?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
"Роттердам-крест" Порошенко
trim_c
Чем был плох Роттердам+ и самое главное - а причем здесь Порошенко? Этот вопрос мне задавался неоднократно. Я давал частные ответы - и обещал предоставить развернутый.

Вот большая статья Юлии Самаевой кажется мне подходящим развернутым ответом. Но он именно развернутый - т.е. перед нами лонгрид. И раз уж сторонники самогопатриотичного из олигархов и самого патриотичного из кандидатов в президенты настаивают - так пусть хотя бы прочтут и обругают - но прочтут


У НАБУ, прокуратуры и ГБР начинается сафари.

Помните, как украинцы массово брали долларовые кредиты, потому что процент по ним был ниже, а после девальвации не могли их вернуть, так как основные доходы получали в гривне?

В такой же ситуации в то время оказался отечественный монополист ДТЭК, имевший финансовые обязательства в валюте, а основные доходы — в гривне. Объединяет их не только это — и первым, и вторым в итоге помогли за наш с вами счет, несмотря на то, что речь шла о личной финансовой ответственности.

Ситуация в ДТЭК была до банкротства серьезной. По информации ZN.UA, еще в 2014-м Порошенко, Коломойский, Григоришин и Суркисы пришли к единому мнению — ДТЭК "идет на разборку". План был утвержден, но уже в 2015-м Петр Алексеевич начал увиливать и колебаться, партнеры заволновались. По Киеву пошли стройные ряды шахтеров с лозунгами "Украине — украинский уголь", а Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), заявила, что срочно и бегом надо перейти к свободному ценообразованию на монопольном рынке электроэнергии. Так зародился "Роттердам+", по версии следствия НАБУ, — первая половина сделки между Петром Порошенко и Ринатом Ахметовым. Вторая половина сделки, по той же версии, — это покупка компанией ICU в интересах Порошенко и с большим дисконтом облигаций компании ДТЭК, которые после введения "Роттердама" подорожали на 60% и были успешно проданы, легализовав взятку.

Заплатил за "сделку" каждый из нас, ведь электричество — важная составляющая стоимости производства большинства потребительских товаров, которые тоже подорожали из-за договорняка двух олигархов.

Нет, это не единственное расследование, фигурантом которого на сегодняшний день является Петр Алексеевич или члены его бизнес-клуба. Тут и предполагаемое разворовывание средств "Центрэнерго", и выведение денег из облэнерго, и подозрительные сделки экс-президента по покупке телеканала "Прямой" и продаже "Кузни" на Рыбальском, и, конечно, схемы давнего бизнес-партнера Порошенко Гладковского. Наведались с обыском и в не чужой Порошенко Укрэксимбанк, не просто проведя выемку документов, а точно указав сейф, полку и папку, содержащую интересующую следствие информацию о кредитовании "Укрспецэкспорта". Пришли и в другие банки, работавшие со спецэкспортерами. Даже в те, которые уж закрыты.

Правоохранительные органы только начинают собирать нити, ведущие от ближайшего окружения Порошенко к нему самому. Под лупой оказались все основные фигуранты — от Игоря Кононенко и Олега Гладковского до Макара Пасенюка и Юрия Федорова.

Но расследование по "Роттердам+" на сегодняшний день — одно из самых перспективных, так как ведется с 2017-го и уже вплотную приблизилось бы к завершению, если бы не многочисленные попытки Порошенко его заблокировать. Именно смена власти дала расследованию второй шанс. По данным ZN.UA, в НАБУ наконец получили от СБУ важную для следствия экспертизу целесообразности изменения тарифа. МИД наконец отправил международным органам написанное еще в 2015-м письмо, подтверждающее, что НАБУ можно и нужно предоставлять правовую помощь, что позволит, например, следователям запросить нужную информацию в Лондоне — месте дислокации финансового подразделения ДТЭК, занимающегося ценными бумагами компании. Появилась надежда, что, дойдя до Антикоррупционного суда, дело будет рассмотрено беспристрастно.

Фигуры, фигурки и фигуранты

НКРЭКУ в апреле 2016-го разработала новый порядок формирования оптовой рыночной цены на электроэнергию, 80% которой — стоимость угля. Цену угля решили определять по текущим котировкам индекса API2 — тот самый "Роттердам". По сути, котировка API2 является эталонной ценой. И хотя мы даже из Роттердама уголь не возим, логистика в котировку API2 уже заложена. Но НКРЭКУ добавляет логистику в формулу еще раз — тот самый "+" к "Роттердаму". Получается, что за доставку угля надо заплатить дважды. Почему? Потому что для решения финансовых проблем ДТЭК было недостаточно просто использования котировки API2, а заложить недостающее напрямую в тариф они не могли, так как в его формуле финансовые обязательства компании учтены быть не могут.

НКРЭКУ признавала, что формула далека от идеала, если не сказать — урод, но объясняла, что полученный "излишек" энергокомпании якобы должны потратить на закупку антрацита, дефицит которого на украинском рынке образовался после оккупации части Донбасса.

Действительно, с 2014 г., когда 88 угольных шахт Украины оказались на неконтролируемых правительством территориях, наши ТЭС начали остро нуждаться в импортном топливе. Но диверсификации рынков не случилось, до начала 2017-го антрацит продолжал ввозиться с шахт на неконтролируемых территориях. Потом поставки приостановились из-за торговой блокады, начатой даже не Порошенко, а активистами, и национализации украинских предприятий "властями "Л/ДНР". ТЭС начали останавливаться из-за дефицита угля. То есть полученные благодаря "Роттердам+" дополнительные деньги на импорт не тратились. Сразу после блокады холдинг ДТЭК действительно нарастил импорт антрацита, но из своей же шахты "Обуховская" в Ростовской области. Потом наладили поставки импорта и донбасского угля. В период с 2016-го по 2018-й 56–61% всего импортного угля Украина завезла из РФ, в основном из потерянных нами 88 шахт.

РФ в угле Донбасса не нуждается, так как добыча угля на кузбасском месторождении открытым способом намного проще и безопаснее, чем в донбасских шахтах. Кузбасский уголь дешевле, его больше, по качеству он не хуже. До 2014 г. в Донецкой и Луганской областях добывалось порядка 60 млн.т. угля в год, причем 69% — на шахтах, принадлежащих ДТЭК и "Метинвесту" Рината Ахметова. После оккупации добыча снизилась, но не остановилась. Продавать уголь "Л/ДНР" легально не могут из-за отсутствия признаваемых в мире документов, но могут нелегально вывозить в РФ. Предположительно уголь доставляют на станцию Гуково (Ростовская обл.), оттуда он едет до пограничного перехода Соловей (Белгородская обл.) — Тополи (Харьковская обл.) и въезжает в Украину как импортный уголь из РФ. В 2017-м мы закупили российского угля на 1,5 млрд долл., в 2018-м — на 1,8 млрд.

И оплата логистики, заложенная в "Роттердам", была бы справедливой, если бы Украина действительно закупала уголь на мировых биржах, поставляя его из разных стран мира. Но из 25 млн т угля, необходимых украинским ТЭС, мы в прошлом году импортировали только 2,8 млн (11%), а до введения "Роттердам+" — порядка 1,3 млн (5%), причем антрацита там только половина. Рост есть, но несущественный. Основные поставщики тоже не изменились, — свыше 60% поставок по-прежнему из РФ. Кроме того, часть угля наши ТЭС все еще получают на внутреннем рынке.

И формула "Роттердам+" применяется не только к донбасскому антрациту, но и к углю газовых марок, себестоимость добычи которого вдвое ниже, объемы добычи выше, а месторождения находятся на контролируемых Украиной территориях. Например, на шахтах принадлежащего ДТЭК "Павлоградугля" (Днепропетровская обл.) до введения формулы "Роттердам+" себестоимость добычи была 915 грн за тонну продукции, а после — уже 1600 грн/т. При этом "Павлоградуголь" — крупнейшее угледобывающее предприятие страны, производящее порядка 14 млн.т. угля в год.

Именно ДТЭК, контролирующая не только 70% ТЭС, но и 85% добычи угля, получает 80% дополнительного ресурса, генерируемого формулой "Роттердам +". 2015-й компания "ДТЭК Энерго" (объединяет добычу угля, генерацию и дистрибуцию электроэнергии) завершила с убытком в 37,4 млрд грн, в 2016-м убыток резко сократился до 6,7 млрд, в 2017-м — до 2,9 млрд, за 2018-й чистая прибыль компании уже составила 5,3 млрд грн. Это очень хорошая динамика, если учесть, что холдинг лишился части предприятий после оккупации Донбасса.

"Роттердам+" придуман в угоду монополисту ради улучшения его финансового состояния. Придуман под руководством Дмитрия Вовка, который с декабря 2014-го по май 2018-го руководил НКРЭКУ, до этого работал менеджером в компании "Рошен", а начал трудовую деятельность в компании ICU, основанной Валерией Гонтаревой и управляемой Макаром Пасенюком — "финансовым" другом Порошенко. Вовк окучивать бизнес Ахметова без "одобрямса" на тот момент действующего президента не рискнул бы. Еще один выходец из ICU Владимир Демчишин в момент разработки "Роттердам+" возглавлял Министерство энергетики и угольной промышленности. Но не только кадровый вопрос связывает ICU с этим расследованием.

Интерес НАБУ вызывает факт покупки компанией ICU еврооблигаций холдинга ДТЭК на Ирландской фондовой бирже в момент, когда монополист испытывал очевидные финансовые трудности. Скупали бумаги в начале 2015-го по цене в 35% от номинала, продавали в конце 2017-го, когда их общая доходность превысила 255%. В ICU заверяют, что все операции были рыночными, а все обвинения вызваны политическим давлением. Но для следователей спекулятивность сделки очевидна, — польститься на ценные бумаги потенциального банкрота мог только человек, понимающий, что в скором времени дела ДТЭК пойдут только в гору. А с учетом того, что ICU во время президентства Порошенко регулярно поставляла кадры госаппарату, источники такой информации у нее были. Не зря же компания за время пребывания Порошенко во власти показывала такой стремительный рост. В свое время, отвечая на вопрос главреда ZN.UA "почему Пасенюк такой частый гость в доме президента, даже в выходные?", Порошенко уверял, что руководитель ICU просто "талантливейший финансист страны". Но не объясняются ли его выдающиеся таланты крепкими инсайдами, получаемыми от основных полисимейкеров государства? И не использовал ли он эти инсайды, чтобы преумножать капиталы своего друга в президентском кресле?

Конечно, прямой ответственности за использование инсайдерской информации в украинском законодательстве нет, но она обязана там появиться. На самом деле нужно брать каждую сделку ICU за предыдущие пять лет и искать там следы экс-президента и его друзей. И, пожалуй, это должны делать не в одиночку следователи НАБУ или ГБР, а межведомственная группа с хорошей экономической, финансовой и, что очень важно, политической экспертизой. Люди, которые смогли бы разглядеть не отдельные элементы картины, а весь "шедевр" целиком. Наверняка он впечатляющий.

И не потому ли, по информации ZN.UA, Макар Пасенюк уже покинул Украину, равно как и Дмитрий Вовк, решивший, что самое время вслед за курсами в Гарварде продолжить обучение в Лондонской школе экономики?

Уехали, но документы оставили. По-настоящему готовились к обыскам НАБУ только в ДТЭК, там следователи обнаружили пустые шкафы, "чистые" компьютеры и новые смартфоны сотрудников. Но в ICU и НКРЭКУ взяток НАБУ был неплохим, и сейчас вся добытая информация собирается в обвинительные соты. По данным ZN.UA, вменять будут 364-ю УКУ — злоупотребление властью или служебным положением из корыстных побуждений, 368-ю — получение неправомерной выгоды и 209-ю — легализацию средств, полученных преступным путем.

* * *
В коридорах НАБУ витает легкий дух оптимизма, ведь работа органа была практически полностью заблокирована в последние полгода пребывания Порошенко во власти, но сейчас отношения Бюро с другими правоохранительными органами несколько наладились.

Конечно, о том, заработала ли система полноценно или речь идет о традиционной для украинского правосудия избирательности, говорить пока рано. У НАБУ, прокуратуры и ГБР начинается сафари: Мартыненко, Насиров, Онищенко, Розенблат, Березкин, Дубневич, Кононенко, Труханов и прочие — "все такое вкусное!" -- огромное количество "бегущих мишеней" осталось без крыши мандата и телефонного прикрытия, но с финансовой подушкой безопасности. Соблазн быть избирательным велик. И у власти, и у судей.

Дождемся, например, оглашения подозрения в деле "Укрнафты" Коломойского, которое, по информации ZN.UA, ожидается через 3–4 недели и станет лакмусовой бумажкой глубины происходящих изменений. Выдаст ли на-гора НАБУ это подозрение? Передаст ли его в САП, да еще и должным образом оформленное? Подпишет ли его Холодницкий, не понаслышке знакомый с Коломойским? Не затормозит ли этот процесс Андрей Богдан? Не окажет ли давление на суд Владимир Зеленский? Хоть за Ивана Баканова можно не волноваться — он Коломойского не любит.

С одной стороны, ни один олигарх или высокопоставленный чиновник в Украине никогда не был наказан за нанесенный государству ущерб, и прецедент важен и нужен. А с другой — если борьба за справедливость обернется выборочными политическими преследования, выстраиваемая антикоррупционная система в который раз будет полностью дискредитирована. И это станет опасным соблазном для власти существенно обновленной, но отделенной от основных финансовых ресурсов страны и источников их накопления, обострив их пролетарское желание все отобрать и поделить.


Я практически не сокращал этот материал, все перед вами.

Конечно важная констатация: ни один олигарх или высокопоставленный чиновник в Украине никогда не был наказан за нанесенный государству ущерб, и прецедент важен и нужен

И это задача для новой власти, а Коломойский - это тест.

Но пока что прежде всего мне хотелось бы, чтобы публика осознала масштабы хищений Порошенко и его команды - речь о миллиардах долларов в год, особеннно в полседние два года.

И отдельный вопрос - можно ли считать патриотом человека, который ворует во время войны в особо крупных размерах.
То. что папиредник был не лучше - не есть индульгенция. И его не Майдан привел к власти и тогда не было войны. С моей точки зрения - все это есть отягчающие факторы для Порошенко - как минимум в моральном отношении.

Но более всего я конечно же хочу прочесть мнение сторонников пятого президента


  • 1
АБЫР. АБЫР. АБЫРВАЛГ. У вас там интернет платный и расчет идет побуквенно?)

Вы мысль свою выразите для начала. Богатейшие люди Украины не идут в Раду? Олигархи не вмешиваются в дела управления государством? Представители власти пекутся о народе в первую очередь?

Мне часто за таких как вы стыдно. Опровергатели. Прямо в корень зрите. Рейтинг ста богатых составлен не Форбс - это же прямо меняет дело. Из 15 человек этого рейтинга только два олигарха - ага! их же не 15!.

Вы свою мысль выразите, только про реальность, в контексте "Украина, управление государством, самые богатые люди." И тогда обсудим.

У вас словесный понос? Или ментальный выкидыш?
Читая ваше творчество душевнобольных, я наконец понял, почему в народе подобные письмена метко назвали словом "высер"....
Вот только понять не могу, что именно вы пытаетесь доказать? Что богатые люди стремятся влиять на политику? Ну так это прописная истина, так всегда было и будет, во всем мире.
Вопрос в том, насколько им это удается...

Что самостоятельно выразить мысль не получается?) Вы же о чем-то со мной спорите, что-то опровергаете. Чего проще - выскажите свое утверждение. Зачем мне ваше мнение обо мне? По существу говорите.

Да, во всем мире стремятся влиять. Путем поддержки политических сил, которые претендуют на власть. А в Украине олигархи сами становятся властью, а также сами формируют якобы "политические" партии, для представления своих интересов во власти. "Слуга" - единственная партия без олигарха, держащего вожжи. Потому что "Слуга" не является политической силой и партией вообще. Это ситуационное избирательное объединение. Которое по закону жанра перетечет под управление разных олигархов. И удается им это в полном объеме, максимально. Украина контролируется рядом представителей интересов крупного бизнеса с одной стороны и рядом внешних сил с другой.

Когда кацапы рассуждают о политической ситуации в Украине - это так мило😊 Примерно как колхозники вехнепыжминской губернии, за стаканом браги обсуждающие проблемы "брексит", глобализацию и внешнюб политику Дональда Трампа...
А кем контролируется ваше болото?

Достаточно сложный вопрос. Быть богатым в России - это консенсус. Есть ряд старых богатых, они по прежнему наполняют бюджет, но прямого влияния на власть не имеют, их опасаются. Свои интересы они осуществляют конкретно по возникновению. Пожелание - обсуждение - консенсус. Есть новые богатые от власти. Эти изначально поднялись за счет бюджета и поэтому максимально коррумпированы. Они образуют группы-кланы. Путин изначально всех разделил и перессорил, чтобы не допустить консолидации в борьбе за власть. Группы-кланы жестко конкурируют за доступ к бюджету. Скажем так, ими воруется один рубль из трех. Но это не от всего бюджета, а от его "мобильной" части. И есть региональные элиты, богатые с мест. Они короли у себя, там власть им подчинена в той части, которая не касается полномочий центра, Москвы. Как правило, они связаны с группами-кланами 2 вида, в виде протекции от Москвы в обмен на влияние в регионах. Силовики составляют отдельную группу. Но часть из них входит в группы-кланы. На региональном уровне власти не имеют. В регионах иногда есть лидеры-альфы. Они и богаты и власть. Тогда уже Москва их задабривает, учитывает интересы приоритетом.

Сложный вопрос, много людей, много форм. Но иногда кажется, что никем. Иначе непонятны очевидные косяки.

  • 1