Чернобыль. 35 лет



26апр-2.png
Новое укрытие четвертого энергоблока ЧАЭС, установленное в 2016 г.


35 лет этонемало для многих целая жизнь. Но я многое помню.
Рвануло 26 апреля. А уже 27 по городу поползли слухи, И я позвонил Саше Ключникову, он тогда возглавлял СКТБ при Институте ядерных исследований (ИЯИ), я был с ним знаком потому, что несколько лет работал в одной группе с его женой. Тогда в 1986 я заведовал сектором в СКБ ИПМ.

Он сказал что вообще-то дело плохо, но пока что Киеву везет, ветер дует на северо-запад.
А вот 30 утром он мне позвонил и сказал
- Мы меряем на шоссе. Вчера было 300 микрорентген сегодня уже 3000.

Надо сказать что тогда в прессе доминировали успокаивающие ноты - ничего страшного, не "стихийное бедствие" а "успешная борьба со стихией". Я собрал всех своих у меня тогда было человек 30 и произнес небольшую речь:
- Слушайте внимательно меня, радио и телевизор не слушайте. Всем домой, по дороге закупите продуктов побольше (как было тогда заведено, среди информационщиков и программистов преобладали женщины и у меня мужчин было мало). 1-2 мая на праздники - никуда не ездить. Из дому по возможности не выходить, детей немедленно забрать и запереть наглухо, на вопли не реагировать. Окна и даже форточки закрыть и помещение не проветривать, - ничего, потерпите.
Никаких маевок и выездов и никаких рыбалок у мужчин -ближайшие дни будет очень плохо ветер дует со стороны Чернобюыля.

Как позже оказалось, за все время после аварии именно второго мая в Киеве был чуть ли не максимальный фон. А люди ездили на природу, 1 мая состоялась демонстрация а потом еще была Велогонка мира - и это мероприятие тоже провели - советская власть держалась до последнего и старалась не пугать -т.е. не предупреждала об опасности.

Я приехал домой, а в 2 часа появилась жена просто сияющая:
- Представляешь, как повезло! Нас сегодня продержат до 4-х, но меня отправили в местную командировку, и я уже дома!
- А куда командировка?
- В Вышгород
- Куда???
- Ну в Вышгород - а что?
- В ванную - быстро марш! и - давай сюда одежду.

Когда она вышла из ванной мы вдвоем ее очень коротко постригли, одежду и волосы выбросили.

8 мая моя сестра отправила свою 12-летнюю дочь Лусинэ в Ереван к родичам. Люське перед майскими купили новую джинсовую юбку - в то время это было для девочки просто невиданным счастьем - модную юбку купить было нелегко.

В Ереване ее сразу повели на Ереванскую АЭС и она пошла в этой прекрасной юбке. А пришла в белом костюме работника АЭС. Ее юбка так звенела, что ей сказали - не подлежит дезактивации, только захоронению. Люська ревела белугой, ее одежду дважды дезактивировали и показали уровень - много выше допустимого. Все это наша ереванская родня рассказала по телефону.

На территории ИПМ раз в две недели брали пробу воздуха и прогоняли через масс-спектрограф; т.к. мы работали со "стратегическими материалами", то у нас в воздухе всегда были ощутимые значения разных редких элементов (т.е. ниобий, цирконий, гафний, стронций и даже лантан - это были составляющие наших материалов и... компоненты в воздухе во дворе ИПМ). Очередную пробу взяли 5 мая. Цирконий - 27 фоновых значений, цезий 48 фоновых значений. Но все это были пустяки - иод 1200 фоновых значений! И я побежал к телефону звонить приятелю
- Саша у твоей Таньки были проблемы со щитовидкой - немедленно ее из Киева и подальше - куда угодно, но подальше. Тут иод летит из Чернобыля - просто немеряно.

Мы с главным конструктором нашего СКБ и моим близким другом Сергеем 7-го мая просидели вечер за горилкой с перцем выпили бутылку - ни в одном глазу. Выпили вторую - ну не берет. Уж не знаю - радиация или стресс - но тогда правда можно было выпить стакан - и ничего не почувствовать.

Мы пили и перебирали советские города, куда можно было поехать. И у него и у меня были официальные приглашения в Подмосковье, в Питер, у него даже и в Челябинск. В Ереван или Тбилиси перебраться было не проблемой, мы были как тогда говорилось "широко известны в узких кругах". НО итог был печален - мы оба пришли к выводу, что ехать нам некуда и что жить мы можем только в Киеве.

А радио постепенно сменило тон стали пропагандировать мокрую уборку и минимизацию нахождения на воздухе. Но люди привыкали ко всему, детей отправили, продукты подозрительные - меряли радиацию, главное было не глотнуть "горячую частицу" - попадались пылинки которые могли убить если бы попали внутрь (одна такая оказалась осенью в одной банке нашего вишневого варенья, а все варенье было чистенькое).

На пылающий реактор бросали с вертолетов мешки со смесью свинца и доломита. И уже в октябре моя сестра - биохимик сообщила, что радиация - так себе, терпимо а вот свинца в капусте и помидорах - много выше нормы.

И советовала покупать только из России или Молдавии и картошку закупать на базаре южную, потому что из Беларуси и Черниговской области едет очень грязная - их институт привлекли к анализу продуктов. Только эти данные были совсекретны.
И я все время думал - а как спасаются те, кто не работает в мощных НИИ с аппаратурой?
Они питались слухами, но слухи ходили многочисленные и порой самые фантастичные.

Потом я проснулся ночью кажется в июне, потому что диван подо мной ходил ходуном. И первая мысль была - опять рванул Чернобыль. Но оказалось землетрясение. Всего лишь.

Такое было интересное время