?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Задание для Украины: как обеспечить рост экономики
trim_c
Должен предупредить: перед вами лонгрид. Это главное из лекции серьезного специалиста: о причинах застоя в украинской экономике и необходимых мерах к его преодолению.

Потому читать только тем, кому интересно, чтение не развлекательное



Главный экономист ЕБРР о том, почему ВВП Украины растет так медленно и как это исправить

Главное из лекции Сергея Гуриева, записанной во время KSE Impact Dinner 2019, организованного Киевской школой экономики

Поговорим о том, какие вызовы стоят перед нами. И что Украина должна сделать в ближайшие годы. Вызовов на пути развития достаточно, какие-то из них можно решить набором определенных действий, какие-то усложняются из-за политического аспекта, а некоторые очень сложны, потому что требуют много времени и сил. Я вкратце расскажу про макроэкономические и финансовые трудности, немного об институциональных, государственных и антикоррупционных политиках. А также затрону тему человеческого капитала.

Макроэкономика. На переднем плане тут проблемы, которые решают сейчас НБУ и Министерство финансов. В целом, международное сообщество довольно тем, как Украина работает над ними. Инфляционное таргетирование — в приоритете, это займет какое-то время. Это, к сожалению, болезненный процесс. Ведь если страна отходит от ответственной монетарной политики, то последствия всегда очень дорогостоящие.

Другая часть проблем — реконструкция банковской системы, приватизация госбанков, трудности, связанные с обслуживанием внешнего долга, уровень которого невысок, но покрыть стоимость обслуживания в ближайшее время достаточно сложно для Украины.

График 1. Уровень внешнего долга и стоимости его обслуживания
Фото: ЕБРР

На графике видно, где находится Украина по отношению к другим странам G7 и странам ЕБРР. Уровень самого долга ниже, чем у других стран. Но если посмотреть на стоимость обслуживания по отношению к номинальному росту ВВП, тот тут уже заметен вызов. Снижение стоимости обслуживания долга — это приоритет и над этим идет работа, разрабатываются специальные программы.

Кроме того, мы используем метрику резервного покрытия и внешних финансовых обязательств. Тут Украина тоже находится в затруднительном положении. Резерв значительный, но и требования велики. Подумайте, сколько надо резерва, чтобы покрыть обязательства за один год. Украина находится в этом диапазоне.

График 2. Общее внешнее финансирование
Фото: ЕБРР

Практически все страны формально движутся в сторону таргетированной инфляции. На сегодня это оптимальный способ ведения монетарной политики.

График 3. Монетарная политика стран
Фото: ЕБРР

На графике есть исключения. Например, Узбекистан, но на самом деле они тоже движутся к таргетированной инфляции. По поводу Туркменистана — тут сложно говорить о монетарной политике страны. Мы видим страны, которые используют инфляционное таргетирование, но инфляция существенно выше. Среди них и Украина. Тем не менее, цель 5% инфляции до 2020 года — реалистическая.

Я б хотел обратить внимание на Турцию. Это страна, которая контролирует инфляцию, которая входит в таможенный союз с Европой, страна с высоким уровнем инвестиций и конкурентным бизнесом. Но из-за нехватки ответственной монетарной политики, Турция показывает такой уровень инфляции, нестабильный курс и рецессию. Вместе с тем, на графиках хорошо видно сколько стран с переходной экономикой смогли контролировать инфляцию. И нет причины, чтобы Украина не смогла с этим справиться.

Мы не должны сильно беспокоиться об этих макропоказателях. Это почти технические трудности, которые независимые государственные финансовые органы способны решить. Следующая задача серьезнее. И она касается роста ВВП. ЕБРР прогнозирует рост 2,5% в 2019 году и 3,0% в 2020. В этом году на снижение роста влияют внешние факторы и политическая нестабильность. Но мы ожидаем, что ситуация нормализуется в следующем году и рост достигнет 3%. Это лучше, чем у некоторых соседних стран. Но этого недостаточно по нескольким показателям. Страны восточного партнерства могут расти быстрее. Например, Армения и Грузия провели главные реформы и ожидают рост ВВП на уровне 4,5%.

Ниже, например, рост ВВП на душу населения в России, Польше и Украине. Мы видим, что Польша и Украина были на одном уровне. А Россия была вдвое богаче Польши. А теперь она отстает. Можно сравнить Россию с другими странами, например с Казахстаном. 10−15 лет назад Казахстан отставал от России на 40%, а сегодня он ее обгоняет. Но я думаю, что нас должно насторожить сравнение Украины и Польши, поскольку наши страны похожи и находятся по соседству.

График 4. ВВП на душу населения в России, Польше и Украине
Фото: ЕБРР

Давайте поговорим о причинах нашего отставания. Что нужно Украине, чтобы изменить ситуацию. Есть три двигателя для экономик переходного периода.

1. Географическое положение и природные ресурсы

2. Качество институций

3. Человеческий капитал

Я сомневался добавлять ли еще один — культура и ценности. Мы в ЕБРР привыкли говорить о более жестких и измеряемых вещах, но это очень важная тема.

1. Географическое положение и природные ресурсы. Украина — большая страна. Но если вы подумаете о ней, как о части глобального ВВП, то страна очень мала. Имея доступ к европейскому рынку и прямые иностранные инвестиции, для нас важный вызов — интегрироваться в мировую экономическую среду.

2. Качество институций. У Украины есть проблема с качеством политических и финансовых институций. На графике ниже — качество экономических институций в разных странах. Мы видим, что качество выше в богатых странах. Швеция и Новая Зеландия. Но даже если Украину сравнивать со странами с похожим уровнем экономического развития, мы все равно отстаем.

К примеру, один из показателей — контроль коррупции. Если сравнивать нас с Россией, в последнее время Украина немного улучшила ситуацию. Но разрыв с Польшей колоссален.

График 5. Контроль коррупции в Украине, России и Польше
Фото: ЕБРР

Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Эксперты ЕБРР рекомендуют начать с пяти пунктов:

— Приватизация и коммерциализация в государственном секторе

— Верховенство закона, конкуренции и равные условия игры в частном секторе

— Укрепление энергетической безопасности через эффективное управление, либерализацию рынка, диверсификацию и увеличение производства, а также энергоэффективности

— Повышение устойчивости финансовой системы путем укрепления банковского сектора и развития рынков капитала

— Развитие интеграции за счет содействия торговле, расширения инфраструктурных связей и поддержки сближения со стандартами ЕС.

Такие изменения сделают Украину эффективнее и более конкурентоспособной.

3. Человеческий капитал. Основные вызовы для Украины в этой сфере — эмиграция, старение населения и слабое здоровье старших людей.

Старение населения нашего региона, и Украины в частности, которое продолжится ближайшие 25 лет — пугающий процесс. Во всем мире будет уменьшаться население и снижаться количество работающих людей. Только 15% стран в ближайшие 25 лет будут наблюдать рост трудоспособного населения. А 85% стран, включая Украину, увидят сокращение рабочей силы, а значит и растущую необходимость инвестировать в продуктивность и навыки сотрудников. В этом Украина похожа на другие развивающиеся страны. Через 10 лет меньшее количество работающих, будут вынуждены «кормить» большее количество пенсионеров.

Первая на себе эту проблему ощутила Швеция.

График 6. Страны, которые достигают 25% коэффициента зависимости от старости
Фото: ЕБРР

На графике видно, как и когда страны приближаются к показателю 25% пенсионеров по отношению к работающим людям и каков в этот момент уровень дохода на душу населения в стране, по отношению к доходу США. Швеция пришла к этому показателю с доходами, близкими к показателям США. Но в Украине ситуация другая. В следующем году мы приблизимся к этому показателю, но со значительно меньшим уровнем доходов. А это большая проблема.

В странах развитых экономик проблему старения решают с помощью иммиграции и роботизации и увеличение продолжительности трудовой жизни. Но Украина пока не может решить проблему такими способами.

Если мы сравним уровень здоровья старших людей в Украине и в европейских странах с развивающейся экономикой, мы опять же увидим большой разрыв. Если спросить 40-летнего украинца об уровне его здоровья, ответ будет практически таким же, как и у представителя Европы. А вот если задать вопрос 55−60-летнему, то мы увидим разницу. И конечно, плохое здоровье влияет на решение не продолжать работать.

График 7. Уровень участия рабочей силы в Украине, в странах с формирующейся рыночной экономикой и в странах G7
Фото: ЕБРР

Из позитивных новостей — уровень профессиональных навыков в Украине высок, особенно относительно уровня доходов. Мировой банк проводил тестирование качества навыков. Причем участников просили решить определенные задачи. А такие вещи, как годы учебы или количество дипломов во внимание не брались. Результаты показали, что средний работающий взрослый в Украине обладает навыками в той же степени, что и в других странах с похожим уровнем экономического развития, немного отстает от работников США, Сингапура или Восточной Европы. При этом показатель высокого качества навыков не падает с возрастом, как, например, в Японии.

Эмиграция и утечка мозгов.

Как повлиять на фактор эмиграции

График 8. Взаимосвязь между удовлетворенностью благосостоянием и миграционными намерениями
Фото: ЕБРР

Влияние таких общественных благ, как дороги и транспорт, образование, условия проживания, качество воды и воздуха, и здравоохранения велик. Повышение удовлетворенности местными общественными благами оказывает такое же влияние в плане снижения намерения мигрировать, как дополнительные 500 долл. США в месяц к зарплате в Албании.

Вместе с тем, связь уровня эмиграции и уровня дохода не линейна. Для бедных стран — рост дохода только усиливает эмиграцию. Человек просто сможет заплатить больше денег, чтобы переехать, а его желание эмигрировать будет также велико. Но с определенного уровня развития страны, больший доход начинает удерживать человека в стране. И Украина уже находится на этом уровне (график 9). Поэтому развивая страну, привлекая инвестиции, Украина может уменьшить утечку мозгов.

График 9. По мере роста доходов на душу населения эмиграция сначала увеличивается, а затем падает
Фото: ЕБРР

Подводя итог, основными целями для Украины на ближайшее время должны стать:

— макроэкономическая стабильность

— улучшение качества государственных и экономических институций, борьба с коррупцией

— вопросы, связанные с человеческим капиталом.

Последние записи в журнале



  • 1
С 1991 года проводились десятки таких анализов, повторялись одни и те же выводы, и давались оптимистические прогнозы. А потом снова здорова. Пора говорить не о том, что в отчета, а о вещах, которые туда не попали. И картина станет ясной.

В нашем случае главная и единственная проблема страны - 100 тысяч советских чиновников (от кабмина до ментовки), которые ничем управлять не могут и не умеют, в силу низкого интеллекта и нулевых способностей например, но продолжают это делать. И отжирают при этом 50%+ ВВП конечно же. Украина только тогда начнет развиваться нормальными темпами, когда их выкинут из органов власти, пропустят через процедуру конфискации имущества и уголовное заключение.

Проблема вообще их уволить. Они снова восстанавливаются благодаря самым честным некоррумпированным судам.
Нужно начинать с расстрелов судов, с законодательства - нонсен, если чиновника нельзя уволить за саботаж.
Я вообще предлагаю в кабинете каждого судьи повесить Давида Герарда «Суд Камбиса».

Так проблема такого рода, точнее проблемы, они составляют целый комплекс.

Нужно начинать с четкого законодательного фиксирования, что чиновник (носитель статуса "государственный чиновник", равно как и некоторых других от 1917го по 2019й год включительно) выводится за рамки действующего законодательства и гарантий прав и свобод, и подпадает под юрисдикцию специальных трибуналов, выносящих решения по упрощенной процедуре. Сформировать их и определить порядок и принципы функционирования не сложно.
И вот там, в трибунале, надо начинать с судей и прокуроров, да.

Мда, строили-строили капитализм с человеческим лицом и вдруг оказалось, что без 37 года ну никак. Надо же!!!

Edited at 2019-06-13 15:30 (UTC)

Как он изящно п. 1 вывел за скобки!
Как будто Украина на отдельном глобусе
А вообще, он, конечно, большой учёный, но такие лонгриды можно клепать по шаблону, день на страну.

Edited at 2019-06-13 10:34 (UTC)

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

экономическая тема

набрала аж 8 комментариев. Соседняя историческая - с легкостью 80 +.

Это говорит о том, что у нас в стране историков в 10 раз больше, чем экономистов?

Или о том, что экономическая компетентность требуют наличие базовых знаний, в то время, как историки вполне могут обойтись без них.

Ты тут совсем упоролся? В 2025 году четверть населения будут пенсами за 65 лет
Какой нормальный человек захочет кормить старперов при соотношении к работающим 1 к 1 .2? Эта страна будет демонтирована льготниками

А ещё попробуй в 40 устроиться на работу) я молчу про работать до 63 и далее это из области фантастики

Боже, такой бредядиты давно не читал. Уровень реферата, даже не курсовой, провинциального вуза.

Главное - абсолютная, непробиваемая тупость авторов этих рекомендаций и экс совков, которые их читают.

Приватизация, коррупция, либерализация, конкуренция.

Заезжанные мантры.

Но неужели вы, б..дь, не понимаете, что это так не работает. Все это приведет вас со временем к уровню жалкой Болгарии. Никогда вы так не станете второй Францией.

Очнитесь!

  • 1