часть тех, кто противостоял Януковичу и Путину в 2014-м.

Образно говоря, это верхушка слоеного пирога. А чтобы восстановить единый лагерь Майдана, президенту Зеленскому придется добраться до самого низа.

Предпринять что-то ультрареваншистское. Официально признать Крым российским. Возобновить переговоры о вступлении Украины в Таможенный союз. По понятным причинам такой сценарий маловероятен.

Как маловероятен и другой сценарий: после инаугурации команда Зе ни на йоту не отступит от курса своих предшественников, и даже ортодоксальным сторонникам Петра Алексеевича будет не в чем упрекнуть Владимира Александровича. Нет, скорее всего, откат назад произойдет – но в результате мы окажемся где-то в середине слоеного пирога гражданского общества Майдана.

Любое движение вспять становится испытанием не только для пламенных революционеров, но и для ярых контрреволюционеров.

Представим французского роялиста в 1794-1795 годах. Проклятые якобинцы повержены, победившая Директория сдает назад. Можно снова ездить по Парижу в карете и одеваться вызывающе элегантно, носить траур по казненному королю и колотить дубинкой подвернувшихся санкюлотов. Но потом выясняется, что восстановление монархии – даже конституционной – невозможно. Роялистский мятеж 13 вандемьера подавлен, высадка эмигрантов на мысе Киберон провалилась. И на смену контрреволюционному энтузиазму вновь приходит уныние…

У президента Зе вряд ли получится возродить украинское гражданское общество в том виде, в каком оно существовало в 2004-2014 годах. Но новой команде вполне по силам нажить две многочисленные группы врагов. Первые будут ненавидеть Зеленского за то, что он станет президентом реванша. А вторые – за то, что он не станет президентом реванша. Интрига в том, окажутся ли эти две группы большинством.


Да, Зеленский точно не будет реализовывать программу партии "Свобода", лозунги которой избрал для себя Порошенко. Но в принципе: разве программа откровенно маргинальной партии может быть основой хоть какой-то реальной политики?

И скажем больше - РАЗВЕ ПРОБЛЕМЫ ПАРТИИ "СВОБОДА" ЕДИНСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАШЕГО ОБЩЕСТВА ИЛИ ХОТЯ БЫ САМЫЕ ВАЖНЫЕ?.

Да, по мысли и Порошенко, и Медведчука, и Путина - украинское общество должно было принять их как таковые, счесть самыми важными и четко расколоться: на сторонников Медведчука и сторонников Порошенко. Оно и раскололось - но раскололось как обрабатываемая заготовка под рубило.

Откололись две части: 16% пошли за Порошенко, 11,7% за Медведчуком. А остальные...
остальные 73% отказались признать эту повестку определяющей .

И если Зеленский это понял, а мне кажется, что понял,хотя я могу и ошибаться, значит он не согласен с такой постановкой задачи:
Ты за Сепана Бандеру или за Владимира Путина?

И если Зеленский это понял - то у него есть шанс, потеряв отщепы, создать нуклеус - ядро своего электората. И двигать страну, опираясь на это ядро.

Михаил Дубинянский вообще отказывается рассматривать такой вариант. А мне кажется, что Зеленскому придется его избрать, даже если он этого и не планировал.

Так что две группы ненавистников от Дубинянского: одни ненавидят за реванш, вторые - за то, что его недостаточно, - при разумной тактике новоизбранного президента большинством не станут. Как бы ни стремились обе партии раскола сделать раскол Украины максимальным - как в славные времена 2004 года