?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Национальный эгоизм
trim_c



Михаил Дубинянский





Что бы ни происходило в мире, человеческие страдания не бывают поголовными.

Об этом говорит и наш сегодняшний опыт: российская агрессия или пандемия, обернувшиеся трагедией для одних, никак не отражаются на благодушном настроении других. Более того, применив излюбленный метод ковид-диссидентов – бодрящую игру с цифрами – можно доказать, что Вторая мировая была не такой уж катастрофической страницей в истории человечества.

По самым мрачным оценкам, в ходе войны погибло 3% населения планеты: стало быть, 97% землян уцелели. А если визуализировать все человеческие смерти в XХ веке, то события 1939-1945 годов предстанут лишь небольшим кружком, теряющимся на фоне множества других. Число погибших в главной войне столетия не идет в сравнение с числом умерших от рака или инфекционных болезней.

Аварии и несчастные случаи в прошлом веке унесли значительно больше жизней, чем все военные конфликты, вместе взятые: так нужно ли уделять столько внимания Второй мировой и подчеркивать ее особый трагизм?..

Релятивистскую логику подкрепляет пример государств, избежавших слишком травматического знакомства с войной 1939-1945 годов. Потери воевавшей Мексики составили порядка 100 погибших. Потери нейтральной Турции – 200 погибших. Шведам запомнилось карточное нормирование продуктов. Швейцарцам – мобилизация резервистов, которые так и не вступили в бой с противником. Португальцам – толпы иностранных беженцев на улицах Лиссабона.

Исходя из сказанного, вырисовываются два альтернативных подхода ко Второй мировой.

Либо историческая память о войне принадлежит лишь тем, кто принимал в ней активное участие, сражался и страдал: тогда не обремененные национальной или семейной травмой могут отмахнуться от событий 80-летней давности.

Либо же память о произошедшем в 1939-1945 годах принадлежит всему человечеству. И тогда это общий урок истории, не позволяющий игнорировать чужую боль. Во втором случае действует принцип исторической эмпатии.

Главная война XX века приобретает значимость независимо от личного, фамильного или национального опыта.

Жители стран, не участвовавших во Второй мировой, могут сочувствовать бойцам, сражавшимся в Сталинграде, на Окинаве или под Эль-Аламейном. Трагедия Ковентри, Дрездена или Хиросимы ощущается людьми, на чьи города в 1940-х не упало ни одной бомбы. А миллионы зрителей со всего мира, чья семейная память свободна от оккупации и геноцида, сопереживают героям "Пианиста" и "Списка Шиндлера".

Историческая эмпатия создает глобальное представление о Второй мировой. Примеры подвигов и преступлений, предательств и самопожертвований формируют общую цивилизационную матрицу.

Разгром Гитлера и его союзников видится прежде всего поражением человеконенавистнической идеологии. А жестокости, совершенные в Варшавском гетто или в оккупированной Франции, на Балканах или на Филиппинах, в Катыни или на Волыни, подпадают под одну формулировку: crimes against humanity.

Но альтернативой всему перечисленному выступает исторический эгоизм – и в этом случае между войной и воевавшими дедами ставится знак равенства.

Так, если речь идет о советском взгляде на Вторую мировую, то ее почти полностью заслоняет "Великая Отечественная". Героизм и жертвенность монополизируются, чужие заслуги и страдания умаляются или игнорируются. Кровопролитие в Китае, в Северной Африке или на Тихом океане не заслуживает внимания. Преступления СССР в годы войны отвергаются либо оправдываются.

Ну а Гитлер становится настоящим злодеем, начиная с 22 июня 1941-го: содеянное фюрером до этой даты не задевало советские интересы и не должно волновать наследников империи. Собственно, именно так и рассуждают многие российские патриоты.

Если же применить эгоистическую философию к Украине, то Гитлер превращается в отрицательного персонажа чуть позже – в начале июля 1941-го. А главным грехом нацистского лидера выглядит нежелание признавать украинскую независимость и преследование оуновцев, надеявшихся на союз с Третьим рейхом.

Исторический эгоизм подразумевает, что чужая боль и чужие переживания не важны для эмансипирующейся нации: нам с лихвой хватит украинской боли и украинских переживаний.

Военный опыт других стран, борьба и страдания других народов не несут значимой моральной нагрузки. В истории Анны Франк нас должно интересовать разве что упоминание о Мазепе на страницах знаменитого дневника.

А Квислинг, чье имя стало нарицательным, и вовсе предстает положительной фигурой: коллаборационизм скандинавского политика и проводимые им репрессии не коснулись украинцев, зато в начале 1920-х будущий норвежский фюрер посещал Украину с гуманитарной миссией.

Исторический эгоизм избавляет от неприятных рефлексий и сомнений. Он дарит полную свободу в толковании прошлого и выборе национальных героев.

Можно глорифицировать борцов за независимость, не оглядываясь на общечеловеческие ценности и критику из-за рубежа.

Можно замалчивать темные страницы Холокоста в Украине, посчитав их неактуальными для нации. Можно воспевать дивизию "Галичина", не придавая значения приставке "СС" и ее восприятию в Европе.

Что ж, у страны, пережившей столько горя в ХХ веке и борющейся за субъектность в ХХI веке, вроде бы есть поводы для исторического эгоизма.

Вот только от окружающего мира Украина ждет исторической эмпатии. Нам кажется естественным, когда иностранцы, не знавшие коммунизма, осуждают тоталитарный советский режим.

Мы считаем правильным, когда народы, не пострадавшие от сталинских репрессий, видят в Сталине одного из худших тиранов ХХ века. С нашей точки зрения, люди, не знакомые с рукотворным голодом, должны помнить об украинском Голодоморе как о страшном преступлении против человечности.

Но стоит ли рассчитывать на всеобщее внимание к собственной боли, охотно пренебрегая чужой?


Обычно я на все 100 согласен с тем что пишет Дубинянский. В данном случае я на все 100 согласен с принципом и на все 100 не согласен с его применением.

Первый принцип: патриотизм - последнее прибежище негодяев, именно игра на патриотизме как на святом чувстве породила войны и негодяев, которые стремятся к личным, корпоративным или партийным целям, манипуляруя священным чувством патриотизма. Это универсалия.

Второй принцип: Поскольку патриотизм и национализм, это очень близкие по истокам и воздействию вещи, именно таков, отсюда и его святость и его КОШМАРНАЯ ОПАСНОСТЬ, вскрывая его опасности необходимо начинать с себя, со своей страны и со своей нации. Иначе ты будешь гаситьогонь бензином.

В плане патриотизма и политической нации - Дубиняский на 100% прав, разоблачая суперпатриотов и крайних националистов. которые оправдывают любые гадости "своих" страданиями, которые перенес народ. Хотя эти страдания права на зверство никому не дают. И тут Дубинянский критикуя украинцев совершенно прав.

Но он еще к тому же и этнический еврей. И то. что он не сказал ни слова о поведении евреев - вот это способно сильно подорвать доверие к целому тексту. И мне обидно - потому что текст правильный и высокоценный. А то . что критики начнут с указания - Ха! Так он же же еврей... - тут и к гадалке не ходи.

Почему такой умный человек позволил себе так подставиться - не знаю. Да. Холокост был невероятным ужасом. Но и он не есть индульгенцией. А то что многие евреи теперь полагают что он дал им право - думать только о себе - это факт. Даже и доказывать не хочется. А с теми, кто того не видит, не хочется спорить. Если бы хотели увидеть - увидели бы.

Потому что главный урок фашизма не в войне и не в Холокосте. А в том, что если мы будем каждый думать только о благополучии одной страны и одного народа - и плевать на остальных - мы повторим все ужасы войны и Холокоста. Только в гораздо худшей редакции.

Именно потому патриотизм - последнее прибежище



  • 1
как раз травматическое знакомство, ей-ей

Рост смертности в России побил рекорды со времен голода 1947 года!

Россия продолжает фиксировать резкое ускорение естественной убыли населения и двузначный рост смертности в масштабах, которых официальная статистика не видела больше 70 лет.
По итогам марта в стране умерли 191 320 человек, сообщает Росстат.
По сравнению с февралем смертность увеличилась на 18648 человек, или 10,7%. В годовом выражении рост смертности составил 25,3%, причем по сравнению с февралем он ускорился на 4,7 процентного пункта.
В январе темпы роста смертности достигали 33% год к году, а в декабре установили рекорд за все время пандемии - 63% в годовом выражении.
По итогам первого квартала в России умерли 583,7 тысячи человек - на 123,7 тысячи, или 26,9% больше, чем годом ранее.
Темпы роста смертности, которые фиксируются на протяжении последних месяцев, являются беспрецедентными с 1947 года, когда СССР пережил массовый голод из-за засухи, окончания поставок продовольствия по ленд-лизу и создания резервов зерна на случай новой войны.
когда число умерших в стране подскочило на 37,2% в годовом выражении.
В целом же, двузначный рост смертности - редкое явление. В послевоенной истории статистика фиксировала его лишь трижды: помимо периода пандемии 2020-21 гг и голодного 1947-го, годом-антирекордсменом стал 1993-й, когда на фоне гиперинфляции и развала экономики число смертей подскочило на 17,8%.
Падение рождаемости, тем временем, практически остановилось: по итогам первого квартала в России родилось 336,9 тысячи детей - всего на 0,4% меньше, чем годом ранее. В марте рождаемость и вовсе увеличилась на 15,5%, до 128,2 тысячи детей.
Тем не менее, смертность по итогам квартала превысила рождаемость в 1,7 раза. В результате естественная убыль населения ускорилась вдвое - до 246,8 тысячи человек.
По итогам прошлого года Россия потеряла в результате естественной убыли 688,7 тысячи человек. Численность постоянного населения сократилась до 146,24 млн человек - минимума с 2014 года.


Было бы очень интересно прочитать такой же анализ для Украины - может хотя бы ссылку дадите?

Пока только это

У 2020-му показник смертності в Україні став найвищим за річний показник останніх п'яти років.

Минулого року в Україні померло на 35 тисяч більше людей, ніж у 2019 році. У 2019 році померли 581 тисяча українців, у 2020 - 616 тисяч. Це все дані Державного комітету статистики.

При чому найбільше зростання смертності відбувалося впродовж не всього 2020 року, а припало на кілька місяців осені-зими, коли в Україні був найбільший спалах пандемії.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Для Дилетанта Дилетантов

А на Украине неужели лучше, ведь ещё и эмиграция. Что засирать обсуждения агитками флуда?

В Украине - со смертностью получше. И с эмиграцией на пмж тоже. А на сезонную трудовую миграцию в Польшу-Германию-Венгрию-etc. не обращайте внимания - это практически то же, что и сезонная миграция работников из одного региона страны в другой.

Edited at 2021-05-09 14:22 (UTC)

Разделение на своих и чужих, разное к ним отношение, в нас от природы. По мне вы с человеческим естеством, с ветряными мельницами боритесь. У меня к украинскому национализму лишь презрение, что они они могли быть частью великого, а выбрали своё ублюдочное.

Так и вы могли бы стать частью великого Китая а выбрали свое ублюдочное, ТОлько Китай понастоящему велик - не точто ватная Россия

Только сирые и убогие хотят быть "частью великого"

--А в том, что если мы будем каждый думать только о благополучии одной страны и одного народа - и плевать на остальных - мы повторим все ужасы войны--
Ну пріоритети розставляти теж потрібно. Коли представники інших країн звинувачують вас у чомусь, при цьому у самих у них рильце в пушку, то звичайно ж треба відбиватися і підкреслювати їхній рівень лицемірства.

Можно глорифицировать борцов за независимость, не оглядываясь на общечеловеческие ценности

Не можно, а нужно. История говорит о том, что никакая страна особо не интересовалась общечеловеческими ценностями, когда ее существование находилось под угрозой. Не видно, отчего это Украина должна быть единственным исключением, к чему призывает этот лукавый автор

Если какая-то страна не интересуется общечеловеческими ценностями - логично предположить, что остальное человечество не станет интересоваться интересами этой страны.
(С точностью до того, что общечеловеческих ценностей не существует; а существуют ценности отдельных групп людей.)

Евреи, как и остальные народы, имеют право на существование собственных мерзавцев. И великороссы тоже. Правда, некоторые украинцы раздувают, что среди россиян сплошь мерзавцы, это неправда. Но и украинцы имеют право на собственных мерзавцев.

  • 1