trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Categories:

Конституляция?

Вот так, тревожно и обвинительно, назвал свою последнюю статью для последнего номера Сергей Рахманин. Статья знаковая и капитальная. Ее небольшой фрагмент я процитировал ранее в заметке о Нукланд и печеньках.

Однако сам Рахманин вспомнил об этом эпизоде лишь для того, чтобы лишний раз напомнить украинцам - Запад хочет мира с Россией, а процветание и свобода Украины вовсе не являются его стратегическими целями. Поскольку именно утверждение этого тезиса и серьезнейших угроз, нависших над страной, - вот тема и цель статьи.


Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых
/А.Блок. Гамаюн, птица вещая/
Примерно с мая многие известные политики, а также лица так или иначе вовлеченные в конституционный процесс, обратили внимание на два обстоятельства.

Во-первых, западные дипломаты и еврочиновники все чаще стали говорить о конституционной децентрализации в привязке к возможным местным выборам на оккупированных территориях.. Во-вторых, лица, которые ранее не позволяли себе ярко выраженной политической заангажированности, в частных беседах стали выдвигать неприличествующие статусу предложения.
В частности, председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио и секретарь ВК Томас Маркет высказывали пожелания, чтобы особый статус неконтролируемых Киевом территорий был закреплен не только в специальном законе, но и в Конституции./т.е. стали не временной мерой, а постоянным и к тому же крайне трудно изменяемым элементом жизни страны/

По сути, Киев и, в первую очередь, президент стали заложниками собственной излишней сговорчивости. Не разработав четкого плана разрешения конфликта, не обладая желанием воевать и не умея добиваться мира, Украина шла на поводу у западных партнеров, не имевших другого плана урегулирования кроме утвержденного в Минске. Идя на уступки и принимая неподъемные обязательства, Киев загнал себя в ловушку. Закон об особом порядке местного самоуправления, обязательство предоставления широких полномочий неконтролируемым территориям, обещание в конкретные сроки провести конституционную децентрализацию сделало власть Украины уязвимой.

Если ранее Киев мог опереться хотя бы на теоретическую поддержку партнеров и обещал реализовать свои обещания только после того, как противоположная сторона выполнит свою часть обязательств, то сегодня Запад все чаще настаивает, чтобы Киев шел навстречу, не дожидаясь ответных шагов. На днях Леонид Кучма заявил, что глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайнмайер убеждал Украину первой пойти на уступки: "Вы давайте, украинцы, сделайте выборы на этих территориях, измените Конституцию, а те постепенно тоже изменятся". По нашей информации (подтвержденной другими СМИ), убеждал украинскую власть предоставить Донбассу специальный статус не дожидаясь соблюдения "ДНР—ЛНР" Минских договоренностей еврокомиссар Йоханнес Хан.

Европа, а с недавних пор и Соединенные Штаты, судя по всему, не видят в обозримом будущем иного выхода из сложившейся ситуации, чем тот, который предложен Минскими соглашениями. В конституционной децентрализации они видят путь локализации, замораживания конфликта, что позволит на некоторое время освободиться от головной боли по поводу Украины.

Не думаю, что Петра Порошенко радует перспектива фактического узаконивания бандитской власти части Донбасса, предоставление им бюджетного финансирования, сохранение российского контроля над этой территорией. Но, вполне вероятно, у него нет другого выхода.

Идя навстречу пожеланиям Венецианской комиссии, рабочая группа по подготовке изменений в Конституцию 25 июня предложила разрешить определять особенности статуса территориально-административных единиц законом, оговорив при этом, что для принятия подобного нормативного акта требуется не менее двух третей голосов от конституционного состава парламента.

Однако вчера (как следует из текста конституционных изменений, попавшего в наше распоряжение), норма об особом статусе: — перекочевала из 92-й статьи в Переходные положения; — утратила предохранитель в виде обязательных 2/3 голосов, поданных за закон; — "обогатилась" конкретным упоминанием о районах Донецкой и Луганской областей.

Неспособный на собственную инициативу и лишенный должной внешней поддержки Петр Порошенко, судя по всему, уже в мае понял, что конституционные изменения, предполагающие предоставление более широких прав регионам и особых прав неконтролируемым территориям неизбежны. Отказ от этого обязательства мог лишить его любой помощи со стороны Запада, изрядно уставшего от украинского вопроса. Пытаясь минимизировать возможные потери, Петр Алексеевич попробовал вытребовать дополнительные полномочия. Однако глава государства и в этом не преуспел.

Первая часть западного плана по "умиротворению Донбасса" почти выполнена — конституционный процесс запущен. Теперь следует ожидать реализации второй части — проведения местных выборов под эгидой Киева на неконтролируемых территориях.

Вполне очевидно, что ускорение конституционной реформы было придано Украине извне. Оперативность Венецианской комиссии и сговорчивость ОБСЕ — тому свидетельство.

Запад, очевидно, торопится закапсулировать наши проблемы, оставив Киев наедине с его бедами и, по крайней мере на некоторое время, забыть о нас. Логика проста: особый статус территорий будет закреплен в Конституции. Вступление этого закона в силу напрямую связано с проведением на неконтролируемых территориях местных выборов. Именно к этому будут Киев сегодня склонять и Брюссель, и Берлин, и, судя по всему, Вашингтон. Не говоря уже о Москве. Для Кремля подобное решение вопроса является очевидным благом. Ибо оно открывает путь к возможному снятию санкций. Но это лишь один из призов…

Для Киева же подобный вариант — самый скверный из всех возможных. Легитимизация бандитской власти, дополнительное бюджетное бремя, узаконивание постоянно тлеющего очага напряженности внутри страны — не самый лучший путь для государства, переживающего жесточайший экономический и социальный кризис. Но без этих уступок Киев, судя по всему, не сможет получить даже то финансовое вспомоществование, которое обещано ему Западом и без которого экономика может рухнуть.

Дополнительным поводом для излишней сговорчивости Киева стал фактический тупик, куда зашли участники переговорной группы в Минске. Позиция ОБСЕ во многих вопросах практически совпадает с позицией России. Чрезмерную "гибкость" Киева подтверждает его готовность "демилитаризовать" Широкино. Именно украинская власть настаивает на "свободном" статусе этой территории. Настаивает Киев, но, увы, явно с чужого голоса. То, что боевики не выйдут из Широкино и получат выгодный плацдарм для атаки на Мариуполь — очевидно.

Надежда на то, что Киев проявит необходимую инициативу и заставит Запад и Москву учитывать свои интересы, слабая, но еще остается. Вероятность того, что "план мирного урегулирования" по западно-российскому рецепту будет сорван, сохраняется. Тем более что экономические, имиджевые, репутационные, психологические и политические потери очевидны. Легализация сепаратистов на Донбассе серьезно ослабит доверие к власти, приведет к обострению внутренних противоречий и создаст оптимальные условия для дальнейшего раскачивания ситуации изнутри. Будет создан опасный прецедент, способный вдохновить сепаратистов других регионов. Будет очень трудно объяснить, за что было пролито столько крови. Это будет выглядеть унижением. И найти 300 голосов "за" проект Конституции будет нелегко.

Но даже та часть депутатского корпуса, которая осознает пагубность решений, открывающих путь к узакониванию воинствующего сепаратизма, скорее всего, может проголосовать. Скорее всего, это произойдет так же, как происходило ранее: эскалация конфликта, угроза очередного военного поражения — и очередная уступка, как "единственно возможный" способ достижения "мира". Опять будут в ходу разговоры о необходимости собраться с силами, укрепить армию, провести жизненно важные реформы и т. д., и т.п. Участившиеся заявления западных политиков, чиновников, военных и дипломатов о возможном масштабном наступлении поддерживаемых Россией сепаратистов, а также о нарушении Киевом Минских договоренностей (о прекращении огня и отводе тяжелого вооружения) наводят именно на эту мысль. Минска-3, скорее всего, не будет. В Берлине, Вашингтоне, Москве, Брюсселе и Киеве уже признают, что этот путь — тупиковый. Центр ответственности переносится в Киев.



Тон статьи не тревожный, а просто набатный. Я основательно ее сократил, полный текст выглядит еще тревожней.
По мнению Рахманина, Запад все согласовал с Россией, и они солидарно ведут Украину в тупик, из которого выбраться будет крайне трудно. А уж о всяких ЕС и НАТО нужно просто забыть. Навсегда.
Запад подтверждает свою приверженность политике сдачи бывших республик: Украина отправляется вслед за Молдавией и Грузией.

Однако я неисправимый оптимист, и постараюсь изложить свой не столь пессимистичнйы взгляд на ситуацию - правда не здесь, а попозже.
Материал и так достаточно велик, и надо дать и себе и читателю время на обдумывание
Tags: Украина, западня, конституция, план
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments