О мифе 90-х про "Россию, которую мы потеряли" размышляет Александр Архангельский, мне это напоминание показалось не лишенным смысла
Идеализация досоветского прошлого началась в перестройку почти во всех советских республиках. И, конечно, это был по большей части миф. Наш идеал в те годы строился ровно по той же схеме, что и у остальных: на возврате к исторической развилке, где мы свернули "не туда" – к России, которая "до 1917 года". Однако нас от этой развилки отделяли 70 лет (три поколения); никакой реальной связи с этим прошлым, к тому же тщательно выкорчеванным, мы не могли почувствовать, это была сугубая абстракция. Однако и возрождавшаяся церковь, и Солженицын, и демократы – всё опиралась на этот миф. Фильм Станислава Говорухина "Россия, которую мы потеряли" (1992) стал мощным закрепляющим аккордом.
Именно оттого, что миф не имел никакой связи с реальностью, он быстро выродился в пряничный лубок, состоящий сплошь из поручиков и корнетов, прекрасных дам и чеховских героев в исполнении советских актеров. Конфетки-бараночки, хруст французской булки и т.д. Миф этот носил "дворянско-купеческий характер" – хотя 99 процентов из нас по своему происхождению были, естественно, "из рабочих и крестьян" – и породил в умах вредную иллюзию: что при капитализме мы все "заживём по-дворянски". Тем самым миф нанёс мощный удар по культуре труда, привычке к труду (тому единственному жизненному, что, может быть, и связывало нас с прошлым) и тем, что как раз и было необходимо в 1990-е годы. Вместо того чтобы засучить рукава и приготовиться вкалывать – по-настоящему, – мы верили, вполне по-марксистски, что законы капитализма "сами всё сделают", а нам напрягаться особенно не придется. И "дворянская поп-культура" невольно потакала этой утопии. Но самое важное: "Россия до 1917 года" – всё та же империя, с присущими ей привычками и практиками, и внутри, и снаружи. И микс между условной "николаевской" и "сталинской" Россией, который мы наблюдаем сейчас, сегодня – это как раз и аукается нам тот самый "идеал", заложенный в 1990-е. Идеал, который был вовсе не демократическим, а имперским.
Конечно, все мы сильны задним умом, а история не знает сослагательного наклонения.
Отмечу что немалую роль сыграла и хлынувшая реклама предлагавшая стандарты красивой жизни и возможности для каждого, кто "не халявщик, а партнер" возможность быстро и без труда обогатиться.
К сожалению эта пропаганда прошлого превратившаяся в дворянско-капиталистический лубок вплоть до карикатуры легла на благоприятную почву, сформированную историей - от трудов праведных не наживешь палат каменных, зато Емеля все получил, не слезая с печи. И отметим - украинцы были если и получше русских в этом плане но не намного. Заглянув в текст об украинском языке , нетрудно обнаружить замечание Владимира Кулика: Парадокс: значительная часть сограждан действительно хотели бы чаще слышать украинский вокруг себя, но так, чтобы это произошло без их непосредственного участия Т.е. как бы по щучьему велению.
Так что мы входили в новую историю не просто неподготовленными, а подготовленными наоборот перекормленные мифами и не приученными брать на себя ответственность за то, что происходит и в семье, и в стране.
Отсюда и результаты