trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Category:

Что приобрела и что потеряла внешняя политика Украины при новом президенте


Год после инаугурации прошел, сегодня президент дает по итогам свою пресс-конференцию. И можно подводить если далеко не окончательные то хотя бы промежуточные итоги его деятельности, деятельности политического новичка и даже отчасти политического невежды (ИМХО). Сегодня я предлагаю оценку его деятельности глазами эксперта по внешней политике, редактора издания "ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАВДА", при этом перед вами мнение далеко не Зе-фаната, скорее наоборот. Однако как профессионал Сидоренко старается выдерживать баланс и быть прежде всего за Украину


СЕРГЕЙ СИДОРЕНКО


Что изменилось за этот год? Изменились внешнеполитические приоритеты самого Зеленского? Что считать достижениями, а что - потерями президента на новой должности?

Интересно, что иногда Зеленскому на международной арене помогала ... его неопытность.

Об этом и другом - в итогах первого года Зе-президента.

Внешняя политика Донбасса

Обещание движения в НАТО, но со вступлением только после референдума. Обещание движения в Евросоюз, но полное отсутствие понимания процедур ЕС. Поиск компромисса с Польшей, но нехватка конкретных идей по Венгрии. Такова была внешняя политика президента Владимира Зеленского перед первым туром президентских выборов. И штаб, и сам Зе-кандидат не слишком скрывали, что эта сфера не является их сильной стороной.

Ключевым приоритетом кандидата Зеленского было решение конфликта на Донбассе, а "международку" там воспринимали скорее как инструмент в достижении этой цели. А главное - то, что на пост президента Зеленский пришел без понимания того, что этот инструмент дает и как им можно пользоваться.

Впрочем, новоизбранному президенту помогло то, что он во время кампании "воевал" со многими - но не с МИД. Поэтому после выборов именно карьерные дипломаты подставили плечо новоизбранному президенту.

Холодный мир с МИД

Стоит заметить, что подавляющее большинство дипломатов (даже те, кто имел немало претензий к Петру Порошенко) не являлись сторонниками Владимира Зеленского. Скорее, наоборот.

"Если Зеленский выиграет - я сразу подаю в отставку", - такое в неофициальном разговоре пришлось услышать в начале 2019 от одного из украинских послов. Сразу заметим: свое обещание он не выполнил до сих пор работает в должности, представляя уже нового президента. Этот случай - несколько гротескный, но в известной степени он иллюстрирует и общие настроения в МИД.

Дипломаты восприняли выбор Украинская и были готовы продолжать работать на государство, несмотря на смену президента. Владимир Зеленский также не перешел к сведению счетов со своими противниками в дипкорпусе. Летом он освободил сразу 11 послов - но почти все эти увольнения имели логическое объяснение. У кого закончился срок командировки (так, Татьяна Ижевская в нарушение всех правил была неизменным послом в Ватикане в течение 12 лет !!!). Освобождение посла в США Чалого было ожидаемым, ведь того считали представителем политической команды Порошенко.

Были еще и "жесты дружбы", адресованные украинскому дипкорпусу.
Зеленский отменил несколько решений предыдущих президентов, которые возмущали многих украинских дипломатов

Так, летом из Армении отозвали политического назначенца, "генерал-посла" Литвина. В сентябре президент забрал ранг посла в трех депутатов, которым Порошенко предоставил его в обход процедуры.
А в октябре произошло просто невероятное: президент Зеленский урезал собственные полномочия. Он отменил норму, еще со времен Ющенко обязывала согласовывать с Банковой огромное количество назначений, а по сути - тормозила работу МИД

Почему так произошло?
Объяснение простое. Не имея в команде "полностью своих" дипломатов, новоизбранный президент выбрал стабильность. Еще до инаугурации он сотрудничал с действующим на то время руководством МИД, не зацикливаясь на том, что всех их назначали на должности по согласованию с Порошенко.

Отношения команды президента с дипломатами не всегда были безоблачными. Мягко говоря.
Трения начались с отставки Елены Зеркаль, которая отказалась работать с Андреем Богданом; продолжилось публичным конфликтом между Зеленским и Павел Климкин, который возник на ровном месте (говорят, не без участия Ермака) и удивил многих. Далее были перманентные недоразумения Ермака с новым министром Пристайко, что завершились отставкой последнего.

Однако даже на этом фоне ни о каких системные конфликты Зеленского с МИД речи не было. Массовых увольнений, "ковровых бомбардировок" не было. Именно это позволило сохранить последовательность и профессионализм украинской дипломатии. И в то же время к ней добавилось то, чего не хватало Порошенко

Неформальный Зеленский

В ночь на 22 апреля, когда ЦИК еще считала голоса во втором туре выборов, будущий президент был очень занят. Он принимал поздравления от иностранцев. Десятки телефонных поздравлений. ЕвроПравда тогда писала об этом феномене - никто не считал нужным дождаться хотя бы формального подсчета голосов.

Конечно же, во втором туре уверенность в победе Зеленского была, по сути, еще до начала голосования. Но эта история стала показательной, в отношениях с Зеленским мир изначально был готов отступать от привычных традиций и правил.

Динамику той ночи в значительной степени задал Дональд Трамп, который позвонил в Зеленского одним из первых, если не было посчитано и 10% голосов.Личный звонок президента США будущему победителю выборов не самой мощной державы континента - это уже беспрецедентно. Но о том, насколько сильно этот звонок противоречил традициям дипломатии, мир узнал лишь за полгода.

В ноябре, в разгар истории с импичментом, Белый дом опубликовал стенограмму того телефонного звонка. Выяснилось, что в ней Зеленский и Трамп говорили не о реформах, или международной политике, а про... украинских красавицах на конкурсе "Мисс Вселенная"!

Впрочем, дальнейшие события показали, что для нового лидера Украины подобная неформальность была очень естественной. Она стала его козырем, который создавал доверие, или, как говорят в западном мире, "химию" в отношениях с иностранными лидерами. Неформальный стиль одежды даже на официальных встречах, то фразы на переговорах только дополняли этот образ.

А нестандартные шаги и неожиданные шутки стали визитной карточкой Зе-президента.

Конечно, у критиков действующего президента отсутствие галстука вызывает только возмущение, а юмор Зеленского они бы наверняка оценили как "сомнительный", но главным стало другое: практика показывает, что по крайней мере пока это работает в пользу Украины.

"Неформальность", незашоренность президента оказалась способной изменять атмосферу переговоров. Именно такую оценку ЕвроПравде приходилось слышать от многих западных дипломатов, присутствовавших на закрытых переговорах с украинским президентом

Пример - то, как проходила закрытая встреча президента Украины с вице-президентом США Майком Пенсом в Варшаве. Как положено, они встретились в помещениях, подготовленных стороной США; американские протокольные службы привели украинскую команду в коридор возле комнаты переговоров, когда туда направлялся также Пенс со своими советниками. Все шло по традиции - рукопожатие при встрече, несколько поздравительных фраз; протокол ждет завершения обмена любезностями, чтобы провести в переговорную комнату.

И здесь Зеленский - словно на правах хозяина - неожиданно оглядывается вокруг и обращается к Пенсом и окружающим с фразой типа: "А чего это мы в коридоре стоим? Давайте найдем место, где удобнее будет говорить!". Вполне нормальная фраза для встречи друзей, но совершенно необычная такой встречи, Пенсу откровенно понравилась. Со словами: "Вы это слышали? Слушайте, мне нравится этот парень!" - хозяин встречи провел украинскую делегацию на переговоры.

Встреча в Варшаве, к слову, прошла конструктивно даже несмотря на сложный фон в отношениях (с временной заморозкой Трампом военной помощи).

Хотя у медали есть и обратная сторона.

Теневая дипломатия

Картина "неформальности" Зеленского будет неполной, если не упомянуть также о проблемах, к которым привело непонимание смысла и традиций дипломатии президентом и его командой.

Да, речь идет опять о США и об ошибочном решении Киева включиться в неофициальные переговоры с юристом Трампа Руди Джулиани, которые втянули Украину в масштабный скандал с импичментом президента. К счастью, эта история (по крайней мере, пока) завершилась с умеренными потерями для Украины.

Несмотря на осенний провал в отношениях, освобождение нескольких топ-чиновников, которые занимались Украиной, усиление медийного имиджа нашего государства как организатора коррупции и т.п., мы смогли удержать главное - двухпартийную поддержку в США. А потому есть основания рассчитывать, что при любом исходе выборов, которые пройдут в Штатах в ноябре, Киев останется партнером для Вашингтона.

Конечно, если не будет новых критических ошибок с украинской стороны на финальном этапе американской кампании.

А что с другими результатами первого года Зеленского?

Если коротко, то этот год не стал годом триумфа, хотя есть направления, по которым есть основания для положительных оценок и ожиданий. При этом жестких провалов удалось избежать - хотя порой они казались почти неизбежными.

Вспомним вкратце ключевые направления внешней политики в сравнении с успехами и неудачами прошлого года.

Донбасс и РФ: на грани измены и победы

По главному приоритету прошлый год не принес тех сдвигов, на которые Зеленский, похоже, рассчитывал, когда шел на выборы. Есть надежда, что теперь президент уже понимает: Россия ведет войну вовсе не из-за "барыги Порошенко"; Кремль настроен блокировать любой прогресс в Донбассе; "Быстрого мира" можно достичь только на российских условиях; при этом уступки со стороны Киева, которых требует Москва, часто несовместимы с самим существованием украинского государства.

Российский трек стал еще одним, рядом с американским, где "нетрадиционная дипломатия" Зеленского и Ермака едва не привела к катастрофе. Речь идет прежде всего о навязанной Кремлем идее о "консультационном совете", от которой едва удалось отказаться.

Впрочем, называть этот год совершенно безрезультатным были бы нечестно.

Зе-команда освободила часть пленников. Интенсивность обстрелов и количество погибших на Донбассе упала (хотя до сих пор перемирием это не назвать). Нормандский формат, который был мертвым в последние годы президентства Порошенко, возобновил работу. И все это позволило достичь успеха в смежной сфере.

Санкции: победа, которой не ждали

Не умаляя заслуг Порошенко во внедрении санкционного давления на Россию (в 2014 году президент и украинская дипломатия сделали действительно невероятное!), следует признать: в конце его каденции опасность снятия санкций была сильна, как никогда.

Более того, при сохранении тогдашней политики Киева их быстрое смягчение казалось почти неотвратимым.

Тревожных колокольчиков было немало.

Это и отказ ЕС вводить "азовский пакет" санкций против РФ (который поставил Порошенко в неудобное положение в разгар кампании), и "прощение России" в ПАСЕ (и не стоит возлагать последнее на Зе-команду, ведь политическое решение о снятии этих санкций было принято еще при Порошенко, в апреле и мае).

А главное - то, что под угрозой срыва были секторальные санкции ЕС, введенные за агрессию на Донбассе - в европейских столицах в прошлом году всерьез обдумывали, какие из их элементов можно будет смягчить во время планового пересмотра в декабре.

Сейчас ситуация принципиально иная. В Брюсселе, в Берлине и Париже прекратились даже разговоры о смягчении санкций, их автоматически продолжили в прошлом году и так же автоматически должны сохранить в конце 2020-го, сохраняя экономическое давление на Россию. И даже пандемия не позволила Москве вернуть эту тему на стол переговоров.

Причиной такого изменения настроений стала политика Зеленского в переговорах с Кремлем. Готовность нового руководства Украины разговаривать с РФ, искать новые форматы, компромиссы и т.д. могут вызвать вопрос или даже возмущение у части украинского общества, но для западных партнеров это именно то, что нужно, чтобы зацементировать поддержку Украине в опоре агрессии РФ.

И поэтому по линии сохранения санкций президент Зеленский получает исключительно положительную оценку.

ЕС и НАТО: дружеская неопределенность

На этом фоне главные стратегические приоритеты Украины откровенно проигрывают. Конечно, президент Зеленский не отказался от курса на ЕС и НАТО, но успехов на этом пути заметно немного.
Выполнение Соглашения об ассоциации затормозилось даже несмотря на непродолжительный период "турборежима".
По линии НАТО на реальный прогресс рассчитывать сложно, пока продолжается венгерская блокада, но портится даже то, что можно было исправить - достаточно прочитать отзывы из Альянса по президентскому проекту реформы СБУ.

Впрочем, в этих сферах после первого года президентства Зеленского Украина остается на распутье и ситуация вполне может измениться к лучшему.

От соседей к краю света

И, наконец, о двусторонних отношениях с ключевыми партнерами. Здесь новости первого Зе-года являются преимущественно положительными.

От многих западных дипломатов приходилось слышать, что при Зеленском они ощутили сдвиги в лучшую сторону. Частично - из-за его умения произвести хорошее впечатление во время личных международных встреч (это противоречит имиджу Зеленского у многих украинцев - но это правда). Впрочем, о значительных победы говорить рано.

Скорее, речь идет о появлении почвы для перемен к лучшему.

Едва ли не самым большим успехом нового внешнего курса стало снятие с повестки дня исторического конфликта с Польшей, который существенно ограничивал возможности для сотрудничества с нашим крупнейшим западным соседом. Причем эту проблему Зеленский устранил уже в первые месяцы пребывания в должности, заявив о снятии моратория на поисково-эксгумационные работы без предварительных условий или встречных шагов со стороны Варшавы. И хотя часть украинской патриотической среды восприняла этот шаг как сдачу национальных интересов, Варшава высоко оценила.

Впрочем, весомых практических результатов этой уступки Киев до сих пор не имеет - в последующие месяцы прорыва в отношениях ни в экономической, ни в сфере безопасности так и не произошло.

Есть основания надеяться на хорошие новости в отношениях с Венгрией.

Уже в конце мая, как говорят источники, министр Кулеба может встретиться со своим венгерским коллегой Петером Сийярто. Этот визит, который должен состояться несмотря на продолжающийся карантин, имеет одну ключевую цель: подготовить встречу лидеров, Владимира Зеленского и Виктора Орбана, и предварительно согласовать их договоренности.

Конечно же, речь пойдет о решении конфликта относительно языка образования и о разблокировании прогресса в отношениях Украины с НАТО. И если взаимовыгодная договоренность будет достигнута, это станет важной победой для государства.

В общем приемлемо (хотя и далеко не идеально) развиваются отношения с Германией. В переговорах с РФ по Донбассу Берлин остается надежным другом и защитником Украины, что помогает даже сглаживать ошибки Зе-команды (как это произошло, в частности, в истории с "консультативным советом").

Новому министру Кулебе наконец удалось наладить отношения с немецким коллегой Маасом (диалогом с Пристайко Маас был не всегда доволен), скоро состоится их физическая встреча. А вот Франция превратилась для Зеленского на историю провалов и разочарований.

Еще во время предвыборной кампании Владимир Зеленский подчеркивал, что считает Макрона образцом и едва не кумиром; они познакомились перед выборами и еще раз встретились в Париже уже после них. Однако Зеленский у Макрона подобной симпатии, похоже, не вызвал. За последний год политика Франции стала открыто ориентированной на сотрудничество с Россией. И сдерживать ее от пересечения опасной черты удается только силами Меркель - но вовсе не благодаря "дружбе" Макрона с президентом Украины.

И, наконец, стоит отметить новый внешнеполитический уклон Владимира Зеленского, который не заметен извне, но хорошо известный дипломатам. Это - планы расширения отношений Украины с Азией.

Нет, речь не о смешной и печальной истории с "визитом" Зеленского в Оман. Направление Юго-Восточной Азии считают действительно приоритетным и Андрей Ермак, и Дмитрий Кулеба; его планировал развивать и эксминистр Вадим Пристайко.

Зеленский, как известно, уже летал с визитом в Японию и, по словам источников, еще до начала пандемии стремился организации визита в Китай. И последнее зависит не только от развития ситуации с эпидемией в мире, а в еще большей степени - от реальных договоренностей. С этим сложнее.

Впрочем, Украина все еще имеет перспективы рывка на азиатском (в том числе китайском) направлении. Главное, чтобы он не повредил стратегическому сотрудничеству Украины с США, с ЕС и НАТО. И это вполне может превратиться в один из самых сложных внешнеполитических вызовов для нового президента Украины.


Это общий разбор профессионала. Я и близко не имею представления о многих проблемах, о которых Сидоренко уверенно судит. Так что не мне его критиковать и анализировать.

Отмечу только один пункт. Потому что он мне близок и его эффект был мне понятен изначально. Вот цитата

... в конце каденции Порошенко опасность снятия санкций была сильна, как никогда.
Более того, при сохранении тогдашней политики Киева их быстрое смягчение казалось почти неотвратимым.

Причиной такого изменения настроений стала политика Зеленского в переговорах с Кремлем. Готовность нового руководства Украины разговаривать с РФ, искать новые форматы, компромиссы и т.д. могут вызвать вопрос или даже возмущение у части украинского общества, но для западных партнеров это именно то, что нужно, чтобы зацементировать поддержку Украине в опоре агрессии РФ.


Я вырывал последние волосы на голове от злости. НО! не выходило - НУ АБСОЛЮТНО НИ ХРЕНА!

Втолковать моим дорогим патриотам Порошенко, что это единственный путь, который делает для европолитиков если не невозможной, то крайне затруднительной политику смягчения санкций - это именно путь Зеленского. Хотите разведение - пожалуйста. Хотите формулу Штайнмайера - подойдет. Встречу в нормандском формате - вот она.... мы идем вам навстречу просто во всем, а вы покажите прекращение огня. Ах, не получается? - вот тогда я прошу европейцев мне объяснить: кто-то верит, что процесс тормозим мы, а не Россия? А если никто в это не верит - то почему должны быть смягчены санкции?

Вот это все я излагал не раз и не два - и слышал в ответ исключительно про зраду, марши, Майдан, про ничтожного клоуна, полного невежду в дипломатии на фоне гиганта патриота Порошенко, слабака, который постоянно идет на уступки, потому что Путин делает его как котенка - весь магазин пропагандистских благоглупостей, сочиненный в офисе Порошенко.

И я рад что именно эту аргументацию в важнейшем для Украины вопросе о санкциях - повторил человек независимый, профессиональный и даже вовсе не симпатик Зеленского
Tags: ЕП, МИД, Сидоренко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments