trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Category:

Наши времена

Писатель и блогер Марк Мэнсон опубликовал текст в двух частях под названием 10 главных уроков за последние 10 лет; сайт НВ опубликовал их полный перевод, который можно посмотреть здесь и здесь.

Из 10 уроков последних лет я выбрал 3, там есть идеи, которые показались мне важными. К тому же праздники закончились, пора возвращаться в будни и включать голову, а идеи это вроде утренней чашки кофе, помогают проснуться.

Урок №4: в сложные времена люди стремятся к простоте
Психологи давно поняли, что мы по своей природе не склонны формировать убеждения, основываясь на истине. Вместо этого мы формируем их таким образом, чтобы поддержать чувство собственной идентичности и безопасности.

В конце 2000-х существовала наивная вера в то, что если бы люди были в полной мере проинформированы о том, что происходит в мире, они бы формировали более правильные убеждения и принимали лучшие решения. Эта уверенность упорно сохраняется по сей день. Те, кто ее разделяет, особенно в вопросах политики, думают: «Если мы просто дадим им больше информации, они изменят свое мнение».

Но это предположение неверно. Сегодня люди, кажется, укоренились в своих убеждениях более, чем когда-либо в современной истории.
Все дело в том, что необходимость справляться с противоречивыми мыслями или переживаниями — это стресс. Нужны энергия и усилия, чтобы принять две, казалось бы, противоположные идеи, обе из которых верны. Психолог Леон Фестингер назвал это состояние «когнитивным диссонансом» и заявил, что люди в любом случае устранят диссонанс, просто слепо веря во все, во что пожелают верить.

Одним из главных культурных трендов 2010-х годов во всем мире стало стремление к простоте. Это нашло отражение в нашем политическом дискурсе, наших средствах массовой информации и наших развлечениях. Именно по этой причине Голливуд продолжает штамповать по восемнадцать версий одного и того же кинокомикса Marvel. В фильмах о супергероях есть четкое разделение на добро и зло. Вы точно знаете, кто в этом мире хороший, а кто — плохой. И вдобавок, вам наверняка известно, что все болеют за хороших парней.


Первая половина тезиса - мой старый и любимый тезис: мозг не есть орган мышления, он орган выживания, как зубы, рога и копыта. И он выбирает идеи, обеспечивающие нам внутреннюю стабильность и самоуважение, даже если они очевидным образом противоречат истине и фактам (дискуссии на этом ресурсе вокруг "самоопределения и референдума в Крыму" или "гражданской войны в Донбассе" снабжают просто тонной примеров упорного отрицания абсолютно очевидных суждений и фактов - но! когда затронуто самоуважение и безопасность очевидным становится только благоприятное).

Вторая половина текста - собственно тяга к простоте - находит подтверждение в успехе популизма. Люди не желают воспринимать сложных мыслительных конструкций и готовы верить простой и очевидно ложной чепухе, но простой. Мысль должна быть двухтактной как максимум и выраженной плакатно, иначе у нее не будет успеха. Это стиль Ляшко, Трампа, Орбана и... Зеленского.

Он на мой взгляд весьма непростой парень, но зато выражает простые мысли в простых словах. И это дает результат


Урок № 8: разрыв между городом и деревней служит причиной социально-политических проблем в намного большей степени, чем идеология
Сегодня много говорят о политической поляризации, имущественном неравенстве и росте популизма. При этом гораздо реже обсуждается растущий разрыв между городом и деревней. В самом начале 2010-х впервые в мировой истории в больших городах проживало больше людей, чем в маленьких городках или сельской местности. В разных странах мира население сосредотачивается в густонаселенных мегаполисах. Там, где высокая стоимость жизни, высокий уровень образования, хорошо развита социально-культурная инфраструктура, а население разнородно, открыто к сотрудничеству и защищено.

Сельские регионы по всему миру, в том числе небольшие города, все больше и больше отстают с точки зрения экономики, а также в плане образования, инфраструктуры и культуры.

Такое расслоение общества на городскую элиту и сельское население приводит к тому, что в одной стране фактически соседствуют две нации. Экономические реалии эпохи Интернета и экономики услуг требуют высокой концентрации богатых, образованных людей в одном месте. Такая концентрация приводит к появлению новых взглядов на равноправие, справедливость и правосудие, которые полностью противоречат традиционным ценностям людей, живущих в глубинке. Когда эти принципы расходятся, между двумя частями общества возникает культурная напряженность. Старый против молодого. Образованный против неграмотного. Многообразие против однородности.

Добро пожаловать в XXI столетие… Надеюсь, мы все не поубиваем друг друга.


Я не вникал в проблему даже в Украине, тем более не знаю как это выглядит в мировом разрезе. Но мне кажется что проблема схвачена верно. Причем хотя пишет о ней американец, но ядро проблемы в быстро развивающихся догоняющих странах, прежде всего в Китае и Индии, где прорывом захвачены сотни миллионов и отсталостью - тоже сотни миллионов. Причем первые уже где-то в средение 21 века. а вторые в середине 18 века и то не по всем параметрам.

И это одна из причин. по которой я ожидаю в этих странах резкого торможения темпов развития - им придтеся тормозить чтобы подтянуть хвосты. Причем Китай справится с проблемой лучше - это видно по показателям школьного образования - они высокие для среднего китайского школьника, а это сильно упростит подтягивание отстающих, дети хорошо образованы.


В своей книге Все хреново. Книга о надежде я писал о том, что в материальном смысле сегодня — лучшее время для жизни за всю мировую историю. Мы в большей безопасности, более здоровы, менее жестоки, более терпимы, более воспитаны и более образованы, чем когда-либо прежде. У нас больше экономической свободы, знаний, развлечений и возможностей для общения, чем когда-либо в мировой истории.

Однако это изобилие информации и возможностей наносит ощутимый психологический ущерб. Оно усложняет поиски смысла и цели жизни. Из-за него требуются огромные усилия, чтобы управлять своим собственным вниманием. И из-за него вам приходится сталкиваться с большим количеством ужасных вещей, чем когда-либо прежде.

Я называю это Парадоксом прогресса: чем лучше становится мир, тем большего мы от него ждем, и тем тяжелее нам найти смысл в своей повседневной жизни. И потому, несмотря на то, что сегодня, несомненно, лучшее время для жизни, это во многих отношениях не самое простое время. В то время как физическая борьба за выживание для многих отошла на второй план, психологическая борьба за обретение смысла стала гораздо напряженнее.



Первый тезис безусловно верен: мир никогда не был столь сытым, хорошо одетым, здоровым и безопасным. Но вот насчет счастья... не знаю возможно он и самый счастливый, хотя скорее он самый благополучный.

Но вместо проблемы борьбы за выживание пришла проблема философов, которые были почти всегда выходцами из обеспеченных классов: а в чем смысл жизни? Так думает автор. Возможно. Это странно но у меня никогда не было такой проблемы - мне всегда было интересно жить и всегда не хватало времени. Т.е. думать о смысле было некогда, было вокруг слишком много интересного, о чем стоило подумать.

Вот и сегодня мне хочется думать о близких угрозах и сегодня главной угрозой мне кажутся вовсе не метеориты или гамма-всплески, а угрозы исходящие от нас самих и от того, что наша сила слишком быстро обгоняет нашу мораль.Т.е. мы сами для себя представляем большую угрозу.
Но то, что время для жизни весьма благоприятное ... ну только представьте себе, что из себя представляла стоматология последние 2000 лет. Попробуйте представить себе это поотчетливей и вы поймете - жизнь в любое другое время бывала весьма болезненной, что всеми воспринималось как неизбежная данность.
О хирургии даже и не говорю

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

Recent Posts from This Journal