Евгений Комаровский
Весь мир делится на три категории.
Категория А — это страны, из которых можно выезжать без всяких исследований. Вторая — страны, из которых принимают, но требуют за 96 часов или как Кипр — за последние 72 часа — отрицательный тест ПЦР и страны, из которых ехать нельзя (их большинство). Страны, окружающие Швецию, решили ограничить себя от шведов. В Норвегии сейчас начинается фестиваль, так вот туда шведов не пускают. 11 июня новая вспышка в Пекине, после того, как 55 дней не было ни одного случая. Оказалось, что только мощность службы здравоохранения Пекина позволяет при необходимости тестировать 1 млн человек в день. Исследования Гарвардской медицинской школы, использовав спутниковые снимки, обнаружили серьезные всплески автомобильного движения вокруг крупных больниц в Ухане, осенью прошлого года. И они логично предполагают, что коронавирус и суета вокруг этого начались в Китае осенью прошлого года, а Китай все от мира скрывал.
Теперь очень важные факты.
Исследования показали, что большинство людей, заражающихся вирусом, не передают его. А вспышки происходят из-за ограниченного количества людей, так называемых «суперраспостранителей», которые попадают в очень удобные для них условия. Так в Китае провели исследования 318 случаев, и во всех, кроме одного, они заразились внутри помещения, а не за его пределами. Потом проанализировали больше тысячи вспышек, когда заболели сразу более пяти человек, и 97% вспышек произошли внутри помещений.
Прошу всех меня услышать: это самое главное, что вам нужно знать.
Большинство случаев инфицирования там, где люди находились вместе в помещении в течение продолжительного времени. Понятно, что это — дома престарелых, тюрьмы, круизные лайнеры, казармы, общежития, места, где происходят религиозные обряды. Как иллюстрация, в США в домах престарелых погибли за время пандемии уже около 30 тысяч жителей.
Никаких шансов, что вакцина, доступная для каждого из нас, появится раньше осени следующего года, нет.
Но что-то рабочее может появиться немного раньше. Обращу ваше внимание на три момента, которые могут привести к тому, что сроки создания вакцины сократятся. Важно придуманную вакцину произвести. Никто не будет строить для этого новые заводы, пока не будет проверенного действенного препарата и найдены потенциальные покупатели. Сейчас уже создаются производственные мощности под будущие вакцины. Это — первое, что может сократить процесс. Второе — есть огромное количество добровольцев для испытания вакцины. Третье — ученые разных стран активно обмениваются информацией.
Не верьте разговорам о том, что прямо осенью или к новому году Дед Мороз положит вам под елку эффективную безопасную вакцину. Как узнать, как долго сохраняются индуцированные вакциной антитела? Понадобится время.
О коллективном иммунитете.
Оказывается, инфекция затухает не тогда, когда заболевает 80% населения, а когда заболевает (получают антитела) 80% социально активных людей. А они составляют 10−15% от всего населения. Мы видим, что в Италии, Испании болезнь явно пошла на убыль, хотя вроде как коллективного иммунитета нет — всего 10% людей там имеют антитела. Вышеупомянутое предположение эту ситуацию объясняет. Чем дольше вы сохраняете социальное дистанцирование, тем больше шансов, что эти активные, безмасочные, которые носятся по городу и дистанций не соблюдают, заболеют первыми и выработают коллективный иммунитет, станут объектами для новых протоколов лечения. У всех остальных, вялых, есть шанс отсидеться по дачам и домам.
Два предыдущих смертельных вируса — SARS и MERS прежде всего поражали легочную ткань. Коронавирус чаще поражает не легкие, а верхние дыхательные пути, и у большинства людей дальше не попадает. При коронавирусе воспалительный процесс возникает в области голосовых связок. То есть, там, где люди собираются вместе и много разговаривают, поют в хоре. Представьте, в баре, где играет музыка, сидят люди. Чем громче играет музыка — тем громче люди орут и … заражают друг друга. Разве так сложно нам всем об этом рассказать?! Вы можете сознательно не лезть туда, где орут, брызгают слюной, где нет проветривания. Находясь в помещении, где есть орущие люди, вы реально рискуете жизнью.
Ряд стран Европы усилили инвестиции в велосипедную инфраструктуру. Велосипед — идеальное, безопасное средство передвижения.
Дети и школа. Я убежден, что закрывать школы очень опасно. Единственное слабое звено в школах — это пожилого возраста учителя. Дети должны ходить в школу. В классах должны поддерживаться определенные параметры влажности и температуры. Дети максимально должны бывать на свежем воздухе. Если дети будут выращиваться в домашних условиях — без общения, двигательной активности, мы губим это поколение детей. Это — страшная ошибка.
Передача коронавируса от ребенка к взрослому встречается редко. Это исключение из правила. Во Франции один зараженный ребенок посещал три разные школы, у него были симптомы, выявлены тесные контакты — 112 человек (дети и учителя). Никого не заразил. Были и другие примеры. Дети в очень малой степени распространяют инфекцию, особенно если мы создаем им адекватные условия. Не давайте властям вешать лапшу на уши. Намного проще — закрыть школы, чем привести их в порядок.
Тут все интересно и важно. НО из сказанного вытекает еще один факт - очень опасны транспортные средства. Вагон поезда, самолет, который летит далеко, пригородный автобус или маршрутка. Малый объем, высокая плотность населения, часы общения и общего воздуха.
Для Украины я уверен - это важнейшие пути передачи. И у нас рвануло, когда запустили пригородные поезда и маршрутки. И именно там надо, просто срочно необходимо наводить порядок. А не тупо возвращаться к общему карантину. Ну и вечерние клубы и дискотеки - тут вообще полное закрытие и надолго. И это то, что необходимо делать вчера. Не завтра а вчера.
А у нас все откладывают на завтра. Но завтра всегда выходной