trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Category:

Все на продажу




Михаил Дубинянский





Рынок идей или официальная пропаганда? Информационная конкуренция или государственное вмешательство? Удовлетворение спроса или гибридная война за умы сограждан? Тут выбор через "или" ложен, тут почти обязательное "и".

Потому что успешная государственная пропаганда немыслима вне рынка и конкурентной борьбы.
Цифровой переворот XXI века дополнил задачу пропагандиста двумя принципиальными вводными.

Во-первых, информация перестала быть дефицитом. Во-вторых, потребление информации становится неконтролируемым. Старая добрая цензура в прессе и на телевидении уподобляется дырявому забору. Для доступа к формально запрещенному контенту достаточно личного гаджета и нескольких минут.

Прежде государство могло держать своих подданных на информационной диете и выдавать населению пропагандистские пайки. Теперь эта модель неработоспособна.

В наши дни можно выпустить сотни пафосных текстов и телепрограмм, но не добиться желаемого эффекта. А можно запустить один вирусный ролик – и овладеть вниманием миллионов.

Административную логику неумолимо вытесняет рынок: торговля привлекательными идеями и нарративами. Эффективная пропаганда XXI столетия – это продаваемая пропаганда.

Мы привыкли насмехаться над коммерциализацией "победобесия" в соседней России. Но в действительности модные гимнастерочки для малышей или стриптизерши с георгиевскими лентами – это весьма важный индикатор. Показатель того, что официальная пропаганда имеет рыночный успех и резонирует с массовыми потребительскими вкусами. Превратившись в красочный карнавал, в подобие Хэллоуина или мексиканского Дня мертвых, культ Победы вытесняет альтернативные нарративы: в том числе и за пределами государственной сферы влияния.

Почему растет популярность Сталина в РФ? Благодаря государственному официозу и цензуре? Или же мы имеем дело с обратной причинно-следственной связью, и государственная пропаганда эксплуатирует массовый спрос? К сожалению, второе предположение ближе к истине: Сталин действительно хорошо продается. Продается как символ имперского величия, как призрак социальной справедливости, как приманка для всех неудовлетворенных и нуждающихся в самоутверждении. Причем продать мертвого Сталина намного легче, чем стареющего Путина, который более молодую публику уже не привлекает – несмотря на все старания той же самой государственной машины.

Впрочем, довольно о северном соседе: у нас перед глазами имеется не менее яркий отечественный кейс.

Телесериал "Слуга народа" стал самым успешным примером политической пропаганды за все годы независимости. Многосерийная агитка продемонстрировала неизмеримо большую эффективность, чем "армовир" Порошенко или "новый курс" Тимошенко. Но вместе с тем кино о президенте Голобородько – это еще и прибыльный коммерческий продукт. Как оказалось, рыночная логика и пропагандистская работа с населением ничуть не противоречат друг другу.

В общем, старый анекдот про Рабиновича, заброшенного в немецкий тыл для распространения антифашистских листовок и вернувшегося назад с вырученными деньгами, постепенно становится явью.
Новой реальностью, с которой нужно считаться, и которую стоит учитывать, формируя основы государственной информационной политики.

Попытки вернуться к практике XIX-XX веков принесет предсказуемо плохие плоды.

Во-первых, качество официальной пропаганды будет неизменно подменяться количеством, пресловутый вал тут неизбежен. Во-вторых, будет создаваться иллюзия контроля над информационным и культурным пространством – контроля, который в реальности останется фикцией.

В теории выбор отечественного потребителя будет ограничен жестким квотированием, а на практике Украина уступит миллионы потребителей северному соседу. Формально государство полностью очистит рынок от чужой пропаганды, а фактически подсадит немалую часть населения на информационную контрабанду.

Собственно, нечто подобное адепты архаичной государственной пропаганды уже переживали совсем недавно. Когда убеждали друг друга в востребованности Петра Алексеевича, не воспринимали всерьез шоумена Зеленского, а потом с ужасом наблюдали за его триумфом. Ибо современная альтернатива искусству торговать – это искусство оставаться в дураках.


Я позаимствовал заголовок из некогда знаменитого фильма Анджея Вайды о некогда знаменитом актере Збигневе Цыбульском. Но сегодня все именно так и происходит.

Пропаганда есть часть шоу-бизнеса! Эта незамысловатая максима плохо доходит до руководящих голов, а вот Россия это поняла еще во времена Гусинского-Киселева. Правда, тогда кроме шоу была еще и мощная аналитическая струя в финальном продукте. Мы еще только прощались с СССР.

В поколении мастеров телеэкрана эпохи Путина (эти акулы экрана, эти гиены репортажа, эти акробаты камеры и монтажа!) предрассудки первого поколения были выброшены за борт, и шоу полностью победило информацию. Никакой информации и тем более аналитики шоу Киселева как и шоу Соловьева не предполагает - зритель должен быть ослеплен и оглушен потоком краски, динамики и звука, напор должен быть таким, чтобы никакой мозг не успевал бы даже минимально критиковать информацию, а мог только ее поглощать (см. Против видео..., особенно последнюю треть начиная с Именно Одесский пожар... )

Однако тут возникает принципиальная сложность. Создание качественного шоу стоит больших денег. Случаи когда победоносный продукт квартала создавался за сравнительно скромные деньги - единичный рекорд и исключительное достижение. А так - Россия тратит на создание своих пропагандистских шоу миллиарды. Долларов США.

И чтобы выстоять в этой войне даже используя орудие бедняков - асимметричные ответы, нужно тратить сотни миллионов долларов именно на пропаганду - нет другого выхода. А мы пытаемся за копейку купить канарейку. Купить конечно можно, только она почему-то не хочет петь, а чирикает и вообще при внимательном рассмотрении оказывается крашеным воробьем.

И начинают искать кто же это так обманул наше честное государство. А оно обмануло себя само.
Чтобы создавать продаваемый продукт, нужно сначала хорошо инвестировать в его создание.
Tertium non datur
Tags: Дубинянский, информация, информвойны, пропаганда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments