trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

Почему за 7 лет "люди Майдана" так и не построили своего политического движения


Валерий Пекар



Дело в том, что Майдан запустил одновременно тройственную революцию - национальную, буржуазную и ценностную. Оставляя без рассмотрения сейчас для простоты третье измерение (хотя он и дал название Революции Достоинства), я хочу сконцентрироваться на первых двух измерениях. Майдан - это национальная революция, завершение национально-освободительных, антиколониальных, антиимпериалистических усилий украинского народа. И именно поэтому на Майдане и после него расцвела национальная эстетика, а язык стал средством идентификации. Но еще более важным признаком является российское вторжение - ведь национальная революция всегда немедленно переходит в войну за независимость, начиная с первой такой революции, американской (и даже тогда, когда старая уставшая империя отпускает даром, как в случаях Индии или Израиля, немедленно взрывается война за независимость).

Но одновременно Майдан запустил буржуазную революцию - революцию нового буржуазного класса против старого господствующего класса феодалов-олигархов. Разница между этими классами в том, что буржуазный класс делает деньги из денег и талантов, а феодалы (как бы они не назывались: олигархами на современный лад, помещиками и баронами на средневековый, или номенклатурой на советский строй) делают деньги из привилегий и специальных статусов (с ограниченного доступа к приватизации и закупок, по монополиям, льготных режимов, специальных субсидий, схем и контрабанды, специальных тарифов и т.д.). Это два класса с противоположными интересами и стремлениями, и борьба между ними в конце должна завершиться победой одного класса (в ХХ веке буржуазный класс победил на Западе, феодалы на Востоке).

Проблема создания «партии Майдана" заключается в том, что надо объединить "националистов" и "буржуев", ведь каждая из этих групп сама по себе набирает свои 2-3% и пролетает (не будем здесь рассматривать вопрос целесообразности снижения барьера ). Майдан запустил одновременно национальную революцию и буржуазную, и отвергая хотя бы один из этих двух измерений, мы теряем понимание исторических процессов и ценностных изменений, которые они несут.

А объединить их трудно, потому что "националисты" обычно достаточно левые, а "буржуи", разумеется, правые. (Других внутренних разделов приводить не буду, для понимания достаточно и этого.) Единственное, что может помочь держаться вместе, - гражданская зрелость самих народных избранников: понимание того, что их объединение является единственным способом воплотить идеалы Революции Достоинства. Обычно в таком объединении каждый занимается своим делом: "националисты" государственным строительством и национальным возрождением, а "буржуи" либерализацией экономической политики. Но для того, чтобы каждый/каждая занимались своим делом, совершенно необходимы доверие и демократические механизмы управления, одним из которых является постоянный открытый внутрипартийный диалог. Как только это теряется, начинаются внутренние войны, а результатом является раскол,

Другая проблема в этих "националистов" и "буржуев" в том, что они заходят в парламент в составе олигархически-феодальных партий. Там проблема другая: феодалы на дух не выносят ни "националистов", ни "буржуев" (с первыми еще готовы мириться ради феодальной суверенности, а вторые лишают их феодальных привилегий). Поэтому феодалы всеми силами пытаются это меньшинство купить, рассеять среди своих приспешников, закрепостить механизмами принятия решений, или по крайней мере обменять лояльность на осуществление какой-то конкретной мечты об определенном законодательном сдвиге. Удержать достоинство и остаться верным ценностям в такой ситуации невозможно, если не объединяться с другими такими, как ты. Такой "демократически буржуазной" внутренней оппозиции в своих рядах олигархи-феодалы допустить не могут.


Проблема архиважная, как сказал бы классик. Причем лично мне кажется принципиально ложным отказ Пекара от ценностного измерения. Поскольку именно оно и вмещало весь набор ценностей: как национальный, так и демократический ( мне этокажется более точным термином чем "буржуазный" - Пекар эт о разумеется понимает, потому и берет термин в кавычки.

Но конечно же это принципиально важное различие: работаете вы по формулам
Товар — Деньги — Товар и Деньги — Товар — Деньги
или по формулам
Деньги — Власть — Деньги и Власть — Деньги — Власть.
(подробно разница описана здесь

Первые две формулы от Маркса описывают производящий и торговый капитал. А вторые две вообще характерны для того что Пекар характеризует как "Восток" хотя безусловно присущи всем меридианам и всем временам. Потому что это формулы превращения власти и привилегий в деньги и превращения денег в средство приобретения власти и привилегий.

Поскольку никакого созидания две последние формулы не предполагают, а предполагают только лишь эксплуатацию их носители чаще всего вредны для развития - они объективный тормоз.Они враги свободы и личного достоинства - поскольку предполагают разделение общества на привилегированные группы и всех прочих, и эти группы резко отличаются прежде всего объемом личных прав. Т.е. с точки зрения ценностей второй вариант не предполагает наличия личного достоинства у низших классов.

И причины провала "людей Майдана" очевидны: не располагая своими СМИ а главное - не располагая технологиями манипулирования вне коллективного Майдана, - "люди Майдана" не могли и даже пожалуй не имели шансов на создание популярных "своих" партий.

Их охотно призывали и инкорпорировали старые олигархические партии - это повышало их электоральный рейтинг, к подобному маневру прибегли кажется все, изредка даже пророссийские партии. Но успешнее всех подобной технологией воспользовался конечно же Порошенко.

При этом его цель была -монополизировать и "национальную" и "проевропейскую" (в терминах Пекара "буржуазную" нишу,) так чтобы у носителей подобных ценностей не осталось выбора. "ОН придет к Бережному" - говорит о советском разведчике генерал гестапо в фильме "Подвиг разведчика", "Они придут ко мне" решил Порошенко - и при этом изгнал из своей партии практически всех носителей ценнностей Майдана (Найем, Лещенко, Залищук, Чумак, Фирсов - из активистов Майдана осталась только Сюмар, верой и правдой обслуживающая олигархию сегодня).

При этом, если судить по делам, то еще некие действия в сторону национальных ценностей партия Порошенко осуществляет. Но если говорить о демократии борьбе с коррупцией - господа,посудите сами:
может ли партия олигарха бороться со схемами олигархии?

Тем более, что большинство верхушки в самой партии обогащается именно в соответствии с формулами олигархии, конверитируя власть и привилегии - в деньги, дома автомобили и прочие радости жизни.
Декларации депутатов партии ЕС показывают, что богаче их только бывшие регионалы. При этом большинство депутатов десятилетиями занимались только политикой и госуправлением, и их состояния находятся в вопиющем противоречии с их официальными доходами за последнее десятилетие. По каковой причине им декриминализация всего связанного с декларациям и была нужна как воздух - что КСУ и исполнил.

И что страннее, что непонятнее всего - в Украине сформировался широкий слой национально о и демократически ориентированной интеллигенции, которая... сражается за интересы Порошенко, в том числе и там, где они очевидным образом противоречат интересам державы.

Причем переубедить их невозможно. И остается полагаться лишь на всемогущее время.

Ноя просто прошу из пойти по моей ссылке, еще раз прочитать Марксистская формула олигархии - и попробуйте обнаружить у вашего кумира поведение вне этих формул?

Я не слишком верю в успех - но вода камень точит,рано или поздно но реальность пробьет и веру.


PS Между прочим,если следовать формуле Пекара и классифицировать "людей Майдана" как носителей ценностей и национальных и буржуазно-демократических,то несложнор заметить следующее.

Сам Зеленский и "люди квартала" не являются носителями ценностей национальных. За малым исключением. И к Майдану относились негативно именно как русскоязычные и противники "бендеровцев". НО! как селфмэйд люди они конечно же противники олигархии.

Да не все сохранили свой запал когда сами получили возможность пользоваться привилегиями. Однако многие сохранили, в том числе на мой взгляд и сам Зеленский. А внациональную сторону и он и его окружение дрейфуют вынужденно - их в национальную нишу гонит Путин (поистине гений украинского национализма)

По этой причине некая эволюция в сторону Майдана была предопределена - она и происходит. А вот удастся ли им сохранить веру в демократию и в какой степени наши патриоты будут исполнять "завет Дубинянского"поощряя власть эволюционировать в необходимом направлении - это конечно вопрос. Пока прояснение в мозгах патриотической интеллигенции движется недопустимо медленными темпами. И они по прежнему верят в благотворность олигархии для Украины - что конечно же опаснее всего
Tags: Майдан, Пекар, ЦН, важно, партии, политика
Subscribe

  • Три иллюзии о России

    Почитал я комментарии к своему сегодняшнему тексту Чтобы помнили и как-то грустно мне стало. Была ведь действительно великая культура а сегодня…

  • Чтобы помнили

    Владимир Рыбак Владимир Рыбак, депутат горсовета Горловки от партии Батиькивщина, патриот Украины. После захвата Горловки отрядом Безлера…

  • С вялотекущей на долгие годы

    Ехидный Леонид Швец рассуждает о будущем российско-украинской войны. И о ее прошлом Когда думаешь о том, какой повод для проявления…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Три иллюзии о России

    Почитал я комментарии к своему сегодняшнему тексту Чтобы помнили и как-то грустно мне стало. Была ведь действительно великая культура а сегодня…

  • Чтобы помнили

    Владимир Рыбак Владимир Рыбак, депутат горсовета Горловки от партии Батиькивщина, патриот Украины. После захвата Горловки отрядом Безлера…

  • С вялотекущей на долгие годы

    Ехидный Леонид Швец рассуждает о будущем российско-украинской войны. И о ее прошлом Когда думаешь о том, какой повод для проявления…