trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

Боги и моральные кодексы


Николай Воронин


Статуя Зевса

Древние люди, будучи не в силах понять многие явления природы - например, молнии или наводнения, - придумывали им сверхъестественные объяснения. Так появилась вера в богов, по своей прихоти контролирующих силы природы.

Однако в последние несколько тысячелетий у богов появилась и другая, не менее важная функция: они стали судьями, которые наказывали людей за те или иные провинности и, соответственно, поддерживали в обществе некий набор этических норм. Конечно, происходило это по мере развития общества, и ученые много десятилетий спорили о том, что же появилось раньше: вера во всевидящих и строго карающих богов или большие группы живущих совместно людей со сложной социальной структурой?

Ответ на этот вопрос, кажется, нашли социологи и антропологи Оксфордского университета, изучив верования нескольких сотен древнейших сообществ. Они пришли к выводу, что суровые "боги-морализаторы" появлялись лишь тогда, когда людей становилось слишком много - и у них появлялась потребность в некой объединяющей их силе.

Сила эта, конечно же, была сверхъестественной, то есть могла контролировать не только природу, но и людей.

И, таким образом, помогала объединять разрозненных, не знакомых друг с другом представителей древних культур, заставляя их сотрудничать и заниматься общими делами на благо всего общества.

"Великое мщение"

Боги древнего мира - исключительно жестокие и мстительные существа, сурово наказывающие за малейшую провинность. Этим они разительно отличаются от божеств современных религий - милосердных и всепрощающих.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить Ветхий Завет: если верить этому священному тексту, строгий бог иудеев регулярно устраивал массовые истребления грешников - от Содома и Гоморры, когда "дождем серы и огня" были полностью уничтожены два города, до Всемирного потопа, который и вовсе пережила одна-единственная благочестивая семья.

Ной с женой

Герой культового фильма "Криминальное чтиво" перед каждым убийством зачитывает своим будущим жертвам цитату из Книги ветхозаветного пророка Иезекиля: "И совершу над ними великое мщение наказаниями яростными; и узнают, что Я Господь, когда совершу над ними Мое мщение".

Сравните ее с цитатой из Нового Завета: "Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете".

Чтобы понять, когда именно боги стали судьями и что стало этому причиной, ученые Оксфордского университета изучили 414 древнейших сообществ, живших в 30 различных регионах мира за последние 10 тысяч лет.

Каждое сообщество оценивалось по 51 признаку в смысле сложности социальной структуры (размер крупнейшего поселения, наличие писаного кодекса правил поведения и т.п.), а также по четырем признакам веры в сверхъестественные силы - в том числе верили ли люди в карающих богов, наказывающих за те или иные проступки.

Выяснилось, что первой из известных нам религией, где боги стали не только олицетворять силы природы, но и занялись морализаторством, стали верования древних египтян.

Примерно в 2800 г. до н.э., во времена Второй династии, у верховного бога Ра-Солнца появилась дочь Маат - богиня справедливости, закона и миропорядка.

Кодекс Маат (в переводе ее имя означает "правда", "порядок") лег в основу представлений древних египтян об этике - о том, как следует поступать в той или иной ситуации.

Считалось, что, поступив иначе, человек нарушает гармонию и навлекает несчастья на себя и на всех окружающих. Поэтому за соблюдением правил Маат внимательно следили в обществе.

Далее аналогичное превращение безучастных сил природы в сверхъестественный надзорный орган происходило в древних государствах по всей Евразии: в Месопотамии (ок. 2200 г. до н.э.), Анатолии (1500 г. до н.э.) и Китае (1000 г. до н.э.).

После этого, в первом тысячелетии до нашей эры, началось активное развитие религий, объединявших уже сразу несколько государств - таких как буддизм или зороастризм.

Объединявших, в том числе, и единым моральным кодексом.


Сами по себе изложенные идеи достаточно древние, первый серьезный и системный анализ проблемы принадлежит кажется Дюркгейму, тогда как первые систематические попытки активно работать с количественными критериями - Питириму Сорокину. И уже этим авторам роль религии как фактора, обеспечивающего сплочение общества и единство народа в том числе высокую степень единства и жесткости моральных оценок (впрочем вполне наблюдаемую в любом традиционном обществе, например в украинском селе начал 50-х годов 20 века) была вполне понятна.

Также как переход не столько к карающей сколько к поощряющей и обнадеживающей роли мировых религий, порожденных в осевое время Ясперса.

В этом смысле новыми результатами являются именно новые количественный критерии, скорее всего был применен многофакторный анализ,но именно это публике и не сообщается.

Так что удовольствуемся тем, что нам напомнили старое и сообщили о реально новом результате - первой богиней, предвещавшей "осевое время", стала египтянка Маат.
Tags: ВВС, религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal