?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
И.С.БАХ - МАГНИФИКАТ
trim_c



С детства главным, единственно радостным праздником для меня был Новый Год.
Тогда зимы в Киеве были снежные, на площади Богдана Хмельницкого устраивали елочный базар. Лавчонки, в которых продавались елочные игрушки, оформлялись как сказочные эпизоды – была избушка на курьих ножках, был огромный медведь и маленькая Маша, вечером медленно падающие снежинки очень красиво блестели в свете фонарей. Было замечательно красиво и сказочно – предвкушение праздника. И елка, которую в нашей нищей комнатке на первом этаже устраивали мне родители, казалась мне замечательно красивой.
А еще потом было праздничное угощение, венцом которого казались мне шпроты в «прованском масле», как говорил мой папа. Сами слова «прованское масло» казались загадочно-сказочными.

 Сандро Ботичелли   Рождество

Когда я стал старше, я узнал, что главным праздником зимы Новый Год является только у нас, в христианских странах таким праздником является Рождество, которое очень близко к 1-му января по времени; мне кажется что и перенесли начало года на январь благодаря этой близости.
И радостная атмосфера этого праздника веками для людей связывалась с действительно радостным событием: Рождество господне, Спаситель пришел, ангелы поют на небесах, на земле мир и в человецех благоволение. Я не христианин, по крайней мере в каноническом смысле слова, но понимаю, что эта радость пришла к нам через века христианства, она стала частью культуры и даже Советская власть не смогла ее отменить. Это праздник радости.

Вот когда я впервые услышал баховский Магнификат, я понял – вот оно, воплощение этой радости в музыке. Сначала так я воспринимал только первую часть – ликование труб, радостные восклицания хора. Но постепенно понял, что такой является вся композиция, построенная на контрастах громкого ликования хора, особенно в первой («Magnificat») и седьмой части («Явил силу») и тихой радости лирических частей. Арии сопрано в сопровождении гобоя д'амур №3 («Quia respexit – Что призрел») – великий знаток Баха Альберт Швейцер назвал ее "подлинным образом Мадонны в музыке", замечательного дуэта альта и тенора (№6."И милость Его") - "з журбою радість обнялись", пасторальной арии альта №9 и нежного, задумчивого терцета (№10."Воспринял Израиля"). А особая роль женских голосов в ариях напоминает об образе мадонны и тихой радости матери.
Но лучше слушать эту музыку, чем о ней писать.

Немного информации


Магнификат написан на библейский текст, это благодарственный монолог Марии, обращенный к Елизавете. Он стал частью католической вечерни, лютеране сохранили его как часть вечерни, но поют его по-немецки. Однако на Рождество Магнификат исолняется по латыни, именно латинский текст и положен Бахом в основу Магнификата.
Магнификат вошел как важная часть и в православное богослужение, но у православных он используется как часть утрени. Вот канонический перевод текста Магнификата:

Величит душа Моя Господа,
И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня
все роды
Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
И милость Его в роды родов к боящимся Его;
Явил силу мышцы Своей;
Рассеял надменных помышлениями сердца их;
Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем;
Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
Как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.


Каждая фраза текста Магнификата трактуется Бахом как отдельный номер композиции, за одним исключением: последние два слова третьей фразы «Все роды» он использовал как текст отдельного хора №4
В конце к каноническому тексту добавляется краткий вариант Gloria с заключительным "Аминь".
Но лучше слушать эту музыку, чем о ней писать.


Magnificat anima mea Dominum.


Et exultavit spiritus meus: in Deo salutari meo.


Quia respexit humilitatem ancillae suae:ecce enim ex hoc beatam me dicent


omnes generationes.


Quia fecit mihi magna, qui potens est:et sanctum nomen eius.


Et misericordia eius, a progenie et progenies: timentibus eum.


Fecit potentiam in brachio suo: dispersit superbos mente cordis sui.


Deposuit potentes de sede: et exaltavit humiles.


Esurientes implevit bonis: et divites dimisit inanes.


Suscepit Israel puerum suum: recordatus misericordiae suae.


Sicut locutus est ad patres nostros: Abraham, et semini eius in saecula.


Gloria Patri


  • 1
"И радостная атмосфера этого праздника веками для людей связывалась с действительно радостным событием: Рождество господне, Спаситель пришел, ангелы поют на небесах, на земле мир и в человецех благоволение." Серьёзно? Прям так? И рождество не к языческому Солнцевороту (Коляде, Корочуну, Йолю и т.д.) в свою очередь приурочено?:-)

Знаете, я не совсем в курсе каковы были языческие праздники в первом веке нашей эры в Израиле - правда не думаю,что они знали про Коляду.
Однако вопрос любопытный.
Можно конечно считать так: "В Римской империи времён раннего христианства также существовал подобный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti). По решению отцов христианской Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово" - это статья Рождество в Вики.

А можно и вот так: "Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году" - та же статья в том же источнике.
Какой версиии верить - вопрос веры, как кажется мне.
Впрочем, применительно к моей заметке, это вопрос абсолютно посторонний - она как бы о музыке.

Да, просто сначала Вы пишите о приуроченности Нового Года. В то время как само Рождество тоже откровенно "приурочено". К более древнему языческому празднику. Привычка быда уже у народов этот день отмечать. Израильтяне вряд ли знали про Коляду, но точно знали про солнцеворот. И если не праздновали сами - соседние народы праздновали наверняка.

Да, просто сначала Вы пишите о приуроченности Нового Года. В то время как само Рождество тоже откровенно "приурочено". К более древнему языческому празднику
КАк я уже сказал - есть такая версия. Но есть и иная - и второе указание от 221 года не свзано с приурочиванием к Солнцевороту.
ОТтмечу также - я указал, что празднование НОвого Года приурочено к Рождеству. Если считать что Вы правы и сама дата Рождества приурочена к Солнцевороту, то тут тоже нету противоречия - ибо дату Нового Года в январе установили кажется уже в христианское время.
Ваше замечание ровно ничего не опровергает.

И еще одно. В первом Вашем посте вот против чего Вы возражали
"И радостная атмосфера этого праздника веками для людей связывалась с действительно радостным событием: Рождество господне, Спаситель пришел, ангелы поют на небесах, на земле мир и в человецех благоволение.

Вот именно эта фраза вызвал у Вас ядовитую иронию и резкое неприятие.
А теперь вчитайтесь в мой и свой текст.
Ваше возражение и вправду можно считать опровержением моей фразы?
Вдумайтесь - веками и тысячелетиями люди не радовались рождению Спасителя? И не радовались оттого, что раньше был Коляда? Или в этой радости - два тысячелетия между прочим - ничего от христианства вообще не было? Я верно Вас понял, что там все было от Коляды, а христианской нашу цивилизацию вообще называют зря - она вся язычсеская и от Солнцеворота - я все понял верно?

А если нет - то как понять Вашу интонацию? Вам просто хочется спорить - по любому поводу, да?

Виктор Петрович, ну хватит уже за меня выдуммывать. Где Вам померещилась ядовитая ирония и резкое неприятие? Ноу процитируйте мне слова, в которых Вам яд почувствовался? А также ирония. И "резкое неприятие". Вы в который раз уже сначала выдумываете за меня какие-то мысли, эмоции, а потом с меня объяснений требуете.

"Ваше возражение и вправду можно считать опровержением моей фразы?" Нет, а Вашу реплику и правда можно считать опровержинием законов тернодинамики? Отвечаю в том же духе, лишь сутрировав.

"Я верно Вас понял, что там все было от Коляды, а христианской нашу цивилизацию вообще называют зря - она вся язычсеская и от Солнцеворота - я все понял верно?" Тут другой глагол уместнен - выдумали. Нет, выдумали неверно. Вопросов о сущности христианства и характере цивилизации я вообще не поднимала.

АИ "И радостная атмосфера этого праздника веками для людей связывалась с действительно радостным событием: Рождество господне, Спаситель пришел, ангелы поют на небесах, на земле мир и в человецех благоволение." Серьёзно? Прям так?

АИ Виктор Петрович, ну хватит уже за меня выдуммывать. Где Вам померещилась ядовитая ирония и резкое неприятие?

TP Простите векликодушно. Сослепу померещилось

Ент не в зрении дело.:-)
Но - mea culpa - не пришло в голову, что подобное можно воспринять как резкость, паче того - яд.:-) Мда, разность установок и восприятия (и рассуждения о цивилизации)...:-)
Мои извинения.

>>"И радостная атмосфера этого праздника веками для людей связывалась с действительно радостным событием: Рождество господне, Спаситель пришел, ангелы поют на небесах, на земле мир и в человецех благоволение." Серьёзно? Прям так? >>

Так, так... А над тем, чтоб у людей и мыслей не возникало о каких-либо языческих обычаях, веками трудились вселенская инквизиция и церковные суды...

Тогда кострьі инквизиции вообще лучше не вспоминать

вам охота порассуждать о том, где и насколько власть тогда бьіла "светская", или за что города/страны подвергались интердиктам? ..ойй, вот только не надо.

да видно, что вы поклонник инквизиторских методов приведения масс к единомыслию...
а я нет.
вообще-т я сюда послушать заглянула. тсзть, эмоциональный настрой оптимизировать...

Н-да...
Поистине
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется...

Может и рассужденияыми о виновности жертв инквизиции - и это по поводу Магнификата!

полюции на высокую тему:

недавиче, как сторонник вне конфессионального взгляда на творчество, обращенное к богу, возможно в рамках актуальной для места\времени\автора традиции, допуская что она могла иметь присущие человеческому восприятию искажения, относящиеся к экспансивности людского поведения в выражении высоких идей, в частности гипертрофированные христианские концепции чувства вины перед богом, и прочие политические фокусы сжиганием ведьм и др. хитросплетениями политики и веры....так же понимаю что БАХ в его величии и невероятном эволюционном прыжке к Богу едва ли имел в своей душе какие-либо претензии

вообще совершенно не ясно как учение христа, подставляющиего щеки могла приобрести такие квази формы. Увы человеческая природа мало изменилась с момента распятия к моменту охоты на ведьм...Но Бах поет свою песню не церкви он поет ее богу...а он для всех один хоть как назови...

Возможно концепция жертвы обыгрывает себя подбным образом... бог принес себя в жертву нам. я принесу себя в жертву.... потому как правило возлюби ближнего действует в зависимости от понимания этой любви, но действует неприменно и нет той ощутимой границы между всеми нами..как иногда кажется.

  • 1