trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

2 года перед 30-летием. Первые итоги

Данила Гетманцев - глава комитета Рады по налогам и финансами последнее время главный спикер властной команды по этим вопросам написал длинный материал для ЦН. Тут надо понимать, что бутусовский (= турчиновский) сайт - пожалуй самый злобный в отношении власти из популярных ресурсов - злобнее даже чем СТРАНА.
Потому выступая на его полосах Гетманцев понимает что получит свою долю помоев -тут это неизбежно.

Неплохо также иметь в голове важный факт: глава комитета по налогам и финансам юрист, а не экономист (доктор юридических наук). И в силу своей профессии озабочен законностью более, нежели ростом, и потому склонен к фискализации всей финансовой системы (для юриста соблюдение закона все превозмогает, а порой превозмогает и рассудок).

Вооружившись пониманием этих двух моментов обратимся к апологии финансовой политики новой власти от Гетманцева (в плане апологии сразу скажу: сравнения с периодом 2014-2015 некорректны, на мой взгляд. а вот сравнения с периодом 2008-2009 годы вполне уместны, хотя тоже требуют комментариев).

Одно замечание о наших 2х годах, напрямую не связанное с экономикой, все же сделаю. Оно касается повестки дня, которая очевидно поменялась. Она стала другой. Мы точно ушли от работы власти на раскол общества, упрощения восприятия мира в простом формате «свой-чужой» и в принципе перестали генерировать идеологический белый шум. Убежден, что без этого принципа, сопряженного с другим не менее важным – «закон один для всех» успешное общество невозможно.

А теперь непосредственно о социалке, экономике и финансах двух годов Независимости.

Помимо всех долгосрочных и структурных проблем, доставшихся нам в наследство (военный конфликт, де-популяция, де-капитализация, де-индустриализация и т.д.), из двух лет работы моно-коалиции Слуг народа полтора года пришлись на пандемию Covid -19, которая продолжается и сегодня, и мировой кризис 2020 г., ставший наибольшим за последние 80 лет (со времен Великой Депрессии).

В ходе этого кризиса украинская экономика не свалилась в крутое пике, как пророчила оппозиция и армия мамкиных экспертов в соцсетях. Темпы падения оказались сопоставимыми с общемировыми и ниже, чем в среднем по ЕС (к примеру, если в 2009 г. наша экономика сжалась на 14,8%, а Украина стала мировым аутсайдером по темпам падения, которые почти на порядок превышали общемировые, в 2020 г. ВВП по странам ЕС-27 упал на 6,4%, в Украине на 4%), наша национальная валюта не обесценилась, банковская система работала стабильно, госдолг, хоть и вышел немного за порог долговой безопасности, в целом остался под контролем, реальные доходы населения (зарплаты и пенсии) выросли. Таким образом, Украина в такой страшный мировой кризис избежала глубокого и системного спада, а благосостояние украинских семей не пострадало. Кризис не отбросил нас на многие годы, если не на десятилетие, назад, как в 90-е, в 2008-2009, 2014-2016 гг. А по результатам первого полугодия мы видим пусть и не большой прирост ВВП, который к концу года по всем прогнозам увеличится, что позволит уже в 2022 году выйти на докризисный уровень 2019 года и продолжить рост.

И все это «чудо» - результат пусть и не всегда безошибочной, но в целом грамотной политики, что значительно ослабило последствия кризиса. Это заслуга не только провластной команды. Мы очень благодарны конструктивной части оппозиции, которые несмотря ни на что, а иногда и вопреки собственным политическим амбициям вместе с нами разрабатывала необходимые для страны решения в режиме 24/7.

Карантин и локдауны, как бы их ни критиковали и ни саботировали, также имели свой эффект. Летальность от Covid -19 – а это наряду с процентом тяжелых больных один из показателей эффективности и своевременности лечения – по состоянию на сегодня в Украине ниже, чем во всех соседних более богатых странах: 2,4%. В РФ, для сравнения, – 2,5%, Польше – 2,6%, Словакии и Румынии – 3,2%, Венгрии – 3,7%.

Мы восстановили вертикаль санэпиднадзора, исправив по сути преступное решение прошлой власти. Мы увеличили финансирование медицины и выделили анти-ковидный фонд. В целом финансирование медицины по сводному бюджету подняли с 3,2% до 4,2% ВВП (это максимум за последние 10 лет), начали выплачивать по 300% надбавки врачам, относительно быстро развернули сеть медучреждений.

Теперь немного цифр.

І.Социальные стандарты

1. Рост реальных доходов населения

 По данным Госслужбы статистики, реальные доходы населения за 2019 – 2020 гг. выросли на 11,8% (в т.ч. в 2019 г. – на 9%, в 2021 г. – на 2,6%). Для сравнения реальные доходы населения за 5-летку «жизни по новому» (2014 – 2018 гг.) упали на 11,6%.

 Рост реальных доходов населения продолжается и в 2021 г. (+1% в первом квартале 2021 г. к аналогичному периоду 2020 г.). По итогам 2020 г. Украина практически ликвидировала отставание в реальных доходах от 2013 г. (98,8% от уровня 2013 г.), возникшее на фоне войны и экономического кризиса.

2. В стране выросла средняя и минимальная зарплата в реальном выражении

Средняя зарплата

 За первое полугодие 2021 г. средняя зарплата составила 13310 грн./ мес, в т.ч. в июне – 14313 грн. По данным Национального банка и Госслужбы статистики, реальная средняя зарплата за 2019 – 2020 гг. выросла на 17,9% (в т.ч. в 2019 г. на 9,8%, в 2020 г. – на 7,4%). Для сравнения реальная средняя зарплата за 2014 – 2018 гг. выросла суммарно всего на 9%.

 В 2021 г. наблюдается двузначный рост реальной средней зарплаты, которая в первой половине 2021 г. к аналогичному периоду прошлого года выросла на 12,4% (для сравнения в прошлые 2 эпизода кризиса реальная зарплата упала на 3,5% в 2008 – 2019 гг. и на 25,3% в 2014 – 2015 гг.).

 В долларовом эквиваленте средняя зарплата на конец 2020 г. составляла 429,9 дол./мес (больше на 31,9% или на 104 дол., чем на конец 2018 г.). За 5-летку Петра Алексеевича (2014 – 2018) зарплаты в долларовом эквиваленте просели 20% или на 83 дол. (по сравнению с 2013 г.). В 2020 г. Украина впервые за годы военного конфликта обошла 2013 г. по уровню средней годовой зарплаты в долларовом эквиваленте.

 Рост средней зарплаты в долларовом эквиваленте продолжается в 2021 г., при чем двузначными темпами. В первой половине 2021 г. средняя зарплата за 6 месяцев составила 479,1 дол./мес против 420,6 дол. в первой половине 2020 г. (+13,9% ) и 372,3 дол. в первой половине 2019 г.(+28,7%).

 В июне 2021 г. средняя зарплата за месяц впервые в истории превысила планку 500 дол – 525,4 дол. По июньскому показателю средней долларовой ЗП мы уже подбираемся к Беларуси – 570,5 дол. - впервые в новом тысячелетии.

Минимальная зарплата (МЗП)

 МЗП номинально выросла на 43,8% (с 4173 грн., установленных на 2019 г., до 6000 грн., действующих с 1 января до 30 ноября 2021 г.), в долларовом эквиваленте на 33,8% с 166,8 дол. на 1 августа 2019 г. до 223,1 дол. на 1 августа 2021 г. В декабре 2021г. минимальная зарплата вырастет до 6500 грн.

 В августе 2021 г. МЗП в Украине была выше, чем в соседней РБ (159,2 дол. или 400 белорусских рублей, по текущему курсу на 29.03.2021), Молдове (165,3 дол. или 2935 молдавских леев), РФ (173 дол. или 12792 рубля на федеральном уровне).

3. Рост средней пенсии в реальном выражении.

 На начало второй половины 2021 г. средняя пенсия составила 3778,8 грн. (3 006 грн. на 1.07. 2019 г.). В реальном выражении (с учетом инфляции) средняя пенсия за два года (июнь 2021/ июнь 2019) выросла на 12,1%. Для сравнения за предыдущую 5 (2014-2018) средняя пенсия в реальном выражении снизилась на 31%.
/сразу отмечу: в переводе на русский это означает, что средняя пенсия сегодня составляет с учетом инфляции 77% от средней пенсии 2013 года; моя личная пенсия упала с 590 до 440 долл., это 75% от пика. Т.е. если по з/п мы даже обогнали 2013 год, то с пенсиями ситуация остается печальной. Другой вопрос - что главная "заслуга" в этом Путина и Януковича.отчасти Порошенко и Гройсмана -В.Т./

 В долларовом эквиваленте на 1.07.2021 средняя пенсия составила 138,8 дол. против 114,8 дол. на аналогичную дату в 2019 г. (+20,9% или +24 дол. за два года).

Отмечу, что конечно (несмотря на то, что пенсии мы повышали в кризис) нам не чем гордиться говоря об украинских пенсиях. На сегодня средняя пенсия в долларовом эквиваленте составляет все еще 73% от уровня конца 2013 г. и это преступление прошлой власти перед нашими стариками, исправить за один год не реально. Однако, повышение пенсий – наш безусловный приоритет и сегодня, и завтра.

Финансовая стабильность

4. Сохранение устойчивости банковского сектора в кризис Сегодня ни у кого нет сомнения в том, что в банковская система страны стабильна и вызывает доверие. За последние два года (с июня 2019 г.), несмотря на экономический кризис, пришедшийся на большую часть этого периода, неплатежеспособными признано всего три небольших банка (для сравнения в 2014 г. неплатёжеспособными признали 33 банка, в 2015 г. – 29 банков, а за 2014-2016 гг. банковская система лишилась половины своих активов).

За два года:

 Депозиты в гривне выросли на 57,3% или на 326,7 млрд. грн., депозиты в валюте – на 26,8% или почти на 3,97 млрд. дол., и это при том, что депозитные ставки упали до исторических минимумов, что говорит о доверии, как к банковской системе, так и к национальной денежной единице.

 Доля плохих кредитов снизилась более чем на 14 п.п. с 51,3% на 1.06.2019 до 37,2% на 1.07. 2021 г. (в этом большая заслуга нового председателя НБУ К. Шевченко). В абсолютном выражении объём неработающих кредитов снизился за это время на 183,4 млрд. грн. (вкл. межбанковские кредиты).

 В 2021 г. наблюдается восстановление банковского кредитования (даже на фоне активного списания NPL). В частности, с начала года (за первые 6 месяцев) кредитный портфель в гривне вырос на 11,4% или на 68,3 млрд. грн.

Все эти положительные тенденции свидетельствуют о том, что банковский сектор уверенно прошел этот кризис, имея достаточный запас капитала, ликвидности, демонстрируя высокую прибыльность и постепенно восстанавливая кредитование экономики.

5. Рост золотовалютных резервов в кризис и удержание их на безопасном уровне.

 На 1 августа 2021 г. ЗВР составляли 28,951 млрд. дол. (против 19,402 млрд. дол. на 1 июня 2019 г.). За 2 с небольшим года (1 июня 2019 – 1 августа 2021 г.) ЗВР выросли на 49,2% или на 9,549 млрд. дол. При этом на начало 2021 г. ЗВР достигли 29,133 млрд. дол., что является максимумом за последние 8 лет (с сентября 2012 г.). С учетом распределения СПЗ в августе ожидаемый уровень ЗВР на 1 сентября 2021 г. превысит 31,5 млрд. дол. За время мирового кризиса Украина не только не потратила, но и нарастила ЗВР, которые на сегодня составляют 4,2 месяцев будущего импорта (при критерии достаточности не менее 3-х месяцев).

8. Низкая инфляция

В силу многих факторов (худший урожай в 2020-2021 МГ, рекордный за последние 10-12 лет рост цен на продовольствие в мире, рост мировых и внутренних цен на энергоносители, прежде всего, углеводороды, рост расходов на оплату труда, значительный рост цен на основные статьи украинского непродовольственного сырьевого экспорта) инфляция в 2021 г. находится на подъеме. Такая же ситуация с ростом цен наблюдается по большинству стран в регионе. НБУ уже дважды ухудшал прогноз инфляции на текущий год (с 5% до 9,6%). С большой вероятностью с учетом худших ценовых тенденций, чем ожидалось, итоговая инфляция в 2021 г. превысит 10%. Тем не менее, инфляционные показатели достаточно умеренные для кризиса и инфляция под контролем.

9. И конечно к очевидным достижениям нашей команды, которые не могут не признавать даже наши оппоненты мы относим детенизацию. Повышение показателей налоговой эффективности и администрирования, прежде всего, по НДС с произведенных в Украине товаров и услуг, бьет все рекорды. Поступления за 2 года увеличились более чем в 2 раза (35 млрд. грн. в первой половине 2019 г. против 72,5 млрд. грн. в первой половине 2021 г). Несмотря на падение экономики, кризис и без массовых жалоб о нарушении прав бизнеса. Это свидетельствует о повышении эффективности работы ГНС, команду которой удалось сформировать Первому вице-премьеру А. Любченко, и детенизации части налоговых платежей. Положительные изменения мы видим и в таможне, где начиная с декабря 2020г. происходит ежемесячное перевыполнение плана платежей, а также превышение прошлогодних показателей. Также, хочу отметить первые результаты в борьбе с нелегальным рынком подакцизных товаров. Доходы бюджета по ликероводочной продукции в июле +15,8% год к году, по топливу +38,9% год к году (по табаку, к сожалению, пока гордиться нечем). Конечно, эти результаты скорее не благодаря, а вопреки. Однако, точно процесс идет в правильном направлении и мы не сойдем с пути противодействия тени до полной победы.

Велик соблазн завершить сей опус констатацией, хотя бы в общих красивых фразах решающего влияния наших 2-х лет пребывания у власти на утверждение Независимости страны, сослаться на какую-то манипулятивную статистику аля в 2021м. перегоним в ВВП на душу населения в долларе 2013й. Однако, наши 2 года у власти – это всего лишь 6,7% от временного отрезка под названием пост-советская независимая Украина, и каких-либо тектонических сдвигов за такой период времени не произошло и не могло произойти. Истории успешных трансформаций стран и обществ из бедных в богатые, из развивающихся в развитые – это минимум об одном поколении. Мы понимаем, что такого отрезка времени нет у нас и безнадежное отставание от дальних и ближних соседей нам надо компенсировать упорством, и интенсивным трудом. Поэтому первые 2 года турборежима мы использовали на деконструкцию старой олигархической системы власти во всех ее проявлениях, заложив основы развития страны и общества на принципе «закон один для всех». И если нам удастся сохранить этот темп, мы сможем еще в этом поколении обеспечить реальную экономическую независимость нашей страны – успешной, динамично развивающейся, в которую возвращаются люди и которой гордимся мы и жутко завидуют соседи.


Разумеется, и по замыслу и по содержанию текст является апологией - но к юбилеям и годовщинам других ведь и не пишут. И кое-какие достижения у власти за два года точно есть. В том числе еще не заработавший рынок земли, сокращение влияния некоторых олигархов (не всех и не тотально), неплохие и даже неожиданно хорошие показатели по смертности ( пока неплохие, поглядим, что даст новая волна модели "Дельта", которая как раз сейчас начинается), стабильность финансовой системы, улучшение администрирования НДС и рост зарплат на фоне кризиса - это всё безусловные достижения команды.

Но все только начинается - а груз нерешенных проблем все еще огромен (тарифы, энергорынок, варранты им. Яценюка-Яресько, деолигархизация, таможня) и этот груз постоянно угрожает опрокинуть все еще достаточно хрупкую экономику страны.

Потому я бы от оценок в целом воздержался до сентября будущего года - как мы пройдем зиму, выйдем из пандемии, стабилизируем энергорынок, стабилизируем тарифы и обуздаем новый виток инфляции, выползем из проблемы газовой трубы, удержим фронт.

Т.е. вспоминая терминологию семилетки (кто помнит) на мой взгляд третий год власти, который начнется 1 сентября, станет определяльником

Tags: Гетманцев, ЦН, итоги, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments