trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Новый избирательный закон: не открытые и не списки

Новая система


Еще на прошлых выборах при президенте Януковиче все партии "демократического направления" (они же партии Майдана) шли на парламентские выборы под лозунгом изменения системы выборов на систему европейского типа. В качестве таковой предлагалась чисто пропорциональная система с открытыми списками.

Разумеется, этот же лозунг присутствовал в программах всех партий победившей на выборах-2014 коалиции. И стал одним из центральный пунктов программы коалиции. НО когда дело дошло до воплощения предложений в жизнь, началось торможение. Как обычно, такой закон сильно не нравился партийным боссам и партийным "спонсорам" - олигархам, покупающим у партийных лидеров некую часть мест в списках, а заодно - и самих лидеров.

Нет проекты нового избирательного закона появились, и даже целая куча разных проектов. А вот из рассмотрение - тянули, тянули, тянули пока уже откладывать стало некуда, нужен новый закон срочно, иначе местные выборы в октябре пройдут по старому закону. Который приводит просто к массовой скупке голосов и мест - вот это уже установлено опытным путем со стопроцентной надежностью.

Времени на дискуссии не было и появился законопроект - как утверждают, прямо из недр Банковой - который должен был объединить всех. А главное - не очень мешать боссам и олигархам. Все остальные были отвергнуты по простому и справедливому мотиву - нет времени научить избирателя и даже избирательные комиссии как этим законом пользоваться - все верно, времени нету, как будто о том, что его потом не будет не вопили еще в апреле.

НО маємо те, що маємо, - проект закона о местных выборах проект закона >№ 2831-3 проголосован в первом чтении. Схема, предложенная законопроектом, выглядит так.

При выборе депутатов в региональну Раду (областную, районную, городскую) формируется многомандатный округ в границах соответствующего региона, который разбивается на территориальные округа. Число территориальных округов равно числу депутатов в будущем местном совете, так что по каждому округу в итоге будет избран один депутат.

Партия/блок, участвующая в выборах, подает "список" своих кандидатов по каждому округу, список может содержать двух, одного и... ни одного кандидат от партии. Избиратель получает бюллетень в котором он отмечает "свою" партию, а потом выбирает своего кандидата из партийного "списка" по округу, в котором проходит голосование.
Как нетрудно обнаружить выбором это можно назвать лишь с огромной натяжкой, т.к. в бюллетене "своей партии" избиратель очень часто увидит только одну, а то и ни одной фамилии.

Далее избирком подсчитывает общее число голосов за партию/блок. Если оно превысило 5(для блока 7) процентов, партия/блок считается победителем и получает представительство в местном совете. После отсечения голосов, поданных за неудачников, не прошедших барьер, места в совете распределяются между партиями-победителями пропорционально сумме полученных в многомандатном округе голосов (тут механизм такой же, как при пропорционалке на выборах в Раду).

А вот при определении депутатов начинается отличие. Места занимают не первые в партийном списке (как раньше), а те из депутатов, кто получил наибольший рейтинг. А рейтинг - это количество реально поданных в территориальном округе голосов, умноженных на специальный коэффициент, который вычисляется для каждого территориального округа.

Такая вот непростая система.

И ее оценка


Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
/Шекспир, Гамлет /
Недостатки описанной системы бросаются в глаза.
Кандидат реально победивший в данном округе и даже набравший более 50% голосов избирателей в данном округе может вообще не попасть в избранный совет, т.к. его партия может не преодолеть барьер по региону в целом.
Некоторые округа могут вообще остаться без своих представителей, если партии-победители не выставили кандидатов по данному округу, а это уже подрывает саму систему местных выборов, если окажутся территориальные общины вообще не представленные, например, в райсовете.

Однако это умозрения. И предложенную схему подвергли профессиональному анализу. Мониторингово-аналитическая группа " ЦИФРА><"проанализировала предложенную избирательную систему, полученные результаты подробно описаны на сайте УП. Вот выводы группы в кратком изложении.

По типу эту избирательную систему можно определить как пропорциональную - по способу распределения мандатов между округами, значительная часть которых будет многомандатными по факту. Ни о каких открытых списках в том смысле, на который ссылаются авторы законопроекта, речь, конечно, не идет.

Одним из основных эффектов, которые спровоцирует эта система выборов - это диспропорции в представительстве. В первую очередь, это будет касаться областных и районных советов, которые, согласно Конституции, должны представлять общие интересы территориальных общин.

Это подтверждают симуляции результатов выборов, проведенные МАГ "ЦИФРА". При условии избрания 52 депутатов местного совета треть территориальных округов может остаться без представительства.

С другой стороны, 25% территориальных округов будут представлены в совете более чем одним депутатом. В некоторых случаях - даже тремя. С полным алгоритмом расчетов можно ознакомиться здесь.

Также возможен целый ряд эффектов, связанных с партийными стратегиями номинации кандидатов, т.е. с определением округов, в которых партии стоит выставлять кандидатов. Цена вопроса - финансовая состоятельность политических партий и их готовность тратиться на стоимостные социологические исследования в условиях, когда эти же финансовые ресурсы можно будет потратить на агитацию и пропаганду.

На сегодня не ясно не разумнее иметь дело с нежелательной, но известной ситуацией, чем рисковать с изменениями, которые могут привести к еще худшей ситуации?

Независимо от того, примут ли закон № 2831-3 в целом, или нет, уже сегодня можно констатировать две вещи.

Первое: парламентская коалиция не выполнила пункта своей программы по внедрению открытых партийных списков на местных выборах.
Второе: избирательная реформа в Украине не состоялась. Ведь изменение избирательного закона за несколько недель до начала избирательного процесса - это не реформа, а отчаянная попытка имитации.


Я присоединяюсь к выводу аналитической группы. В этом пункте, как и в ряде других - под чутким руководством президента Украина продолжает свою политику - имитация реформ, при очевидном стремлении сохранить основные достижения системы Януковича.
При этом откровенно игнорируются как нарастающее раздражение населения, так и неприкрытое отвращение, которое подобная стратегия вызывает у наших союзников.
Зато в Кремле и в Подмосковье аплодируют
Tags: Порошенко, выборы-2015, закон, имитация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments