trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Взглянуть на прошлое перед наступлением будущего

Близится Новый год, мой любимый праздник. И вовсе не хочется писать о войне или красотах украинской политики. Вообще не хочется писать - хочется бегать по магазинам, убирать в квартире - готовиться к долгим праздникам.

Но одну статейку о политике я напишу. Потому что периодически полезно оглядываться на прошлое и сравнивать с настоящим, это позволяет оценить куда движемся и в каком темпе. Тут много о чем можно написать, но сейчас мне хочется проанализировать судьбу Донбасса, о прочем потом, уже в следующем году.

В уходящем году судьба Донбасса оказалась по-настоящему трагичной, и как ни трудны сегодня дни для Украины вообще, но понятно, что у Донбасса они труднее. И если Украине все же светит впереди надежда, то в судьбе той части Донбасса, где образовались т.н. "республики" просветов и признаков улучшения пока что не наблюдается. Я во всяком случае пока что проблесков не вижу.

Когда анализируешь  плохое сегодня,  хочется сделать заглянуть во вчера и поискать там ответ на вопрос "а почему так случилось"? Что было сделано не так и что привело к неважному сейчас?
И я предлагаю заглянуть в данные исследования «Мнения и взгляды населения Юго-востока Украины: Апрель 2014 года» . Оно проводилось Киевским международным институтом социологии 8-16 апреля 2014 года и отличалось редкой полнотой и тщательностью.

Для анализа я отобрал из всего обширнейшего материала 3 таблицы, вот первая из них анализирует уровень осознания личной ответственности за свой гражданский выбор.

4. Некоторые люди Вашего региона ощущают свою личную вину за то, что сделал Виктор Янукович и его команда за четыре года правления. Другие не ощущают вины. А чувствуете ли Вы лично свою вину за то, что сделал Янукович?
Юго-восток  в целом; Днепропе-тровская Донецк. Запорож. Луганск. Николаев. Одесск. Харьков. Херсон.
Да/Скорее, да 11.3 17.8 7.2 10.1 11.2 13.1 8.9 11.9 11.7
Трудно сказать наверняка, частично чувствую, частично не чувствую 9.1 10.9 6.4 9.6 10.9 10.2 6.4 7.9 15.8
Нет/Скорее, нет 78.3 78.8 85.6 79.0 76.4 74.9 83.7 79.7 71.8
ОТКАЗ ОТВЕЧАТЬ 1.2 2.5 0.7 1.2 1.5 1.7 1.0 0.5 0.7

В таблице 4 обратим внимание на следующий факт. Янукович начал свою политическую карьера у Донецком регионе, там он выдвинулся на пост губернатора, оттуда был приглашен на пост Премьера.
Во время выборов президента и в 2004-м и в 2010-м самую большую поддержку из всех регионов получил Янукович именно в Донецком регионе.
И при этом ощущение ответственности за то, что именно их выдвиженец и постоянный фаворит породил огромное воровство и беззаконие, потом восстание народа - и в конце концов бежал из страны, украв огромные ценности и фактически предав своего избирателя - вот ответственность за все это житель Донецка практически не ощущает. И это первое, что выделяет регион - он голосует, но за деяния своего избранника никакой ответственности жители региона не отвечают.
И уже сейчас можно сделать вывод - это плохой признак.
Взрослый человек идет голосовать, он выполняет свой гражданский долг. а не формальность некую. И если он не ощущает своей личной ответственности за свой выбор, это для региона ничего хорошего не сулит.

Следующие две таблицы анализируют отношение населения к захватам с оружием в руках административных зданий (процесс которые на 10 апреля на Донбассе уже шел полным ходом, но пока еще без убийств, первые убийства начал Стрелков 13 апреля) и к гипотетическому возможному присоединениню крегиона к России.

13.1 Вы поддерживаете или не поддерживаете  действия тех, кто с оружием в руках захватывает административные здания в Вашем регионе?
Юго-восток  в целом; Днепропе-тровская Донецк. Запорож. Луганск. Николаев. Одесск. Харьков. Херсон.
Безусловно/Скорее поддерживаю 11.7 9.1 18.1 4.5 24.4 7.0 5.5 9.9 2.7
Трудно сказать наверняка, частично поддерживаю, частично не поддерживаю 10.4 6.4 8.4 9.1 15.6 9.7 7.9 16.8 11.6
Безусловно/Скорее не поддерживаю 76.8 83.7 72.8 85.9 58.3 81.9 85.7 72.8 81.9
ОТКАЗ ОТВЕЧАТЬ 1.2 0.7 1.5 0.5 1.7 1.5 1.0 0.5 3.7


20.2 Вы поддерживаете или не поддерживаете мнение, что Вашей области следует отделиться от Украины и присоединиться к России?

Юго-восток  в целом; Днепропе-тровская Донецк. Запорож. Луганск. Николаев. Одесск. Харьков. Херсон.
Безусловно, поддерживаю   7.1 3.7 11.9 2.2 13.2 3.5 3.2 9.2 1.0
Скорее, поддерживаю 8.3 3.2 15.6 4.0 17.1 3.7 4.0 6.9 2.5
Трудно сказать наверняка, частично поддерживаю, частично не поддерживаю 12.5 6.9 17.3 9.9 12.4 6.0 11.9 17.3 11.4
Скорее, не поддерживаю 16.0 13.1 17.3 17.5 20.6 6.7 19.3 16.1 11.1
Безусловно, не поддерживаю 53.7 71.0 34.9 64.0 31.3 78.7 59.5 49.5 73.5
ОТКАЗ ОТВЕЧАТЬ   2.4 2.0 3.0 2.5 5.5 1.5 2.2 1.0 0.5

И по первому и по второму показателю Донецк и Луганск резко выделяются из всех остальных регионов Юго-Востока Украины.
Вооруженных захват административных зданий на Донбассе поддержало 20% населения, тогда как в любой из остальных регионов число сторонников подобных действий не превысило 10% - это первое и существенное отличие.

В вопросе о стремлении к вхождению в Россию разница еще больше. Дончан. мечтающих о России оказалось порядка 30%, вХарькове примерно вдаое меньше, во всех остальных регионах их меньеш в четыре раза.

Да, я  понимаю. И российская пропаганда, и каналы регионалов. прежде всего - Ахметова очень долго внушали дончанам, что это не они, не Ахметов, Янукович, Ефремов, Рыбак и все прочие из этой команды грабят регион - что это все Киев и бенедеровцы-западенцы жирующие за счет Донбасса, "который всмех кормит" и "которого никто не слышит".
Но это же не глухие села - и украинские каналы, и газеты, и интернет - все ведь было доступно. Почему же поверили вранью из чужого государства - и не поверили своему?
Как мог донецкий врач и луганский учитель поверить, что олигархи Ахметов, Янукович и Клюев для них свои, а житомирский врач и львовский учитель чужие? Ведь чтобы в подобное поверить, нужно совсем голову потерять, а это ведь не бомжи, это люди с высшим образованием.
И почему им так понравился питерский гэбист? Почему они решили, что именно он будет о них заботиться и создаст им хорошую жизнь?

И не только они - профессора из университетов, сотрудники НИИ и КБ - они ведь тоже в это поверили. И своим сотрудникам, студентам, женам все это рассказали.

И, да простят они меня, но за подобные вещи наступает ответственность - и прежде всего у образованной части общества. Господа, вы сделали выбор, вы убеждали менее просвещенную часть населения в том, что все правильно - и где вы теперь собираетесь искать виновных?
Опять в Киеве и Львове? А когда наступит ваша ответственность - можно узнать?

Так ведь и происшедшее мало что изменило. Цитирую свежий номер ЗН
сразу зафиксируем, что 9,4% жителей Донецка и области считают «ДНР» законной. 13,9% людей скорее согласны с такой постановкой вопроса. Что в итоге говорит о 23,3% граждан, поддерживающих «ДНР» на территории Донецкой области. И это вполне прогнозируемая цифра, особенно если вспомнить, что еще в апреле 19,3% жителей области поддерживали введение российских войск в Украину, а сегодня там же социологи насчитали 15,1% готовых присоединить «ДНР» к России (о чем чуть ниже). То есть речь о том, что Донецкая область изначально не только в большинстве своем не приняла Майдан (70,5% в апреле сочли его государственным переворотом), но и своей активной, так сказать, пассионарной частью была готова помочь России реализовать ее планы.

И вот тут есть о чем поразмышлять. Не снимая ответственности ни с агрессора- России и ее лидеров, ни с политиков Украины, хочу еще раз подчеркнуть свою главную мысль: в несчастьях Донбасса огромная доля вины самих жителей Донбасса.
Они поверили, что именно они хорошие и труженики, "другие" их объедают.

Они поверили богатым и лощеным бандитам, хотя знали, что они бандиты.
Они резко отвернулись от тех, кто рискуя жизнью выгонял тех самых бандитов, которых дончане привели во власть и были им опорой.
И они поверили, что в иностранном государстве их полюбят, а в своем государстве их плохо оценили.

Такие убеждения почти всегда заканчиваются плохо для их носителей и для их сограждан. Они и закончились плохо.
Но я совершенно убежден - пока Донбасс не переменит своих взглядов, его судьба не улучшится. Это условие не достаточное - но АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМОЕ.
Tags: Донбасс, КМИС, социология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments