?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Прогнозы от социолога
trim_c

Социолог Алексей Антипович возглавляет социологическую фирму группа РЕЙТИНГ. Лет 67-7 назад, по меркам социологов - недавно, фирма перебралась из Львова в Киев и устойчиво пошла в гору. Т.е. она не продается политикам, ее исследования достаточно точны, а темы обычно интересны и актуальны. Уровень доверия к ее исследованиям ставит ее безусловно в первую тройку украинских социологических фирм (наряду с КМИС и ДемИнициативы), именно им обычно доверяет проводить свои исследования в Украине МРИ или ин-т Гэллапа.
Так что к комментариям Антиповича стоит прислушаться - он это право завоевал в жесткой конкуренции на украинском рынке социологических услуг, достаточно конкурентном. Ниже я предлагаю интервью Антиповича сайту РБК, тоже достаточно авторитетному изданию РБК, по своей привычке я текст нсколько сократил и некоторые места выделил курсивом.


Социолог Алексей Антипович: Требования к Зеленскому сейчас еще выше, чем к Порошенко в 2014 году


По вашему мнению, какой будет явка на этих выборах?

На президентских выборах, когда мы замеряли, явку прогнозировали в районе 70%, официальная цифра получилась 63%. Часть людей говорит, что они однозначно примут участие в выборах, часть говорит, что – скорее всего. На данный момент мы фиксируем около 65% "однозначно", около 20% - "скорее всего".

Это высокий показатель, но ниже, чем в президентской кампании. В истории украинских выборов на президентские выборы ходят около 60% избирателей, на парламентские – 55%, на местные – 50%. Это классические показатели.

Надо еще учитывать, что официальный показатель ЦИК считает от всех избирателей, которые записаны в списки. Мы же как социологи общаемся с людьми, которые есть на месте, а у нас многие уехали на заработки за рубеж. Физическое количество избирателей меньше, чем фиксирует ЦИК. Можно говорить, что показатель явки, близкий к 70%, был бы правомерным – но от тех, кто по факту, а не номинально есть в стране. Потому мне как социологу очень нужна перепись населения, чтобы понять, сколько же нас есть.

А в разрезе возраста и регионов?

Однозначно, старшее поколение ходит активнее. Среди людей пенсионного возраста 71% декларирует, что однозначно примет участие в выборах, а среди молодежи до 30 лет – 57%. Но и это тоже немало. Просто у молодежи есть за кого голосовать. Сейчас есть две политсилы, которые условно можно отнести к молодому поколению – "Слуга народа" и "Голос". Они уже "приводят" на участки своего избирателя. Мы задаем людям вопрос, как бы они проголосовали, если бы их политсила не шла на выборы. И часть избирателей "Слуги народа" и "Голоса" не выбирают другую партию, а говорят, что вообще бы не пришли на выборы.
Ситуация с отпусками добавляет шансов старым политсилам, когда на выборы по факту придет чуть больше старших избирателей, чем молодежи. От этого выиграют "Батькивщина", "Оппозиционный блок" и "Оппозиционная платформа". Но не "Европейской солидарности", там много людей среднего возраста.
Много возрастных избирателей у Смешко, это добавит им около 1%, но вряд ли этого хватит, чтобы преодолеть 5%-ый барьер


РБК попросил комментарий к "возрасту и регионов и получил ответы на свои вопросы. Но тут я встряну и приведу таблицу опроса,опубликованную группой РЕЙТИНГ 4 июля. Потому что там есть очень интересный материал, не попавший в интервью



Господа - это неслыханно! это не просто сенсация - это суперсенсация!
На всех выборах, хоть президентских хоть парламентских, активней всех голосует Запад. А Восток - ну так себе. А сегодня Восток обгоняет Запад на 10% и сильно отрывается от трех остальных. Такого никогда не было.
Если посмотреть на таблицу справа, то в полном соответствии с данными слева самую высокую степень мобилизации показывает избиратель Бойко и Вилкула.
Надо сказать, что пропаганда ненависти к согражданам и размахивание жупелом реванша в одном отношении себя оправдали: электорат Порошенко как и на президентских выборах очень высоко мобилизован и вполне может конкурировать с электоратом регионалов.

У Радикалов, Смешко, Батькивщины и Слуг - у всех примерно одинаково, почти так же и у "Свободы". У Гройсмана и Вакарчука ощутимо хуже - и совсем плохо у избирателей Гриценко - они явно не верят в его успех. И пассивность сторонников видимо из главных причин снижения его рейтинга - при таком уровне мобилизации по сравнению скажем с Вилкулом он в показателе "среди тех кто собирается голосовать" уже проиграет в полтора раза если число сторонников одинаково. Конечно с такой мобилизацией барьера ему не взять - у него нет каналов чтобы вселять веру в успех и объяснять, что шансы далеко еще не утрачены, что вся беда во внушаемом через СМИ неверии. Как бы то ни было, при таком уровне веры в победу. победы ему не видать. А Вакарчуку нужно мобилизовывать свой электорат - только за счет этого можно хорошо прибавить.
И согласитесь -таблица заслуживала рассмотрения


"Слуга народа", судя по всему, уже дошла до своего электорального потолка и начала понемногу падать. Это снижение рейтингов продолжится?

Включились в работу другие политсилы: "Оппоблок", "Оппоплатформа", "Голос" и т.д. В первую очередь, они отбирают голоса у "Слуги народа". И потому можно говорить про объективное падение рейтинга, не из-за разочарования в "Слуге народа". На местах мы имеем мажоритарную составляющую. Каждый мажоритарщик, кроме того, что ведет борьбу за свое кресло, тянет и соответствующую партию, от которой он идет. Тянет либо вверх, либо вниз.

У "Слуги народа" есть падение рейтинга, но не критичное. При таких ее позициях нет особой разницы между 45%, 43% или 42%. Кроме того, они фактически не начинали кампанию. От "Слуги народа" я не видел телевизионной рекламы, а именно телеролики больше всего влияют на избирателя. Они включатся еще в кампанию, и видеообращение со стороны новоизбранного президента с призывом проголосовать за "Слугу народа" будет иметь определенное влияние.

То есть, первых признаков разочарования в новой власти вы пока не видите?

50% довольны работой нового президента, доверие к нему немного меньше 70%. Такого уровня доверия не имели ни церковь, ни армия, ни, конечно, ни один из предыдущих президентов.

А можно спрогнозировать на среднесрочную перспективу рейтинги "Слуги народа" и Зеленского, с учетом нынешних трендов?

Украинская, и не только, традиция давала 6-9 месяцев "медового месяца" для новой власти. Но уже Петр Порошенко после набранных более 50% в первом туре просел до 25-30% и стабилизировался на этом уровне на два года. Те, кто ситуативно проголосовал за Порошенко, отошли, а потом рейтинг оставался стабильным, вплоть до времени начала предвыборной кампании, когда в игру включились другие политики. Плюс начались разочарования в действиях: скандалы с отдыхом на Мальдивах, скандалы с генпрокурорами и так далее.

Это я к тому, что нельзя мерять все одной линейкой. Мало того, если мы говорим о нынешних выборах, то требования к Зеленскому сейчас еще выше, чем к Порошенко в 2014 году. И его показатель в 73% означает, что разочарование и падение рейтингов просто неизбежны. К тому же избиратель сам изменился, время идет быстрее, потому у Зеленского в лучшем случае полгода. С учетом парламентских выборов можно ожидать, что примерно с февраля следующего года стоит ожидать сильного снижения рейтинга. Если не будет конкретных действий, которые улучшат ситуацию в стране.
Каждый десятый пенсионер проголосовал за Зеленского на президентских выборах, а сейчас их удельный вес еще выше. Мотив – "если не мне, то пусть уже моим детям будет лучше жить". Сейчас изменений хотят буквально все.

У нас определяющим фактором остается телевизор. В любом случае, удержать все 73% электората невозможно. Для этого надо радикально улучшить экономическое положение населения. Украинцы все равно остаются патерналистами, они хотят, чтобы им обеспечили определённый уровень материального благополучия. Потому о пенсиях и тарифах придется говорить и президенту, и его политсиле, от этого никуда не деться.

Украинец никогда не скажет правды о том, сколько он зарабатывает. Зато рассказывать, как плохо живется, всегда горазд. Такая наша ментальность, мы не любим власть, мы только кого-то избрали, сразу начинаем быть ими недовольны.

Рейтинг "Голоса" растет за счет "Европейской солидарности"?

Они попеременно занимают третью ступеньку. "Голос" Вакарчука сначала уничтожил "Самопомощь", потом "Гражданскую позицию", потом "надкусил" "Европейскую солидарность" и в самом конце взялся за "Слугу народа". То есть, тут тоже очень разношерстная компания. Но основой электората Вакарчука является электорат Порошенко. Это видно в региональных и возрастных разрезах электората. За Вакарчуком идут те, кто разочаровался в Порошенко. Те, кто не хотят быть с проигравшим, те, кто тоже хотят изменений. Но, выбирая между Порошенко и Зеленским, предпочли первого. А сейчас пошли к Вакарчуку. То есть, это соединенные политические сосуды.

Но и сам Порошенко включился в кампанию, продолжает озвучивать прежние тезисы, уделяет много внимания своим базовым западным регионам. Порошенко немного просел, но потом вернулся на 7-8%, и начинает расти.

Если Вакарчук и забрал часть рейтинга "ЕС", то "ЕС" могла бы вернуть уже эти проценты назад, просто Вакарчук теперь "ест" уже "Слугу народа". Таким образом, и Вакарчук ничего не теряет, и "ЕС".

Что касается Гройсмана, его база – это, конечно, Винницкая область, центральная Украина к нему очень неплохо относится. В целом, около 20% украинцев доверяют Гройсману и довольны его работой.

Но он не воспринимался как политик. Как чиновник, хозяйственник – да, кто-то называл его "мэром всей Украины". В политику Гройсман только пошел. К тому же его очень часто воспринимали как часть команды Порошенко. Если бы он начал обособляться от Порошенко в свою нишу год-два назад, его рейтинги были бы гораздо выше.

Эта парламентская кампания по стилистике заметно отличается от президентской?

Есть разница благодаря мажоритарной составляющей, благодаря запросу на какие-то действия – надо же что-то и делать, не только на выборы ходить. Это добавляет некоторые акценты. Но общая канва неизменна – это изменения и еще раз изменения.


Самый главный свой комментарий я уже сделал -прямо в тексте - плюс отметил важные для меня места курсивом.

Могу отметить еще одно важное обстоятельство: "Слуга народа" очень экономоно ведет свою кампанию, и хотя осталось всего ничего - но по мнению Антиповича они еще в кампанию не включились по-настоящему.

И у них два ресурса: телеролики и обращение Президента с просьбой поддержать его и его кандидатов на выборах в Раду. Оба средства позволят немного добавить - и уж точно остановят "едоков рейтинга".

То же самое должен сделать и Вакарчук - ему нужно меньше говорить о программе, целях и намерениях, а больше выражать уверенность в победе, просить поддержать его партию, призывать к переменам и улучшению.

Без этого номер выйдет кислым

Последние записи в журнале