trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

77 лет со дня высадки в Нормандии.


6 июня 2021 года исполняется 77 лет со дня начала одной из важнейших операций Второй мировой войны — высадки союзных войск антигитлеровской коалиции во французской Нормандии.


Американский десант готовится высадиться на побережье Нормандии, 6 июня 1944 года

Вошедшая в историю как День Д, высадка остается крупнейшей десантной операцией в мировой истории: лишь за сутки на побережье Франции с моря и воздуха высадились 156 тыс. британцев, американцев и канадцев. Вся операция освобождения северо-западной Франции носила название Оверлорд и состояла из двух частей. День Д открыл ее первую фазу под названием Нептун — захват плацдармов на побережье. К концу июля операция перешла во вторую фазу Кобра — прорыв немецкого фронта и дальнейшее наступление. 25 августа 1944 года был освобожден Париж.

НВ рассказывает некоторые малоосвещенные факты о Дне Д, подготовке к вторжению и его результатах.
/Это воскресный лонгрид, который я сокращал по мере своих слабых сил - В.Т./

Немцы считали Нормандию наименее пригодной для высадки союзников

Нацистская Германия ожидала вторжения британских либо союзных сил с моря и готовилась к нему более двух лет. Еще в марте 1942 года Адольф Гитлер распорядился начать сооружение Атлантического вала — мощнейшего комплекса фортификаций по всему побережью от севера Норвегии до границы Испании.

Наиболее вероятной зоной такого вторжения считалось французское побережье у пролива Па-де-Кале — ближайшая к Британии часть европейского континента. Именно здесь фортификационные сооружения немцев были самыми основательными, а концентрация сил — наибольшей, пишет британский военный историк Энтони Бивор в своей книге D-Day: The Battle for Normandy.


Канадские войска высаживаются на берег в зоне Джуно (близ Берньер-сюр-Мер)


В то же время берега провинции Нормандия немецкое командование считало наименее пригодными для подобной операции противника. В отличие от района Па-де-Кале здесь практически не было портов (крупнейший — Шербур), необходимых для выгрузки войск и сопутствующих грузов. Маловероятной казалась и высадка войск на пустынные широкие песчаные пляжи под открытый артиллерийский огонь.

Даже с началом вторжения 6 июня Гитлер счел высадку в Нормандии отвлекающим маневром и далеко не сразу отдал приказ передислоцировать сюда дополнительные силы.


Хроника, снятая 7 июня 1944 года на плацдарме Голд-Бич — в зоне высадки британских войск


Подготовка ко Дню Д признана крупнейшей военной хитростью ХХ века

Поскольку саму идею высадки на побережье в Германии предвидели, единственным шансом на успех было сохранить в тайне время и место операции.

Для этого союзники развернули масштабную кампанию дезинформации под названием Бодигард (Телохранитель). Своим названием, как полагают, она обязана высказыванию Уинстона Черчилля в ходе Тегеранской конференции в 1943 году: «В военное время правда столь ценна, что ее всегда должен сопровождать телохранитель в виде лжи».


Фиктивные десантные суда в юго-восточных гаванях Британии, 1944 год (близ Берньер-сюр-Мер)

Впоследствии Омар Брэдли, один из главных американских военачальников в Европе в годы Второй Мировой, в своих мемуарах назвал эту кампанию «самым большим обманом войны». В ее рамках союзники провели серию других операций, чтобы снизить бдительность нацистов и убедить их командование в возможной высадке в других регионах — включая район пролива Па-де-Кале, юг Франции, Норвегию и Балканы.

Для этого использовались самые разные средства: ложные «утечки» информации и псевдоманевры войск, демонстративные выходы в море, надувные макеты военной техники, которая для воздушной разведки могла создать видимость «концентрации» войск в определенных районах Британии. Кроме того, авиация союзников до последнего воздерживалась от массированных ударов в районе высадки в Нормандии и бомбила объекты близ Па-де-Кале, укрепляя версию о готовящемся здесь вторжении.

При этом всю истинную подготовку ко Дню Д вели в строжайшей секретности. В последнюю неделю перед высадкой британцы задерживали дипломатическую и военную почту, а военных-участников операции перевели в лагеря на базах погрузки, которые им запретили покидать. В ходе морского перехода через пролив Ла-Манш 6 июня действовал строгий запрет на использование радиосвязи — даже в случае повреждения или гибели корабля.

Важнейшей частью успеха всей операции стали искусственные гавани

Отсутствие портов в зоне высадки действительно было одной из главных проблем операции. Развернуть успех Дня Д в полноценное наступление можно было лишь в том случае, если на плацдармы, захваченные в первые дни, удалось бы быстро и эффективно высаживать наступающие войска — вплоть до освобождения французских портов.

Эту проблему решили гавани Малберри — два искусственных порта, сооруженные в американской и британской зонах высадки в Нормандии.


Искусственная гавань в Арроманше, защищающая корабли от волн

Разработанные в Соединенном Королевстве конструкции историки называют одним из величайших инженерных достижений Второй мировой. Основой гаваней были гигантские железобетонные кессоны, из которых сооружали волнорезы, а также плавающие пирсы на понтонах и свайные причалы, к которым могли швартоваться суда.

И хотя гавань в американском секторе Омаха-Бич серьезно повредил шторм, эффективность второго порта оказалась чрезвычайно высокой. Гавань в британской зоне высадки Голд-Бич (французская коммуна Арроманш) использовали в течение 10 месяцев после 6 июня 1944 года. Через нее на французское побережье доставили более 2,5 млн человек, 500 тыс. транспортных средств и 4 млн тонн припасов и грузов.

Высадке с моря предшествовал рекордный воздушный десант

В ночь на 6 июня на территорию Нормандии высадили самый масштабный в истории воздушный десант.
В нем было задействовано 2,4 тыс. самолетов и около 850 планеров. С воздуха в немецкий тыл высадили почти 24 тыс. человек, 360 тонн грузов, сотни военных транспортных средств и орудий. Примерно 60% войск сбросили парашютами, остальные — планерами.

Британские десантники, высадившиеся между реками Орн и Див, стали первыми, кто ступил на французскую землю в ходе всей операции Оверлорд. Еще часть воздушного десанта забросили в Нормандию вечером 6 июня. На родину бойцы 6-й воздушно-десантной дивизии Великобритании вернулись лишь в сентябре 1944 года.

Несмотря на существенные боевые и небоевые потери, воздушный десант выполнил важнейшие задачи для успеха всей высадки. Среди них — захват мостов, выведение из строя береговых артиллерийских батарей, а также защита захваченных объектов от контратаки немцев до соединения с основными силами морского десанта.


Британские десантные корабли у берегов Нормандии

Военно-морскую операцию высадки в Нормандии британский военный историк Корелли Барнет назвал «шедевром планирования, который так и не был превзойден».
Операцией Нептун командовал адмирал Бертрам Рамсел, одна из ключевых фигур британского флота в годы Второй мировой.

Занятые в День Д плацдармы были гораздо меньше запланированных


"В пасть смерти" - самое известное фото Дня Д, высадка американцев в секторе Омаха-Бич

Операция Нептун предусматривала пять главных точек высадки: нормандские пляжи с кодовыми названиями Омаха (Omaha), Сворд (Sword), Джуно (Juno), Голд (Gold) и самый западный, Юта (Utah) — на нормандском полуострове Котантен. Ожидалось, что 6 июня как минимум четыре первых плацдарма удастся объединить в единую линию фронта и продвинуть ее вглубь на 10−16 км. Однако в силу множества причин — тяжелые бои на пляже Омаха, промахи морского и воздушного десантирования и т. д. — достичь этой цели в День Д не удалось.

К концу суток союзники смогли захватить разрозненные плацдармы глубиной от 3 км до 5 км. Лишь 12 июня войска, высаженные на пять отдельных участков, сумели объединиться. К тому моменту длина линии фронта достигла почти 100 км, а глубина занятого участка французской территории — более 20 км.

Статистические итоги дня Д выглядят ошеломляюще, даже вопреки локальным неудачам и гибели как минимум 4,4 тыс. союзников за первые сутки высадки.

6 июня 1944 года на французское побережье удалось высадить 156 тыс. человек, из которых 23,4 тыс. — воздушный десант, остальные — морской. Всего же до конца июня, когда основная фаза всей операции Нептун подходила к завершению, во Францию прибыло 875 тыс. человек, представлявших союзные войска.

Этого оказалось достаточно, чтобы развернуть масштабное наступление вглубь территории Франции, начать освобождение Европы и заложить основы победы союзников на Западном фронте.

Ценой операции стали тысячи жертв среди мирного населения Франции

Частью подготовки ко Дню Д стали бомбардировки Нормандии — их активная фаза началась менее чем за сутки до вторжения. Союзники надеялись поразить объекты немецкой инфраструктуры, продолжая наносить массированные авиаудары и в ходе всей операции Оверлорд.


Канадские войска в наиболее пострадавшем от бомбежек городе Кан, июль 1944 года

При этом под удар нередко попадали нормандские города и поселки, что привело к существенным жертвам среди французского населения. По оценкам историков, 6−7 июня 1944 года бомбардировки унесли около 3 тыс. жизней среди местных жителей, а в целом за несколько недель вторжения в Нормандию погибли до 20 тыс. французов.


Надеюсь, что среди моих читателей есть слой столь же исторически невежественных, как я сам. И надеюсь что им так же интересно будет это читать, как было интересно мне над этим работать - многое оказалось новым и любопытным
Tags: Вторая мировая, операция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments