trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

Антиахметовский закон. Зеленский воюет с олигархами


Владимир Дубровский


Как стало известно на прошлой неделе, Кабмин готовит новый налоговый законопроект из тех, что обычно идут вместе с бюджетом – о том, как и откуда еще побольше собрать налогов. Впрочем, хорошо уже то, что впервые подобная инициатива имеет шансы быть рассмотренной за полгода до вступления в действие, как предусмотрено Бюджетным кодексом – если, конечно, там не заложены другие сроки…

Внимание к этому законопроекту привлек вопрос представителя телеканала Рината Ахметова президенту на пресс-конференции. Действительно, одна из самых заметных новаций – изменение формулы расчета рентной платы за добычу железной руды, что справедливо рассматривается как посягательство на доходы Рината Леонидовича, как главного выгодополучателя в этой отрасли: у рудного бизнеса собираются откусить около 3 млрд грн в год.

В то же время, основной фискальный эффект – почти втрое больше – МинФин собирается получить не от этого, а от повышения платы за сельскохозяйственную землю и тесно связанной с ней четвертой (аграрной) группы единого налога – ФЛП-фермеры. Еще 4-5 млрд предполагается получить за счет отмены льгот по плате на землю для компаний, добывающих полезные ископаемые. Это тоже заденет, в том числе, и ахметовский бизнес: железорудный и угольный.

Наконец, та же группа СКМ Ахметова (крупнейшая финансово-промышленная группа Украины. – Ред.) будет одной из главных потерпевших в случае, если закон ограничит крупным плательщикам возможность учитывать убытки прошлых лет при уплате налога на прибыль, хотя этому будут сопротивляться многие, в том числе и иностранные инвесторы.

Но законопроект далеко не ограничивается повышением нагрузки на использование природных ресурсов.

Предполагается также:

- брать 18% подоходного налога с третьей и последующей продажи недвижимости в течение года;

- снизить порог так называемого "транспортного налога" (раньше его пытались подавать как "налог на роскошь") до автомобилей стоимостью больше 200 МЗП;

- ужесточить администрирование налоговых задолженностей;

- убрать с четвертой группы единого налога птицеводство (еще один привет агроолигархам); и

- включить 5% налог с продаж подакцизных товаров в общий акциз, уплачиваемый производителями.

В общем, эту сборную солянку, как в предыдущих "поделочных" налоговых законопроектах, объединяет только одно: стремление собрать на 50 млрд грн больше в бюджет.

Его можно было бы назвать похвальным, если бы такой законопроект шел в пакете с другими законами, снижающими налоговое давление, или, во всяком случае, несущими такой риск – например, с выстраданной и долгожданной реформой корпоративного налога, от которой, по пессимистическим подсчетам, ожидают, в первые год-два, как раз примерно такого снижения поступлений.

В таком случае это было бы воспринято бизнесом (за исключением злостных "офшорников"), и даже СКМ, наверное, смягчил бы свою жесткую оппозицию – говорят, в последние годы он пересмотрел свой изначальный подход и пополнил ряды сторонников налога на выведенный капитал. Кстати, тогда стал бы излишним и крайне противоречивый пункт об ограничении переноса убытков прошлых лет.

Но, увы, ни о каких "пряниках" речь, похоже, пока не идет… А намерение еще больше выдоить из хилой экономики, пусть даже за счет тех, кто сегодня получает сверхприбыли, ведет к еще большему подавлению роста. Напомним, что Украина, будучи беднейшей страной Европы, и без того перераспределяет через публичные финансы больше 40% ВВП, практически на одном уровне с Германией.

Впрочем, не исключено, что этот законопроект и рассматривается как компенсационный для анонсированных "Офисом простых решений и результатов" реформы корпоративного налога и сокращения нагрузки на заработную плату. В таком случае, повышение налоговой нагрузки именно на ресурсы – действительно правильный путь, поскольку это те налоги, которые, по данным исследований ОЭСР, меньше других вредят экономическому росту.

Тогда логично было бы также убрать льготы по налогу на недвижимость с промышленности, и как минимум сузить возможности местных органов власти произвольно (читай – коррупционно) раздавать направо и налево льготы другим юридическим лицам. И озаботиться рентой не только с железной руды, но и с прочих ископаемых – там тоже наверняка много неиспользуемых возможностей. Правда, нужно учитывать, что добыча должна оставаться рентабельной в долгосрочном периоде, притом, что мировая конъюнктура капризна, и сегодняшние сверхприбыли иногда только компенсируют убытки прошлых, не столь удачных, лет.

Такой пакет можно было бы рассматривать в контексте "деолигархизации", если бы такая политика была системно разработана и коммуницирована обществу. Тогда олигархи, имеющие системный бизнес (а не просто подачки от Владимира Путина, как Виктору Медведчуку) могли бы, с одной стороны, видеть перспективу резкого роста его капитализации (как это случилось, в свое время, в 1999-2000 годы, когда их тоже потеснил кабинет Ющенко-Тимошенко). А с другой стороны, имели бы гарантию того, что по единым правилам придется играть всем.

Такую гарантию, в свою очередь, не может обеспечить лично гарант, потому что Украина – не Казахстан, и никакой президент не будет вечно при власти. Гарантировать может только верховенство права, прежде всего, справедливый и независимый суд. Вот такой вот общий win-win мог бы быть устойчивым на те довольно долгие и непростые годы, которые необходимы для того, чтобы сделать из олигархов обычный бизнес.

Кучма держал тогда еще молодых олигархов в равновесии путем раздачи "подарков" по принципу "сегодня ему, а завтра тебе". Это тоже, своеобразный вариант win-win, разумеется, для узкого круга.

Если же действовать обратным путем "сегодня его, а завтра тебя", то результатом будет согласованный бунт олигархов, который вряд ли выдержал бы и более сильный президент.

На кого ему опереться в противостоянии "против всех"? На "народ"? Так он аморфный и пассивный, поэтому проценты рейтинга сами по себе мало значат. Тем более, что владельцы телеканалов имеют немалое влияние на те две трети, которые по-прежнему черпают из них информацию.

На малый бизнес? Так его уже оттолкнули никому, кроме лоббистов, не нужной фискализацией.

На средний бизнес? Ему тоже пока ничего хорошего не сделали: вот упомянутые выше реформы как раз помогли бы, но они пока только в проекте, а дьявол – в деталях…


Я давно и с интересом слежу за публикациями экономиста Владимира Дубровского. И в сегодняшней публикации он меня не подвел, высказав две очень ценных для меня мысли, я их не устану повторять:

Какими бы благими мотивами не руководствовались те, кто увеличивает налоги или просто заставляет реально платить то, что до сих пор фигурировало только на бумаге, - всегда следует помнить: это изымает средства из бизнеса и значит неизбежно затормозит рост экономики

Ни один президент, как бы популярен он ни был, не сможет выиграть войну у всех олигархов одновременно

К сожалению налоговая политика команды Зеленского, в основном формируемая как кажется Гетманцевым, системно и упорно нарушает первое правило. И при этом еще рисуются перспективы роста экономики на 40% - да откуда же, каким таким чудом? Справедлив или нет новый поток денег из бизнеса в бюджет - это всегда поток из бизнеса. И стать стимулом вкладывать в бизнес больше средств он ну никак не может.

Т.е. это политика чистой фискализации налогов, без элементов поддержки и стимулирования она никогда не сделает страну привлекательной для бизнеса. Это дважды два.

Ну и второе не так стратегическое как тактическое замечание. Приня в "Коломойский закон" для банков и отрубив влияние Коломйского на Центрэнерго, Зеленский начал поход против Коломойского. Налогами на руду и акцизом на "зеленую энергетику" планируется ударить и крепко ударить по пилатчине ахметовщине. Так ведь еще планируется и реприватизация облэнерго (Фирташ, Суркис, Ахметов) и изъятие реестров у облгазов и передача их НАФТОГАЗу (Ферташ!)
И плюс рынок земли - тяжелейший удар по агробаронам и опять по Ахметову
Т.е. поход объявлен в открытую против ВСЕХ олигархов.

Такой могучий замах - хватит ли сил для удара? Или опять все уйдет в свисток?
Tags: налоги, олигархи, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Recent Posts from This Journal