Мария Золкина
Долгожданная встреча советников нормандских лидеров в Берлине не только не привела к каким прорывов, но и стала своеобразным разочарованием как для Киева, так и для Москвы.
Переговорные позиции Украины и России все больше расходятся, пространства для маневра и компромиссов с РФ даже при существенном желание "мира" - почти нет, а "план Б" по пересмотру Минска становится все более реалистичной перспективой.
О чем (не)договорились?
Продолжать режим тишины - по сути единственная договоренность, которой удалось достичь в Берлине.
Впрочем она не была подкреплена никакими дополнительными гарантиями,и в любой момент может быть нарушена, как это уже делалось российской стороной. Режим тишины для Москвы - исключительно политический инструмент для одновременного давления на Киев с требованиями начинать выполнение политических пунктов Минских договоренностей.
Не будет прогресса по политическим компромиссам - не будет и перемирия.
И поскольку в СЦКК сейчас находятся только представители Украины, то как именно должно мониториться перемирие - вопрос открытый до сих пор.
Сигналы об изменении постановления Верховной Рады Украины о местных выборах в Украине 25 октября - совершенно разные от украинской и российской стороны. Если Дмитрий Козак заявил, что в ближайшее время ВРУ имеет таки рассмотреть проект изменений в это постановление, то Андрей Ермак такую договоренность отрицает и апеллирует к какому-то вроде уже имеющегося в ВР проекту изменений, хотя на сайте парламента его до сих пор нет. Россия сосредотачивается на этом постановлении, чтобы блокировать переговоры в случае игнорирования ее прихотей, или, в случае их выполнения, радостно демонстрировать успешность своего давления на Киев. Однако шансов на принятие нужных России изменений в постановление о выборах почти нет - даже во фракции "Слуги народа" не готовы за них голосовать.
Без ответа остался и один из ключевых вопросов для Украины и лично для Зеленского - новый этап обмена.
А разминирование и новые КПВВ и так были предварительно согласованы на Минской ТКГ. Еще меньше согласия наблюдается по приоритетному для Зеленского вопросу о новом саммите лидеров нормандской четверки. На энтузиазм Банковой Кремль реагирует не просто холодно, но даже издевательски.
В сухом остатке обе делегации вернулись без серьезных достижений.
Российская тактика "малых шагов"
Для Владимира Зеленского и его команды этот период - очень непростой. Согласиться на политическое урегулирование оснований еще нет, а для продолжения режима тишины Россия потребует удовлетворять ее аппетиты. При этом похоже, что Кремль сочетает тактику мощного давления и ультиматумов с тактикой "малых шагов", которые противоречат интересам Украины.
Сорванная 10 сентября совместная инспекция у населенного пункта Шумы - одна из таких опасных "низовых" инициатив россиян. Так, режим тишины они явно будут пытаться использовать для максимальной легитимации представителей "корпусов" ОРДЛО как "другой стороны" для контактов с украинскими Вооруженными Силами.
Ключевой целью россиян в рамках организации этой инспекции было именно это: "вывести" из тени так называемое "Представительство ДНР при СЦКК", чтобы его так называемый «руководитель» осмотрел позиций ВСУ и, как дополнительно требовала Россия, подписал по итогам этого Протокол. А в протоколе, несомненно, рядом с украинским подписью должен появиться подпись и этого "должностного лица".
Этот пример очень наглядно демонстрирует, как настойчиво и методично россияне играют в навязывание того же прямого диалога с "ЛДНР" на всех уровнях. И сомнений нет: рядом с дипломатическим давлением в нормандском формате подобные "инициативы" активно продвигаются и в Минской ТКГ. На сегодня Кремлю не так важен формат этого прямого диалога, как сам факт сколько-нибудь прямых контактов. Желательно - с закреплением в подписанном документе.
Эта тактика "малых шагов" основывается на ряде ошибок, украинская сторона допустила ранее, прежде всего на этапе разведения сил и войск в 2019 году. Планы подобных инспекций, куда Россия вместо себя будет "сватать" "уполномоченных представителей" клона СЦКК, остаются. И их риски - очевидны.
Несмотря на то, что официально Киев подтверждает приверженность Минским договоренностям, невозможность их выполнения в нынешнем виде становится все более очевидной даже для крупнейших их адептов в окружении президента. Нравится это кому-то в ОП или нет, но отвечать уступками на шантаж и давление россиян будет политическим самоубийством. Впрочем, если наглые и откровенные требования Кремля украинские переговорщики отражают, то вот с "точечными" инициативами, типа совместного инспектирования, ощущение рисков работает хуже.
Тема пересмотра, обновления Минских договоренностей все больше начинает звучать в кулуарах переговоров. Подтверждением этого является также жесткая реакция Кремля даже на упоминания об апдейте Минского пакета. И здесь, на самом деле, может быть игра вокруг того, кто будет представлен "публичным виновником" срыва выполнения "Минская".
Если Москва не получает гарантий для своего сценария урегулирования, то искать она будет не конструктивный компромисс с Киевом, а оправдание и повод для приостановления активных переговоров, де-факто - замораживание, но при этом попытается возложить ответственность за свои действия на Украину. Вполне вероятно, что именно поэтому сейчас Россия так активно взялась упрекать Киев за идею с пересмотром Минских соглашений.
Отказаться от дальнейших попыток достичь компромисса с Россией президент не готов а двигаться по российскому сценарию по российскому сценарию - не представляется возможным. Получается наихудшая для Зеленского перспектива - топтание на месте.
Но это состояние не может стать стабильным, и стратегия России не гарантирует ей успеха . Напротив, идея с обновлением Минских договоренностей привлекает все большее внимание и на сегодня не выглядит как выход из Минских соглашений: после всех попыток наладить диалог с РФ Украина наоборот будет
выглядеть более конструктивно с этой идеей.
Мария Золкина, что важно, - откровенный противник президента Зеленского и его политики.
НО даже ей приходится в заключении признать, что реально политика Украины приобретает все больше сторонников в Европе и получает болше шансов на успех.
Правда я хотел бы отметить, что хотя решения принимает Президент и отвечает за все Президент,но это не означает что он разрабатывает стратегию и тактику переговоров.
И мне кажется, что главную роль в формировании именно такой политики в отношении войны на Донбассе играет сегодня вице-премьер Резников (даже и не Ермак, а именно Резников). Ермак уже дважды проваливался, он вносил предложения, которые потом приходилось дезавуировать с большими скандалами, и выводы были сделаны.
А политика Резникова состоит в том, чтобы не уступать в непринципиальных пустяках и постоянно взывать к все более частым и серьезным переговорам. Поскольку России приходится очень часто отказывать Украине в ее предложениях (почти всегда!) а Украина расчетливо уступает в вещах непринципиальных (как бы в офисе Порошенко, на его каналах и его наемники в фейсбуке и на площадях ни вопили о зраде, а вот уж год воплей и маршей, а так ничего и не уступила Украина - и вопли порошенковцев все больше напоминают крики "волки!"). И т.к. Украина нередко и расчетливо идет на предложения России, а Россия не уступает никогда, то все отчетливей проступает стремление Украины к миру и явное нежелание мира Россией.
И как итог идея Украины о том, что Минские соглашения нуждаются в редакции, т.к. 6 лет прошло, а обстановка меняется, и результатов нет - вот эта идея начинает казаться Европе все более привлекательной. Т.е. стратегия Украины начала приносить плоды.
Скажем прямо - при этом поведение России в течение этих лет, в частности и последнее отравление Навального, усложняют позиции пророссийских сил и поддерживают стремление европейских дипломатов некоторым приближениям минских договоренностей к реально выполнимым условиям завершения войны на Донбассе