trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Опасные параллели

Цензор.НЕТ разместил на своих страницах обширную статью, которую экс-сотрудник Российского института стратегических исследований Александр Сытин разместил на своей страничке в Фейсбуке.
Статья посвящена судьбе РИСИ и той роли, которую по мнению автора сыграло в судьбе РИСИ его переподчинение Администрации президента РФ. Т.к. материал чрезвычайно обширный и, на мой взгляд, кое-где несет черты личной обиды автора (он был уволен из РИСИ в результате принципиальных расхождений с новым руководством Института), я позволю себе его сильно сократить, сохранив лишь то, что посчитал нужным и важным

АНАТОМИЯ ПРОВАЛА: О МЕХАНИЗМЕ ПРИНЯТИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КРЕМЛЯ

Экспертная среда
В каждой стране существует так называемая экспертная политическая среда. Можно как угодно относиться к ней и ее отдельным представителям, однако нельзя не признать, что в современном обществе и политике она играет достаточно существенную роль. Ее призвание - не только следить за текущими событиями, анализировать их, обрабатывать разнородную и зачастую противоречивую информацию, но и доносить ее до властьимущих и принимающих решения людей. Эксперты должны выдвигать обоснованные рекомендации, просчитывать возможные варианты развития событий, наконец, в непрерывном режиме общаться со своими зарубежными коллегами, ибо в рамках экспертного общения, конференций, обмена мнениями в кулуарах звучит много такого, чего не могут позволить себе дипломаты и разведчики. Через экспертную среду политическим силам с различных сторон международных отношений легче доносить до контрагента неофициальную точку зрения, не отлившуюся в форму дипломатических нот и провально-неудачных выступлений президентов и министров иностранных дел.

Но так должно быть. На практике, как всегда, все несколько иначе.
В идеале эксперт должен говорить и писать то, что думает. Если он начинает говорить и писать то, что от него хотят слышать, и употребляет свои аналитические способности на то, чтобы соответствовать точке зрения "верхов", "вписаться в тренд", то это уже никакой не эксперт. Его главная функция не выполняется.

Мало того, начинает раскручиваться спираль лжи и заблуждения - власть читает то, что ей приятно и думает, не знаю, насколько искренно, что ее видение ситуации поддерживается точкой зрения экспертов.

Смена подчинения - смена курса
Одной из достаточно важных экспертных площадок является малоизвестный широкой публике Российский институт стратегических исследований (РИСИ). Этот институт до 2009г. входил в состав Службы внешней разведки (СВР РФ). Его задачей было изучение и анализ открытой информации по вопросам внешней политики России и международных отношений. Любой налет геополитических фантазий, идеологии, вольных трактовок и истолкований в этой ситуации исключался. Только факты, обобщения, выводы, в редких, особо оговоренных случаях рекомендации, выраженные в самой общей форме.

Все изменилось, когда весной 2009 г. РИСИ был выведен из состава СВР и переформатирован в структуру, учредителем и основным заказчиком работ которой выступала Администрация Президента (АП РФ). В документах, определяющих задачи учреждения, появилось добавление - к информационно-аналитическому обеспечению работы соответствующих государственных органов добавилось идеолого-пропагандистское. Этот, казалось бы, малозначимый факт повлек за собой большие последствия.
Сменилось руководство Института. На пост директора был назначен отставной генерал-лейтенант СВР, Леонид Решетников. Еще в период своей работы на Балканах он "воцерковился". Во главе Центра исследования проблем стран ближнего зарубежья была поставлена "ведущий отечественный украиновед" Тамара Гузенкова.

Православный разведчик и невежественная взбалмошная, истеричная, но обладающая колоссальной энергией дама постбальзаковского возраста составили неразрывный тандем, в сознании которого не было места пониманию самого факта существования украинской государственности. В сущности они воплощали крайнее антиукраинство, суть которого состояла не в том, чтобы в Украине существовала русская культурная среда , а в том, чтобы в ней не было ничего украинского, за исключением, может быть, Львовской и Тернопольской областей.

От режима Януковича к аннексии Крыма
В 2013 г. окончательно оформляется сеть украинских пророссийских экспертов. Из фамилий назову "наиболее раскрученного" Р.Ищенко. Этим экспертам за их "аналитические материалы" выплачивались весьма значительные по тогдашним украинским, да и российским меркам, гонорары. Чтобы не "подставлять украинских товарищей" и не платить лишних налогов на заработную плату иностранных граждан, договоры оформлялись на подставных лиц.
Качество этих работ, даже вне зависимости от их аналитической значимости, оставляло желать много лучшего.

Во время "торговой войны" России и Украины накануне Вильнюсского саммита в администрацию президента шли записки и обзоры, в которых утверждалось, что украинский народ со времен Переяславской Рады неизменно привержен России, что "незначительные западные веяния" носят маргинальный характер, провоцируются кучкой профашистских выходцев с Западной Украины. Подавляющее же большинство украинцев хранит память об общей истории, Великой отечественной войне, мечтает о возрождении общего государственного существования Империи/СССР. Всё, что свидетельствовало об обратном, приписывалось деятельности НКО, финансируемых Госдепом США, Брюсселем, Варшавой и Вильнюсом.

С начала 2014 года в АП шли записки о том, как хочет народ Крыма присоединиться к РФ, как он опасается украинизации, запрета русского языка и вытеснения православия униатством.

Концептуальное содержание "нового курса России"
С подачи РИСИ Администрации, а значит и самому Президенту активно внушалась мысль о том что:

- Государства постсоветского пространства не являются полноценными субъектами международных отношений. Их суверенитет - явление временное, этакое историческое недоразумение, которое подлежит исправлению в рамках возрождения Империи.

- Запад слаб, труслив, жаден и ради нефти и газа проглотит аннексию Крыма и войну в Донбассе также как проглотил в 2008 г. военные действия в Абхазиии Южной Осетии;

- Массовые настроения на Востоке, в том числе в Харькове и Мариуполе, направлены на воссоединение с Россией.

- Путем создания альтернативного экспертно-общественного мнения и опоры на сотрудников спецслужб Украины, а теперь и Белоруссии, можно создавать сильное пророссийское движение, способное изменять политику и руководство этих стран в нужном России направлении.

- Украина - квазигосударство, а украинцы - квазинарод, неспособный к реализации историко-политической роли. Только русские - единственный государствообразующий народ на постсоветском пространстве, а значит единственной формой политического существования этого пространства может быть только Российская империя.

- Крым прекрасно и экономически безболезненно войдет в состав РФ. Не был просчитан социальный состав населения, структура бюджета региона, его зависимость от инфраструктуры Украины в сфере транспорта, финансов, электро- и водоснабжения.

- Нефтегазовый кран, наряду с ядерной кнопкой и особой православной духовностью, будет вечно обеспечивать России возможность успешно бороться за положение глобального центра силы и противостоять в этой борьбе США. В частности, о несостоятельности сланцевого проекта как альтернативы российской топливной монополии много писал Ю.Глущенко.
Последствия подобных экспертно-политических просчетов на сегодня уже хорошо известны.


Настоящий материал представляется мне важным по следующим причинам:

- Впервые публике сообщается, что цельная концепция антиукраинства, отрицающая и факт существования украинского народа и право на существование государства Украина, формировалась и распространялась не только некоторыми академическими кругами (Дугин и Со), но и закрытыми исследовательскими центрами, созданными спецслужбами. Эти центры имели возможность напрямую связываться с АП, и именно таким центрам Путин в силу своей биографии склонен был особенно доверять.

- Продемонстрировано, что подчинить аналитический центр напрямую центру принятия решений (РИСИ был переподчинен напрямую АП) может привести к быстрому вырождению экспертизы и аналитики как таковой; центр вместо объективных оценок начинает слышать от экспертно-аналитических центров то и даже возможно только то, что он слышать желает; подобная ситуация чревата принятием опасных и даже катастрофичных для страны решений.

И именно этот вывод подводит нас к следующему пункту.

И ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ


Вполне незаметно и для публики, и для экспертов (мне, во всяком случае неизвестны публичные отклики) прошла публикация на страницах УП блога Анатолия Гриценко, который я воспроизвожу почти полностью

Ошибочное решение, надо исправить
Президент решил подчинить Национальный институт стратегических исследований ГУДу - Государственному управлению делами /для украинцев привычнее название ДУСя/. Отныне ДУСя, которая занимается тылом и логистикой Президента (транспорт, питание, содержание и ремонт зданий) будет определять для академика Владимира Горбулина и его научно-исследовательского коллектива направления и приоритеты научных исследований, прикладных аналитических разработок, стратегическим прогнозных оценок, утверждать планы работы Института? Полный абсурд!

ДУСя в принципе, по определению, не может "осуществлять полномочия по управлению Национальным институтом стратегических исследований" - там никогда не было и сейчас нет специалистов, способных понимать и формулировать приоритетные направления государственной политики, которые требуют научно-аналитического обоснования, или перечня угроз национальной безопасности Украины, для локализации которых ученые и аналитики Горбулина должны были бы нарабатывать предложения Президенту - как главе государства, председателю СНБО и Верховному Главнокомандующему.

Как исправить ситуацию? Предлагаю отменить этот указ и издать новый, которым функцию управления Национальным институтом стратегических исследований закрепить за Советом национальной безопасности и обороны, через Аппарат СНБО. Такая практика была в 1996-1999 годах, когда секретарем СНБО был сам Горбулин, и она была достаточно эффективной. ДУСя как логистически-тыловая структура для выполнения таких задач непригодна, хватит уже легкомысленных экспериментов!


Господа, у вас нет ощущения дежа вю? мы только что читали длинный разбор негативных последствий. Последствий, вызванных по мнению автора переподчинением Российского института стратегических исследований Администрации президента.

А сейчас мы узнаем, что украинский Национальный институт стратегических исследований решили переподчинить ДУСе, тоже президентской структуре.
Неужто и нам теперь ждать столь же ярких последствий? Правду сказать, меня и сейчас во многих случаях не покидает ощущение, что аналитика, попадающая на стол Президенту Украины, далеко не всегда надлежащего качества (замечу - я на посты в этом Институте никогда не претендовали не претендую, в отличие от автора вышеизложенного материала по РИСИ, так что личного моего интереса в этом нет).

Но то, что мы двинулись по российскому пути, что между принятиями решений в сфере формирования экспертных оценок стали просматриваться аналогии, - вот это не может не пугать.
Опасные аналогии, даже очень опасные.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments