trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Category:

Почему ваши родственники из России вас не понимают

Это материал сайта НВ, в нем несколько западных экспертов оценивают уровень давления российской пропаганды - может это послужит кому-то утешением

Данные опроса государственного Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного 5 марта, свидетельствуют о 71%-й поддержке войне, самая высокая она среди пожилых людей.

В то же время «Радио Свобода» со ссылкой на результаты опроса, полученные редакцией, пишет, что три четверти населения России узнает новости о войне из телевизора, и только 5.5% пользуются с этой целью VPN, чтобы получить нецензурированную информацию.

Некоторые эксперты сомневаются в достоверности опросов в России.

Популярный российский блогер и активист Максим Кац 19 марта написал в социальной сети Twitter, что в соцопросах принимают участие только те, кто поддерживает действия правительства страны, а в ходе организованного при его участии опроса большинство опрошенных «прерывали общение и отказались отвечать, когда слышали, о чем идет речь».

«Невозможно делать социологию в период военной мобилизации, и результаты опросов равно это и показывают. Люди массово против, но говорить об этом боятся. По объективным данным видно, что никакой поддержки у войны нет. На митинг за войну необходимо свозить студентов на автобусах», — твитировал Кац.

Между тем у многих жителей РФ в Украине есть родственники, которые являются непосредственными свидетелями разрушения мирных городов и уничтожения гражданского населения. Многие из украинцев сталкивались с ситуацией, когда близкие российские родственники отказываются верить в то, что россия напала на Украину.

«Это то, что делает пропаганда, — говорит Питер Померанцев, исследователь Университета Джонса Гопкинса и автор двух популярных книг о пропаганде и дезинформации. — Она пытается разделить людей, убить доверие и разделить сообщества. Она создает новое сообщество, сообщество мира пропаганды».

По его мнению, не только российское общество разделено на поддерживающих и не поддерживающих войну. «Каждый в России сомневается. Да, все. Даже самые фашистски настроенные. Никто из них не доверяет собственному правительству», — говорит он.

Жители России, таким образом, находятся в состоянии когнитивного диссонанса, веря во взаимоисключающие вещи, и пытаются отвергнуть сомнения, приносящие им психологический дискомфорт. Также, говорит он, людям просто неудобно думать о собственной стране как об агрессоре.

С ним соглшается Мария Снеговая, политолог, исследовательница Вирджинского политехнического университета.

«Человеку, отвергающему информацию, противоречащую его картине мира, неприятно. Даже если информация поступает из проверенных источников — от родственников, от друзей из Украины».

«Государственный нарратив показывает Россию только как хорошего парня. Даже те истории, которые они рассказывают о Второй мировой войне, Великой Отечественной войне, Россия никогда не делала ничего плохого. И потому они сейчас не верят», — говорит Джоанна Шостек, эксперт по России и политическим коммуникациям из Университета Глазго, в интервью BBC.

Также, говорит Снеговая, неверие в слова родственников является механизмом снятия с себя ответственности, потому что иначе возникает необходимость что-то с этим делать.

«Этот мотив важен для понимания, почему даже либералы в России отказываются признавать свою ответственность за происходящее („Мы здесь ни при чем, мы за Путина никогда не голосовали“)», — говорит исследовательница.

По словам Померанцева, убедить российских родственников можно, потому что они уже сомневаются, но это требует чувствительного подхода, что крайне сложно сделать, когда бомбят больницы.

Постимперский синдром и отсутствие рефлексии по отношению к нему, отмечает исследовательница, проявляется в уверенности, что россияне имеют право диктовать соседним странам, как им жить.
«Плюс российское мессианство: что „мы великие“, „наша культура — лучшая“, что „мы должны распространять эту культуру в соседние страны и народы“ и пр.», — говорит исследовательница.

Все это накладывается, утверждает она, на болезненный опыт трансформации, в результате которого у россиян развилось обиженное чувство, что им чего-то недодали.

Это во многом напоминает Веймарскую Германию. И вот когда вместе сливаются это «мы большие» из «нас обидели и нам недодали», вот здесь возникает взрывоопасная смесь".

Померанцев обращает внимание на культуру унижения и агрессии, также присутствовавшей в нацистской Германии.

«Анализ нацистской культуры показал, что это начинается внутри семьи. Путин неслучайно в последние годы легализовал домашнее насилие над женщинами. Это способ создания общества, где нормализованы унижение и агрессия. И все мы знаем российское общество: на работе у вас доминирует ваш унижающий вас начальник, а главное, у вас доминирует режим», — говорит он.

Если вы посмотрите на психологическую модель путинской пропаганды, посмотрите на то, как говорят Путин, Соловьев, Киселев, Толстой, основные ведущие ток-шоу, то увидите, что это очень умышленный способ общения, очень садистский, очень агрессивный, очень обидчивый. Так общаются с новобранцами в армии, это стиль дедовщины. Они делают это сознательно и делали много лет, нормализуя эти чувства, позволяя людям их испытывать".

Снеговая соглашается. «Достаточно включить российские ТВ — из них выливается ненависть и агрессия. Все это накладывается на накапливающееся внутри недовольство своей жизнью, неудовлетворенность неспособностью ее исправить, отсутствием развития». Таким образом, верит она, пропаганда позволяет найти виновного (условных бандеровцев) и выплеснуть на них озлобленность за свою несчастную жизнь.

Российская культура — это также культура с обожанием авторитарного отца, одновременно защищающего и издевающегося, говорит Померанцев. Снеговая согласна — в России есть привычка подчинения авторитарной власти, сильной руке.

«Россиянам в большинстве своем крайне трудно сделать самостоятельный выбор, не подчиняться приказу начальства».

Оба эксперта утверждают, что Россия не отработала и не осмыслила опыт своего прошлого.

В Украине же распространены другие культурные установки. Даже если у украинца авторитарный тип личности, указывает исследователь, ценит порядок и безопасность, тем не менее, он не хочет авторитарной власти.

Украинцам просто не нужна такая авторитарная фигура отца, доминирующая в российском обществе. В фигуре отца они видят опасность. Для их это не чувство безопасности, а приходящий и убивающий вас диктатор".

«У украинцев нет изученной беспомощности перед властью, как у россиян, сознания собственного бессилия и бесполезности любых попыток сопротивления власти. Это действительно совершенно другой национальный характер. Украинцы намного более активны в гражданском плане, у них гражданская сплоченность, взаимовыручка, опыт успешного возрастного противостояния государству», — отмечает Снеговая.

Российское издание КоммерсантЪ, между тем, пишет, что война России против Украины и волна санкций вызвали резкий рост спроса на антидепрессанты в России.

«С 28 февраля по 6 марта общая продажа этих препаратов в аптеках превысила 525 млн руб. Это более чем в четыре раза больше, чем годом ранее», — отмечает издание.

Война разрывает семьи россиян, пишет она, отмечая влияние информационной среды в России на мнения значительного количества жителей РФ.

«Люди обвиняют друг друга в том, что они жертвы пропаганды (путинской или западной). Отрезанные от альтернативных источников информации, большинство, кажется, действительно не знает об ужасах в Украине», — пишет Изабелла Табаровски, исследовательница Института Кеннана (The Kennan Institute) .

В интервью изданию The New Yorker российский журналист-исследователь Андрей Солдатов, покинувший Россию в 2020 году, также указывает на силу пропаганды. По его словам, многие жители РФ убеждены, что боевые действия в Украине ведутся только в Луганске и Донецке.


Вот некий обзор разных публикаций разных авторов. Он позволяет сделать вывод, что чем старше ваш собеседник в России, тем меньше у вас шансов. что он вас услышит.

Любопытно, что отчасти тот же эффект обнаруживается и в Израиле: бывшие выходцы из России, особенно люди в возрасте стеной стоят за Путина и доказывает правоту России не только в целом но и в каждом отдельном эпизоде. А при наличии отснятых сцен чудовищных убийств и разрушений от бомбардировок сразу заявляют, что это украинские нацисты сами стреляли специально чтобы дискредитировать русских. Которые только защищают украинский народ от фашистов.

И вот взрослые умудренные жизнью люди верят вот в такую чушь. Это изумляет. но потом привыкаешь. Хотя я попрежнему не могу не изумляться, наблюдая абсолютно непобедимую власть пропаганды и стайного инстинкта над некоторыми вполне кстати развитыми мозгами (тут уровень интеллекта и объем знаний помогают слабо, это очень древние инстинкты включаются, перед которым разум бессилен)
Tags: Россия, пропаганда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

Recent Posts from This Journal