?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Давайте посчитаем
trim_c

Те кто помнит фильм Михаила Ромма "9 дней одного года" /фильм прекрасно передавал атмосферу начала 60-х, дух наивного, но мощного оптимизма и устремленности в будущее, примета времени, хорошо видна и в ранних Стругацких: "Далекой Радуге", "Понедельнике...", а кроме того блестящий актерский состав: Смоктуновский, Баталов, Лаврова/ так вот, те, кто помнят этот фильм помнят и двух эпизодических персонажей, скептика и оптимиста, Михаила Козакова и Евгения Евстигнеева (ничего себе парочка для эпизода, но там и Плотников в эпизоде). Оптимист в рессторане на банкете рассказывает о полетах к звездам, а скептик отвечает - Давайте посчитаем... И тут же на салфетке доказывает, что масса звездолета должна быть сравнима с массой Земли.

Перед вами именно такое "Давайте посчитаем" Да. кто из нас не мечтал. начитавшись фантастики о межзвездных перелетах. Но в статье Бориса Штерна как раз и речь о том, что получается при попытке посчитать, каковы возможности такого полета с точки зрения того, что мы сегодня знаем о физике и того. что мы знаем об условиях в космосе (тогда, в начале 60-х, когда фильм снимался, мы и о первом и о втором знали неизмеримо меньше.

Причем анализируются всевозможные "сумасшедшие" проекты, поскольку в рамках проекта нормального вообще нечего считать - "Миссия невыполнима"


Пропасть, отделяющая нас от других планетных систем, чудовищна, но человек не был бы человеком, если бы пристально не присматривался к ней. Где-то там, за дальним ее краем, может быть жизнь, планеты, пригодные для заселения в далеком будущем.

Судя по всему, жизнь — редкий феномен во Вселенной. Не является ли распространение жизни главной целью Homo sapiens? Для этого надо преодолеть пропасть, но преодолима ли она в реальности, а не в фантазиях?

От апельсина до Иркутска

Есть разные иллюстративные приемы, показывающие весь ужас нашей изоляции. Например, такой.

Уменьшим все в 10 миллиардов раз — на 10 порядков величины. Солнце станет размером с апельсин, Земля — песчинкой в 15 метрах от Солнца. Скорость света будет 3 сантиметра в секунду. И где будет ближайшая звезда? Примерно на том же расстоянии, что Иркутск от Москвы.

Свет доползет туда за четыре с небольшим года, «Вояджер-2» (более быстрый, чем «Вояджер-1»), двигаясь со скоростью 6 миллиметров в час (в рамках модели с апельсином), улетит на такое расстояние за сотню тысяч лет. Это ближайшая звезда Проксима Центавра, где есть планета — скорее всего, непригодная для обитания.

А где ближайшая пригодная? Прикидки, сделанные по данным космического телескопа «Кеплер», дают оценку 15–20 световых лет, то есть в 4–5 раз дальше. И это очень оптимистичный результат. Конечно, такая планета может оказаться и у Альфа Центавра (там двойная система, что неблагоприятно), но вероятность этого явно недостаточна, чтобы полагаться на такую удачу.

Можно ли передвигаться в пространстве на порядки быстрее, чем «Вояджеры»? Скорость «Вояджера-2» — около 16 километров в секунду, что составляет 5 × 10-5 от скорости света. Передвижение со скоростью, превышающей скорость света, невозможно, но до предела остается еще более 4 порядков.

Можно ли существенно увеличить скорость аппаратов в рамках существующих технологий, то есть с помощью химического топлива?

На самом деле с помощью одного лишь химического топлива очень трудно достичь даже той скорости, какую держат «Вояджеры», вылетев из Солнечной системы. Ведь надо не просто разогнать корабль, надо еще преодолеть гравитационный потенциал Солнца.

Если бы корабли разгонялись у Земли, им бы пришлось придать скорость около 30 километров в секунду, притом что скорость истечения газов в сопле ракеты почти на порядок меньше. Это потребовало бы наличия многих ступеней уже в космосе и безумных затрат.

В данном случае значительную часть работы проделали Юпитер с Сатурном, использованные в гравитационных маневрах «Вояджеров».

Гравитационный маневр

А нельзя ли с помощью гравитационных маневров выжать больше, скажем, еще порядок величины по скорости? К сожалению, нет. Планеты-гиганты движутся слишком медленно, а внутренние планеты — слишком легкие. Результат ускорения «Вояджеров» — не предел, но недалек от него. В их случае была использована редкая благоприятная конфигурация планет.

Невозможно «футболить» корабль от одной планеты к другой, накапливая скорость, — при относительной скорости, превышающей первую космическую для данной планеты, маневр теряет эффективность. Реальный предел скорости, достижимой с помощью химического топлива вместе с гравитационными маневрами, — 10-4 скорости света.

Есть еще вариант разгона у Солнца с помощью эффекта Оберта: подойдя к Солнцу по сильно вытянутой орбите из далекого афелия, включаем двигатель в перигелии и получаем конечное приращение скорости в √2Δv V, где V — орбитальная скорость, Δv — приращение скорости.

Если взять радикальный случай пролета на 10 радиусах Солнца (V = 200 километров в секунду, равновесная температура ~ 3000 градусов Цельсия) и добиться приращения скорости 4 километра в секунду, то получим около 40 километров в секунду на бесконечности. Опять те же 10-4 скорости света!

На большее приращение скорости с химическим топливом рассчитывать трудно, не забудем, что корабль перед этим забрался в далекий афелий.

Фотонный звездолет

Можно ли, не нарушая законов природы и пользуясь доступными источниками энергии, сократить время межзвездного перелета на порядки? Зайдем с другого конца — с самых дерзновенных идей.

Наиболее радикальная из них, не нарушающая законов природы с порога, — фотонный двигатель на антивеществе. В принципе, если бы мы имели антивещество, то, казалось бы, могли бы эффективно конвертировать энергию его аннигиляции в световой луч (через нагрев тугоплавкой оболочки и фокусировку обычным параболическим зеркалом).

Теоретически так можно было бы достичь, скажем, половины скорости света, хотя тут есть и обратная сторона, связанная с бомбардировкой корабля атомами межзвездной среды.

Если взять корабль массой 100 тонн, то в идеальном случае для его разгона потребуется всего 30 тонн антивещества и столько же аннигилирующего вещества. Правда, разгоняться придется медленно: при радиусе тугоплавкой (4000 кельвинов) оболочки 10 метров, максимально допустимой мощности 30 гигаватт, силе 0,3 ньютона и ускорении 3 × 10-6 сантиметра в секунду за секунду время разгона до половины скорости света составит 10000 лет.

Довольно, скажем так, не быстро. Можно было бы обойтись без твердой оболочки, например использовать магнитную бутылку с плазмой, но и тогда возникнут ограничения на предельную мощность из-за величины поля, предельной стойкости окружающих конструкций и тому подобных причин.



В середине 2000-х годов специалисты NASA прорабатывали проект корабля, где антиматерия (позитроны) использовалась в качестве топлива для позитронного реактора, чье рабочее тело из жидкого водорода нагревалось, а затем формировало реактивную струю. Расчеты показывали, что путешествие на Марс на таком корабле могло бы занимать всего 45 дней.


Но главное препятствие на пути создания фотонного звездолета состоит в том, что коэффициент полезного действия в производстве антивещества — порядка одной миллиардной. Причем какая-то часть этой малости неустранима. КПД производства антипротонов составляет порядка одной стотысячной — необходимо вместе родить три антикварка, причем им надо еще объединиться в одну частицу. Потом антипротоны требуется собрать в пучок, охладить и замедлить.

И даже если удастся добиться КПД на уровне одной миллионной, производство антивещества в количестве, достаточном для разгона корабля до 0,5 скорости света, вызовет экологическую катастрофу на Земле. Требуемая энергия для наработки антивещества для разгона 100-тонного корабля до 0,5 скорости света при КПД 10-6 эквивалентна теплу, получаемому всей Землей от Солнца за 100 лет.

Гораздо выше КПД производства позитронов — проценты. Но как их хранить, ведь объемный заряд — страшная вещь? Теоретически можно просчитать варианты: перемешать их с электронами, не давая аннигилировать; использовать какую-то комбинацию магнитного поля и когерентного электромагнитного излучения.

Но все это представимо, пока речь идет о лабораторных условиях и малых количествах. Хранить же тонны или центнеры позитронов в космосе — совершенно монструозное и едва ли осуществимое в реальности предприятие.

Лазерная пушка и взрыволет

А если пойти по пути Жюля Верна и вместо того, чтобы прибегать к ракетному принципу, выстрелить космическим аппаратом в направлении ближайшей звезды? Сегодня подобный проект существует под названием Starshot, соответствующие разработки в их начальной стадии профинансировал Юрий Мильнер.

В общих чертах проект заключается в следующем: берем массив плотно упакованных фазируемых лазеров размером километр на километр, подаем на него мощность 50 гигаватт, после чего узким пучком (расходимость 10-9) ускоряем маленький зонд весом 1 грамм с парусом площадью 4 квадратных метра и весом еще 1 грамм.

По идее, ускорение должно составить 30 000g, время ускорения — 200 секунд, путь ускорения — 6 миллионов километров, конечная скорость — 20 процентов скорости света. По прилете к Альфе или Проксиме Центавра парус превращается в линзу Френеля и передает на землю некую информацию.

Идея, как представляется, технологически неосуществима. Достаточно, например, того, что даже высочайшей отражательной способности поверхности паруса будет недостаточно, чтобы предотвратить мгновенное испарение «звездолета». Дискуссию с Мильнером и автором идеи Филипом Любиным на этот счет публиковал на своем сайте «Троицкий вариант».

Примерно то же самое можно сказать и про другие варианты выстрела (например, электромагнитной пушкой). Длина «ствола» в проекте Starshot составляет 6 миллионов километров, и нет никаких предпосылок к тому, чтобы в случае с электромагнитной пушкой она оказалась бы меньше для достижения той же скорости.

Проект, по замыслу противоположный вышеописанному, которым еще полвека назад увлекался блестящий физик-теоретик Фримен Дайсон, — взрыволет. Работает он следующим образом: если снабдить корабль толстой защитной плитой и взрывать за ней одну за другой водородные бомбы, то реактивная сила придаст кораблю необходимое ускорение. Предполагается, что так можно будет достичь скорости в 10 процентов от скорости света.



В 1950-е годы американская компания General Atomic прорабатывала проект атомного «взрыволета», который должен был приводиться в движение энергией взрывов небольших (мощностью в 1 мегатонну) водородных бомб. В процессе экспериментов испытывалась даже небольшая модель взрыволета — с обычной взрывчаткой..


Однако давайте посчитаем. Энерговыделение при термоядерном синтезе дейтерия и трития составляет 17,6 мегаэлектронвольт, или 0,37 процента от mc2 реагирующих частиц. Если всю эту энергию пустить в аккуратно сформированный пучок, получим скорость 0,086 скорости света.

Однако усредненная по массе скорость продуктов термоядерного синтеза (нейтрон и альфа-частица) составляет всего 0,031 скорости света, потому что она неравномерно распределяется между нейтроном и альфа-частицей.

Хуже того: из продуктов реакции невозможно сформировать пучок, в лучшем случае его можно перехватить огромной плитой, но не отразить. Из-за этого эффективная скорость дополнительно делится на 4, так как разлет изотропен, а нам нужна проекция скорости на направление движения, и остается всего 0,8 процента скорости света.

Получить 10 процентов скорости света можно только с помощью огромного превосходства массы бомб над массой плиты и корабля. Из формулы Циолковского V = v ln (M начальное / M конечное) получается, что нам потребуется М начальное > 10 0000 M конечного, причем конечная масса включает в себя и вес плиты, а тут сотней тонн уже не отделаться.

Реактор и рабочее тело

Более реальные — и ощутимые — результаты может принести ядерная энергия, поскольку ядерный реактор — хорошо управляемое устройство. При делении ядра урана выделяется около 200 мегаэлектронвольт энергии. Само ядро урана весит чуть больше 200 гигаэлектронвольт, то есть выделяется около 0,001 от массы покоя топлива.

Это почти в 4 раза меньше, чем в термоядерном синтезе, зато энергия, выделенная в атомном реакторе, куда более удобна для использования. Она через тепло переводится в электричество (на Земле — с помощью паровых турбин, в космосе — через термоэлектрические преобразователи), потом передается реактивной струе с помощью ионных или плазменных двигателей.

С 2010 года в России разрабатывается ядерный «космический тягач» — транспортно-энергетический модуль с ядерной энергодвигательной установкой мегаваттного класса, где ядерный реактор обеспечивает энергией ионный двигатель. Главная сложность этого проекта — как обеспечить охлаждение реактора. В одном из вариантов это предполагается делать с помощью капельных холодильников, где аммиак из системы охлаждения выпускается в открытый космос, а потом улавливается и используется опять.

Скорость истечения струи легко регулируется и может быть любой. При стопроцентном КПД оптимальная скорость реактивной струи из продуктов ядерного горения считается по формуле: √0,002с2 (где с — скорость света), то есть 4,5 процента скорости света.

Конечно, стопроцентных КПД не бывает, поэтому возьмем одну четверть — в надежде на скорый прогресс в технологии термоэлектрических преобразователей. Тогда оптимальная скорость истечения уменьшается в 2 раза, примерно до 7000 километров в секунду.

Двигатель можно взять, например, ионный (правда, это не очень эффективно, если рабочим веществом будет отработанное топливо) или плазменный, использующий скрещенные электрическое и магнитное поля — в обоих типах двигателя легко регулировать скорость истечения.

Итак, чего же можно добиться при таком энергетическом выходе?

Допустим, масса корабля с реактором и двигателем — 100 тонн, как и в вышеприведенном примере, а рабочее вещество — отработанное топливо. Пусть корабль должен тормозить, а максимальная скорость достигает скромных 2 процентов от скорости света. С учетом торможения это будет эквивалентно разгону до 0,04 скорости света, или 12 000 километров в секунду.

Из формулы Циолковского имеем М топлива = [exp(12000/7000)-1]M корабля = 450 тонн. Это чистый уран-235. В общем, хотя подобный проект был бы сопряжен с большими техническими сложностями и финансовыми затратами, он не безнадежен.

В связи с этим можно сказать пару слов о стратегии и возможной технике межзвездного перелета на ядерном топливе. Если корабль должен тормозить (а если нет — от него немного толку), то наиболее надежный и щадящий режим для него — работа на постоянной умеренной мощности от старта до финиша.

Это означает, что сначала происходит медленный разгон, потом — медленное торможение. Переход от одного режима к другому может осуществляться посредством простого разворота корабля вокруг поперечной оси. Тогда средняя скорость при указанных выше параметрах будет в два раза меньше — 0,01 скорости света.

В таком полете все будет происходить очень плавно. Ускорение — десятки микрон в секунду за секунду, тяга — меньше килограмма, мощность реактора — десятки мегаватт. Но только так и можно пересечь пропасть шириной в десяток световых лет.

Схема межзвездного корабля с ядерной силовой установкой, соответствующая концепции, описаной в статье. Двигатель, скорее всего, понадобится плазменный, нетепловой, использующий эффект Холла, скрещенные магнитное и электрическое поля. В качестве ТВЭЛов выступят стержни из урана-235 большой длины, которые будут медленно протягиваться через каналы в реакторе. Полезную нагрузку необходимо защитить магнитным полем сверхпроводящего соленоида. Вес тросов, соединяющих части корабля, невелик, поскольку стационарная нагрузка на них будет около килограмма.

В таком проекте нет ничего технологически невозможного. В космосе у него имеются и свои преимущества — например, не потребуется биологическая защита вокруг реактора — всю полезную нагрузку можно выпустить далеко «на ниточке», не нужна перегрузка ТВЭлов — их можно сделать в виде стержней километровой длины, медленно протягивающихся через каналы в реакторе. Правда, такому двигателю понадобится охлаждение, а значит, очень большие радиаторы.

Есть ли смысл в тысячелетнем перелете?

Итак, полет со скоростью тысячи километров в секунду вполне реален. Однако зададимся вопросом: а есть ли разница — лететь сто тысяч или тысячу лет? Это все равно намного превышает срок жизни человека — так куда спешить?

На самом деле разница есть, и немалая. Через сто тысяч лет к месту назначения прилетит мертвая болванка. Космос — весьма агрессивная среда, интенсивность облучения заряженными частицами там на порядок выше, чем под радиационными поясами Земли.

Человек выдержит в открытом космосе пару лет с заметным ущербом для здоровья. Бактерии, простейшие и замороженные эмбрионы — существенно дольше, но вряд ли перенесут хотя бы вековой перелет. Электроника тоже страдает от космических лучей, хотя и в меньшей степени.

Фон заряженных частиц можно подавить примерно на три порядка с помощью сверхпроводящего соленоида (примерные параметры — критическое поле сверхпроводника 10 тесла и радиус соленоида 10 метров). Сейчас для этого не хватает высокотемпературного (20–30 кельвинов) сверхпроводника с большим значением критического поля, но его создание, видимо, не за горами.

Даже если эффективность его защиты будет вдвое ниже, чем по нашей оценке, то тысячелетний перелет будет сопровождаться двухлетней дозой облучения. Это значит, что к ближайшим планетам, пригодным для обитания, прилетит живой корабль — без экипажа, конечно, но с работающей электроникой, роботами и жизнеспособными семенами, спорами и эмбрионами.

Смогут ли вообще какие-то устройства проработать тысячу лет? Пока еще никто не ставил перед учеными и инженерами подобных задач. Но если такая задача будет поставлена, ее, скорее всего, удастся решить, и никакие тысячелетние эксперименты для этого не понадобятся. «Вояджеры», например, работают уже 40 лет без сорокалетних экспериментов.

Трудно представить себе, чтобы такой проект, результатами которого смогут (если смогут) воспользоваться далекие неведомые потомки, стал реальностью прямо в наши дни. Однако необходимо заметить, что его реализация может дать важные вспомогательные результаты уже в обозримой перспективе.

Речь идет о полетах в пределах Солнечной системы. Атомный тягач — ключ к настоящему ее освоению. Конкретные параметры такого корабля могут отличаться от тех, что необходимы для межзвездных перелетов (потребуется бóльшая тяга, возможность дозаправки рабочим веществом), но принцип тот же.

Такой тягач может работать в космосе десятилетиями, совершая рейсы в два конца, таская как пилотируемые корабли, так и автоматические станции, не опускаясь глубоко в гравитационный потенциал планет. Разработка таких двигателей идет, причем и в России, но, к сожалению, медленнее, чем хотелось бы.

Борис Штерн для сайта N+1


Каков общий итог?

Тот же что и в "9 днях". В рамках наших сегодняшних представлений о физике межпланетные перелеты с участием человека невозможны.

Смогут ли что-то изменить новые открытия? Ну это уже к гадалкам. Первое ощущение что - нет, никакие новые открытия и никакой рост мощи человечества этого факта изменить не смогут.

Да и сколько осталось жизни человечеству в том виде, который нам известен сегодня, и какими будут будущие мыслящие создания на Земле (если они будут)?
Мне кажется что в этих вопросах скрыта несравненно бОльшая неопределенность, чем во всей физике. И именно в них и содержатся главные ответы о возможности межзвездных перелетов владельцев Земли

Последние записи в журнале



самое главное не учли. отличие веса от массы.

Межпланетные возможны.

Невозможны межзвёздные.

И когда понимаешь, что человечество в целом не сможет покинуть эту планету лет тысячу, то очевидно любой вариант развития цивилизации должен быть направляем уже сейчас. Возможно, на уровне более тонком, чем "мировое правительство". Каким хотят видеть мир адепты этого пути - вот это действительно интересно... Мы можем увидеть концепцию обуздания животной природы, но служащую целям эксплуатации альтруизма. Имущественное неравенство не соответствует умственному. Люди в целом не умны, их используют на протяжении жизни. Приоритетная цель - контроль над энергоресурсами, как драйвером роста цивилизации. Экономика постиндастриала - это мегаполисы. Мегаполисы в условиях загрязнения и сверхплотности населения - это почва для такой антиутопии... Жаль не доживем.

Главный вопрос не как - физикам конца 19 века ядерная бомба показалась бы абсолютной фантастикой, между тем через 50 лет ее создали. Главный вопрос - зачем?

Вот Солнечная система. Какого черта человечество должно тратить триллионы денег, ценных ресурсов и жизней для того, что бы ее освоить? Что там есть такого ценного? Цветные металлы? Их в океане гораздо больше, и добывать куда как проще. Или колонизация Марса - а не проще заселить Сахару, Антарктиду или Гренландию, если уж так хочется экстрима? В конце концов там можно свободно дышать и не боятся безумной космической радиации...

Потому тут имхо вопрос не технической возможности, придумали бы что-то. Непонятно, на кой черт оно может быть надо. Вон на Луну слетали в 69м, ничего интересного не нашли и бросили это дело.

Без бомбы не было бы АЭС.
А "зачем" - это неправильный вопрос. Правильный вопрос - "почему".
Потому что люди любят жить, не любят голодать и умирать от перенаселённости.

Стало модно "совать" Стругацких в каждую дырку.

Кротовые норы нужно осваивать. Нуль-транспортировка, она же телепортация, она же "просочиться на десяток лье".

Запутанные частицы ещё вселяют. Вроде бы квантовая нелокальность реально существует.

Уверены, что личность сохранится ?

Возможно, она умрёт на входе, а на выходе будет новая, отождествляющая себя с погибшей ?

Еще в юности читал книгу Смилги "Очевидное? Нет, еще неизведанное…" Про СТО.
Ну и в конце по фотонным двигателям прошелся.

А суть выразил в конце
"Представьте, что некоего физика, скажем времен Галилея, спросили: можно ли рассчитывать на возможность передачи изображения на расстояния в сотни километров? Он бы, естественно, ответил: «Все данные физики говорят — нет, нельзя». Для этого нужно чудо. Необходимо открытие, изменяющее все наши представления о мире. Нужно нечто непредставляемое, противоречащее, конечно, не законам природы, а нашим знаниям этих законов.

Точно так же для осуществления полета к звездам необходим основательный комплекс чудес такого рода. Нелепо и наивно гадать, когда будут и будут ли сделаны открытия, позволяющие хотя бы надеяться на полеты в глубь вселенной, так же как нелепо гадать о характере этих открытий.

Можно только верить, что, совершив уже столько чудес, человечество совершит и это. Но ясно, что никакие ядерные горючие, никакие супер-, ультра-, экстраматериалы, никакие фотонные ракеты не могут решить проблему.

Нужно нечто Неведомое.

Такое же Неведомое, как атомная электростанция для питекантропов.

А наивная, неразумная, детская и неистребимая вера в это Неведомое не оставляет меня так же, как, вероятно, и любого человека нашего века."

Для начала было бы хорошо освоить Солнечную систему.

Давайте подсчитаем, когда Украина догонит Польшу

Чтобы догнать Польшу, Украина сначала должна получить от кого-то грант (т.е. подарок) на 90 миллиардов долларов. Это первый шаг наших расчётов.

И его не разворовать. Это второй шаг, на котором я запнулся. Прошу желающих продолжить расчёты.

Re: Давайте подсчитаем, когда Украина догонит Польшу

Догонит в чем?

Ну, при аннигиляции барионов процентов 30 энергии улетят КЕМ с нейтрино...

Прямоточник Буссарда почему-то не рассмотрен - фигурирует в первом издании "Возвращения" АБС.

Испарение черных дыр...

Но если посмотреть "Девять дней..." сейчас очень забавляет, как персонаж Смоктуновского на аэродроме рассуждает, как за океаном их всех хотят убить... Цена всей советской культуре. Не сюр "Доктора Стрейнджлава...", а на полном сурьезе!

Полагаю, что жизнь во Вселенной распространена намного шире, чем принято считать. Доказательства имеются прямо на Земле, где существуют несколько несовместимых типов жизни.
1. Белковая жизнь, представителями которой мы являемся.
2. Анаэробная жизнь, не нуждающаяся в кислороде, которая на Земле ПОКА существует в виде бактерий.
3. Курильщики на дне океанов, живущие и размножающиеся у выхода перегретых термальных вод при температуре 250-300 градусов по Цельсию. Напоминаю : температура плавления олова 232 градуса, а свинца 260 градусов по Цельсию.
Они каким-то образом появились в момент, когда температура и хим. состав земной атмосферы оказались благоприятными для них. Так почему они не могли появиться и на других планетах?
Очень даже вероятно, что подобные организмы существовуют даже на планетах Солнечной системы. Хотя ничего нельзя сказать о том, доросли ли они до разумности.

В общем, без смены парадигмы в физике считать смысла нет. И не только в физике.
Томас Кун «Структура научных революций».

Вот только когда Томас Кун писал свою книгу, ещё не проявились отрицательные эффекты системы грантов. Когда при выдаче этих самых грантов опираются на мнение приверженцев старой парадигмы из научных советов. В результате революционеры от науки не имеют ресурсов ни развить свои разработки, ни создать свою научную школу.

Эта ситуация не может продолжаться вечно. "Чует мое сердце, шо мы накануне грандиозного шухера".



Edited at 2019-07-14 17:32 (UTC)

Точно замечено.
Вот и при ЖЖ создан научный совет для поддержки просветительских блогов. Но все члены совета - сторонники старой парадигмы. И любые идеи, выходящие за её рамки, для них лженаучны. Сужу по реакции на них А. Панчина и других.

Спасибо. Немножко позже сяду читать внимательнее - с карандашом в руках...
Но - очень интересно!

1. Прежде всего решаем вопрос - а нужны ли межзвёздные перелёты. Нужны для коллективного выживания цивилизаций в нашей Вселенной. Объединившись в единую систему, они сообща смогут контролировать плотность её внутренней среды - эфира, вакуума. И тогда при взаимном сжатии расширяющихся вселенных, когда плотность их эфира начнёт расти, выживут только разумные вселенные - с едиными системами цивилизаций, способными управлять плотностью эфира.
2. Можно ли летать в плотном эфире быстрее света? Можно, на это указывает существование космологического горизонта событий - за ним скопления галактик удаляются от наблюдателя в центре со сверхсветовой скоростью. То есть корабль, окружённый неподвижным для него эфиром, может перемещаться во внешнем эфире со сверхсветовой скоростью.
3. Эти и другие смежные вопросы будут решаться в рамках новой физики. Её торможение или сокрытие под грифом секретности надгосударственными структурами, которые её финансируют, объясняется их нежеланием способствовать вхождению человечества во вселенскую систему цивилизаций.

Никто не знает, что будет дальше.

Еще лет 200 назад посольства в Европу добирались годами. Скажи им тогда, что из Москвы в Париж можно долететь(!) за несколько часов (!) - сочли бы умалишенным.

Так что, сколько будет занимать дорога до Проксимы Центавра через 200 лет - вопрос открытый.

В Европу годами?!! Ну, разве что если пешком, да и то не спеша.