?

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Первый год Антикоррупционного суда: приговоры и атаки
trim_c

АНДРЕЙ САВИН, БОГДАН МИКОЛАЙЧУК, ЦЕНТР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ


5 сентября 2019 начал свою работу Высший антикоррупционный суд. Прошел год его работы.
Мы попытались проанализировать первые решения Антикорсуда и процесс его работы в целом.

Первые тюремные приговоры за коррупцию
Начнем со статистики. За год работы Высший антикоррупционный суд принял 16 приговоров: 15 - обвинительные и только один - оправдательный.

 

В 6 приговорах основным наказанием назначили реальное лишение свободы. Что касается обычных судов общей юрисдикции, которые рассматривали дела НАБУ и САП до создания АКС, то там за 4 года вынесли 34 приговора, из которых только два - с лишением свободы.

Первое тюремное заключение Антикорсуд вынес депутату Киевского областного совета Александру Мефодию, который получил 5000 долларов за "решение вопросов" предпринимателя. Его приговорили к пяти годам тюрьмы с конфискацией части имущества.

Далее последовали тюремные сроки за один из самых распространенных видов топкорупции - хищения. Пять лет дали эксруководителю Херсонской ТЭЦ Богдану Падченко, которого обвиняли в злоупотреблении служебным положением, благодаря чему разворовано 8,7 млн грн. Наибольший срок назначили Константину Старовойту, бывшему директору дочернего предприятия "Центргаза" ОАО "Кировоградгаз" - 8 лет тюрьмы с конфискацией автомобиля. Речь идет о растрате 8,6 млн грн.

Есть среди осужденных и судья. Так, ВАКС назначил 7 лет тюремного заключения судье Малиновского райсуда Одессы Анатолий Целуху за получение взятки в 2,5 тысячи долларов.

Еще два тюремных приговоры этим летом вынесли чиновникам, которые обвинялись в коррупционных преступлениях вместе с сообщниками. Сначала осудили до 3 лет адвоката Алексея Боженко и до 4 лет бывшего следователя прокуратуры Киевской области Александра Павленко за злоупотребление влиянием. А в августе тюремное заключение получили ексруководитель военного лесхоза Александр Левковский (4 года тюрьмы) и его пособник Юрий Марисик (3 года тюрьмы).

Эти приговоры еще не вступили в силу, ведь следующее слово по апелляции. Некоторые из этих лиц уже обжаловал приговоры в Апелляционную палату Высшего антикоррупционного суда. Но мы видим четкую тенденцию, что судьи не боятся выносить приговоры с тюремными сроками, если есть достаточное и убедительная доказательная база.

Надо вспомнить и то, что у ВАКС есть 7 приговоров , принятых по процедуре сделки, когда обвиняемый признает вину и договаривается с прокуратурой об определенных условиях. Например, экснардепа Александра Черненко признали виновным в злоупотреблении властью, когда он незаконно получил компенсацию в полмиллиона за жилье. Ему назначили штраф, три года условно и запрет на год занимать госдолжности. Вместо этого он компенсировал все незаконно полученные деньги.

Первые приговоры принятые по делам с относительно небольшим объемом материалов. В резонансных делах с топчиновниками их в десятки раз больше и они намного сложнее, поэтому требуют больше времени для рассмотрения. К тому же дорогостоящие адвокаты не гнушаются затягиванием процесса.

Рекордные и исторические решения
Практика показывает, что наиболее СМИ и общество интересует избрании меры пресечения фигурантам топдел, которых только задержали или вручили подозрения в преступлении.

Осенью состоялись громкие задержания с объявлением подозрений фигурантам топкоррупции. За ними последовали и первые исторические решения Антикорсуда. Одним из них является избрание меры пресечения бывшему депутату, экспрезиденту корпорации "Укрбуд" Максиму Микитасю, которого подозревают в организации аферы с квартирами для Нацгвардии.

Сначала следственный судья Антикорсуда Сергей Мойсак назначил ему 5,5млн грн залога, но САП обжаловала это решение в Апелляционной палате того же ВАКС. Местные судьи под председательством Дмитрия Михайленко отправили его под стражу, а залог увеличили в 15 раз - до 80 млн грн.

Той же осенью судья первой инстанции Екатерина Широкая выбрала залог в 100 млн грн действующему депутату Ярославу Дубневичу. Ранее такой залог назначали только эксглаве ГФС Роману Насиров, что было абсолютным рекордом. Позже апелляция ВАКС вообще отправила Дубневича в СИЗО, правда, немного уменьшив залог - до 90 млн.

Абсолютно рекордным залогом в истории Украины оказались 120 млн грн. Содержание под стражей с альтернативой такого залога назначили Елене Мазуровой, эксглаве Департамента ГФС, которая проходит подозреваемой по делу о самой крупной взятке в истории Украины (6млн. долларов).

Отдельно надо упомянуть пока беспрецедентное явление для украинского правосудия - это взыскание огромных сумм залога с фигурантов дел, которые нарушили условия меры пресечения.

Так, с Микитася под председательством судьи Дмитрия Михайленко взыскали 30 млн грн в доход государства за то, что тот общался с другими подозреваемыми по делу, а это строго запрещено. После этого ему еще и увеличили размер залога до 100 млн. С конца мая Микитась сидит в СИЗО , заявляя, что такая сумма для него неподъемная.

Также половину залога, 35 млн грн из 70 млн, взыскали под председательством судьи Николая Глотова с так называемого "короля контрабанды" Вадима Альперина, которого подозревают в организации схемы на таможне на 77 млн ​​грн.

Как оказалось, он скрыл наличие паспорта гражданина Израиля, хотя был обязан сдать все без исключения паспорта. Судья первой инстанции отказался принимать какие-то меры по этому поводу, а вот апелляция взыскала с Альперина 35 млн грн и увеличила сумму залога до 76 млн грн.

Проблема сроков
Антикорсуд принял негативную практику других судов и установил график приема документов, при котором риски несоблюдения сроков растут. Более того, согласно рабочему графику суда, по субботам в ВАКС вообще не определено очередных следственных судей,которые должны рассматривать срочные ходатайства.

Проблемы со сроками и их соблюдением есть не только у следственных судей, а и при рассмотрении дел по существу. Все преступления имеют сроки давности, которые зависят от тяжести преступления. По истечении сроков человек освобождается от ответственности.

Дела Геннадия Труханова, ексголовы Держаудитслужбы Лидии Гавриловой, эксминистр инфраструктуры Владимира Омеляна, а также еще по меньшей мере восьми обвиняемых уже "просроченные" через истек сроков, ведь речь идет о недекларирование по 2016 и ранее.

В отношении нескольких лиц, в том числе Труханова, слушания еще продолжаются из-за желания доказать якобы свою невиновность, но никакого наказания эти лица уже не понесут, даже если вина будет доказана.

Причина "просрочки" простая судьи рассматривали эти дела с такой же периодичностью, а порой и реже, чем другие дела. Хотя точно знали, что сроки привлечения к ответственности вскоре истечет. Между некоторыми заседаниями были паузы в месяц-полтора. Наши наблюдения за ходом различных процессов свидетельствуют также, что скорость и эффективность часто зависит и меняется в зависимости от коллегии судей.

Так, например, судьями Ларисой Задорожной, Олегом Федоровым и Ярославом Шкодиным с октября 2019 до сих пор не закончено подготовительное заседание по резонансному "газовому делу" по 8 обвиняемым - сообщников экснардепа беглого Александра Онищенко. В течение 9 заседаний подряд обвиняемые и их адвокаты всячески затягивали рассмотрение, но судьи выглядели беспомощными.

Еще одной проблемой Антикорсуда, по нашему мнению, является неоднозначные решение нескольких судей.
Есть двое судей, решения которых слишком часто играют на руку фигурантам коррупционных дел. И обоснование их совершенно неоднозначное. Это следственный судья Сергей Мойсак и судья первой инстанции Лариса Задорожная.

Что касается Мойсака, то он несколько раз необоснованно шел навстречу подозреваемым в топкорупции. Так, он выбрал Максиму Микитасю залог в 5,5млн грн в качестве меры пресечения. При этом следствие отмечало, что состояние Микитася оценивается в более чем миллиард гривен, инкриминируемые убытки по делу составляют более 80 млн грн. Более того, прокурор предоставил данные разговоров Микитася, из которых следует, что эксдепутат размышлял над убийством одного из свидетелей по делу. Позже Апелляционная палата ВАКС полностью отменила решение Мойсака и назначила Микитасю стражу и 80 млн грн залога. Мойсак несколько раз принимал решение в пользу другого фигуранта топкорупции - "короля контрабанды" Альперина. Мойсак отказался взимать с "короля" залог (70 млн грн), хотя тот нарушил условия меры пресечения. Тогда ситуацию исправила та же апелляция Антикорсуду, которая стянула с Альперина 35 млн.

А коллегия судей под председательством Задорожной полностью оправдала экссуддю Александра Баранника, который не подал декларацию. Он объяснил это страхом создавать электронную подпись ЭЦП, ведь через нее за судьей якобы могут следить спецслужбы, в частности ФСБ. Проще говоря, судья позволила Бараннику не выполнять закон. Однако в самом Антикорсуде уже есть приговоры в почти идентичных делах - и они обвинительные.

***

После года работы Высшего антикоррупционного суда следует констатировать несколько вещей: это большой прорыв в украинском правосудии, аналогов которому еще не было. В то же время, как и у любого нового института, у Антикорсуда есть проблемы.

Но самое приятное констатировать то, что ВАКС со своими проблемами борется, а не закрывает на них глаза. За год судьи стали гораздо жестче относиться к порядку в судебном заседании, когда стороны злоупотребляют правами. Еще в начале года дела рассматривались очень медленно, судьи не рисковали бороться с злостным затягиванием процесса, однако сейчас во многих производствах заседания назначаются каждый день.

Понимание своих проблем и энтузиазм в борьбе с ними и является той чертой, которая отличает провальный проект от успешного. К настоящему успеху еще надо дойти, но пока нет оснований сомневаться, что ВАКС уверенно шагает в этом направлении.



Это отчет о длительной работе по исследованию деятельности ВАКС. Я не берусь давать оценку качеству проделанной работы - это вообще дело юристов-уголовников.

Но даже и неспециалисту понятно, что ВАКС заработал и уже показал эффективность грубо говоря примерно в 6 раз более высокую. чем показывали в аналогичных ситуациях суды обще юрисдикции. Более того - внезапно с появлением ВАКС обнаружилось, что НАБУ достаточно эффективная институция - если ее не блокируют суды.

А с другой стороны мы можем четко осознать что такое недоделанная реформа. Создали НАПК, НАБУ, САП - но не создали специализированный суд. И 4 года эти организации работали вхолостую, вызывая волну возмущений - "мы потратили ... миллионов на создание и работу этих организаций а где результат??"

Мои ВНИМАТЕЛЬНЫЕ читатели (Господи, да где они, мои внимательные читатели? - ох, не знаю) - так вот, мои внимательные читатели помнят, что я тогда писал.

Да антикоррупционная реформа половинчата и при нынешних обстоятельствах имеет попросту нулевую эффективность. И да, пчелы не будут бороться с медом, а олигархические партии никогда не проведут эффективной реформы против коррупции и прежде всего будут блокировать именно судебную реформу. Но то, что институты созданы - чрезвычайно важно: ведь их создание заняло более двух лет.

А это означает, что как только появится власть,которая реально захочет ограничить топкоррупцию, ей останется только создать суд да подрихтовать законы (о НАПК, о НАБУ) - а это можно сделать за один год.

И мы видим, что так все и произошло. Прошел год. Да, суды нереформированы, и страшный нарыв ОАСК просто прорвало. НО!

Но ВАКС работает и дает результаты, закон о е-декларациях уже исправлен и в ближайшее время подправят и закон о НАБУ. И антикоррупционная реформа уже начинает давать реальные результаты.

Напомню, Ли Куан Ю посадил своих друзей кажется на двадцатом году правления. А спецкоррупционная прокуратура Румынии тоже реально заработала где-то через 15 лет.

И пока что Украина движется по более быстрому графику, а это вселяет надежду
Метки: ,


Последние записи в журнале



  • 1

"стороны злоупотребляют правами"

Потусторонняя формулировка

Edited at 2020-09-08 08:19 (UTC)

  • 1