trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

Переворот которого не было. Крах режима. ч.4

Ну вот, наш общий труд - мой как автора и ваш, куда более сложный как читателей (и бесконечно более сложный труд моих критиков) достиг кульминации.
Мы пробились через напластования сказок о Майдане и выяснили в Первой части , что переворотов Майдан не совершал, но был масштабным протестным движением национального размаха.
А во второй части установили: Майдан не результат происков коварного ЦРУ-Госдепа, а реакция возмущенного населения на бездарность, беззаконие и насилие власти, что как это обычно и бывает, создателями Майдана, хотя и невольными, были Янукович и его окружение.

Ну и наконец в части третьей мы установили, что на момент своего бегства Янукович и юридически не был "законным президентом", и полностью утратил доверие населения и право на власть в представлении народном, т.е на этот момент Янукович не был ни легальным, ни легитимным правителем.

Теперь перед нами главная задача - оценить правовой характер решения Верховной Рады о смещении Януковича с поста президента и назначении Турчинова и.о. президента.

Отстранение Януковича: Закон или право? (начало)


Наличная ситуация
А она была прямо скажем - катастрофической.

В течение двух дней. 20 и 21 февраля чартерными рейсами, увозя инкассаторские машины(!!) денег скрылась практически вся центральная исполнительная власть – в один день отбыли 27 чартерных рейсов. Бежали почти все министры. Бежали первые замминистры в ключевых министерствах. Исчезли руководители госкомитетов и многих важнейших государственных компаний, опустело здание Администрации Президента – руководители ударились в бега либо уже ранее подали в отставку, остальные просто разошлись по домам. Генпрокурор Украины вместе с первым заместителем тоже скрылись в неизвестном направлении.
Исчез глава НБУ и его первый зам. В здании кабмина и АП остались только уборщицы и электрики.

А ведь ситуация сложилась более, нежели критическая. Экономика лежала в руинах, и это признавал еще Азаров перед своей отставкой, а за прошедший с тех пор месяц борьбы между властью и Майданом ситуация отнюдь не улучшилась. В предвиденьи грядущего падения режима и стараясь обеспечить себе безбедное будущее ряд высших чиновников просто разграбили казну.
Еще в декабре проницательный Петр Порошенко отметил: у нас не экономический кризис, у нас кризис государственности. Государство как целое утратило легитимность в глазах населения, утратило доверие, и многие элементы государственного механизма пришли в негодность и нуждались в срочном ремонте, государство буквально разваливалось. Центральная исполнительная власть в стране фактически перестала существовать.
Действия были необходимы, срочные и эффективные действия по восстановлению государственной машины, в противном случае могло перестать существовать само государство Украина.

21 на совещании между лидерами оппозиционных фракций и самим Януковичем был подписан Договор о неотложных шагах по спасению государства. Договором предусматривались следующие срочные действия
- парламент конституционным большинством принимает постановление о восстановлении конституционного поля и возврате к конституции 2004, а ПРЕЗИДЕНТ ПОДПИСЫВАЕТ ЭТО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЯМО В ЗАЛЕ РАДЫ, так что оно немедленно вступает в силу;
- Президент подписывает указ об отставке кабмина Азарова и представляет Раде кандидата в новые премьеры Яценюка, а Рада голосует за его назначение;
- Яценюк формирует новый коалиционный кабмин, куда предполагалось включить и представителей ПР из числа наименее скомпрометированных (когда подписывался Договор еще не было известно, что власть регионалов попросту разбежалась).

Таким образом предполагалось немедленно восстановить центральную исполнительную власть и дать обществу сигнал о восстановлении управления государством.

НО как позже выяснилось, уже три дня Янукович интенсивнейшим образом готовился к бегству, пакуя и загружая в автомобили наиболее ценное из своего достояния и уничтожая компрометирующие документы. Окончательное решение о бегстве он принял после некоего неустановленного телефонного звонка.

Но во всяком случае когда Рада собралась на утреннее совещание, депутаты с изумлением обнаружили, что президент, грубо нарушив свой долг и подписанный Договор, скрылся в неизвестном направлении.

Он бежал в Харьков, а потом его перемещениями управляли спецслужбы России, о чем позже расскажет сам Путин. Однако пока в Раде о месте пребывания Януковича никто не знает. Как пишут в ремарках, - шум в зале

Бегство Януковича
Оно успело обрасти кучей мифов, усердно насаждаемых российской пропагандой, потому вернемся к дорогому Федоровичу последний раз.

Основная версия: он вынужден был бежать из-за неотразимой угрозы его жизни.

Так в своем телеобращении от 22.02 он рассказал, как машины на которых бежали он и бывший спикер Рыбак, были обстреляны неизвестными. Однако Рыбак буквально на следующий день появился в Киеве и заявил, что все это выдумки, никто их не преследовал и никто по ним не стрелял. Ну, Виктора Федоровича ловят на вранье не первый и не второй раз, в Киеве об этом знают все. Это может россиянам внове, но не нам.

Далее – уже утром после его бегства по украинским каналам стали показывать Межигорье – роскошное и громадное имение Януковича. И вся охрана как оказалось была на месте и несла службу в штатном режиме. А Межигорье оборудовано, вооружено и охраняется как настоящая крепость. Никакому «Правому сектору», вооруженному в основном палками да немногими охотничьими стволами – и как украшение – десяток автоматов, такому коллективу любителей даже и мечтать о штурме Межигорья нечего.

Высокий каменный забор и сплошное слежение с перекрытиями зон телекамер. Скорострельные пушки, крупнокалиберные пулеметы, зенитки и зенитные ракеты, две роты охраны из специально подготовленных профессионалов дежурят посменно. Защита от нападений по суше, воде и воздуху. Тут для штурма нужны штурмовые спецподразделения с полным боекомплектом и специальным оборудованием.

Подчеркнем: никто со стороны новой власти Януковичу не угрожал, все продолжали признавать его легальным главой государства, по крайней мере на момент его бегства («Правый сектор» не признавал, но это его проблемы). Более того, после подписания Договора от 22.02 вице-президент Байден специально предостерег оппозицию от попыток устранить Януковича от власти досрочно, это могло подорвать легальность нового правительства и шло вразрез с содержанием подписанного Договора. Янукович как президент должен был по мысли Байдена «возглавить движение Украины к построению нового более справедливого государства».
Т.е. ни изнутри, ни снаружи никто, реально способный сместить Януковича, ему не угрожал.

И последнее. Выступая по «Громадському ТВ» отставной глава СБУ рассказал, что все разговоры о том, что Янукович бежал испугавшись каких-то угроз его личной безопасности – это глупые сказки для тех, кто не представляет себе, какими реальными ресурсами располагает президент. Ему по-прежнему подчинялись все подразделения армии, милиции и СБУ, включая как батальон правительственной охраны так и спецотряды СБУ типа Альфа, которые он мог призвать для своей охраны. Это не считая личной охраны, которую он сам сформировал. И все эти подразделения были в полном порядке, полной готовности и сохраняли боеспособность. Под их охраной никакой физической угрозы внутри Украины главнокомандующему вообще быть не могло – в Украине просто нету таких сил, которые могли бы угрожать подобной защите.

Далее, оказывается, в распоряжении президента имеется специальный бункер, практически неприступный, в котором можно комфортно находиться полгода и при этом продолжать исполнять свои президентские обязанности, сохраняя возможности управления всеми частями и всеми регионами с которыми ему будет обеспечена защищенная связь. Причем это один из вариантов исполнения обязанностей президента – он является штатным при наличии как раз физической угрозы. Точно так же и крепость Межигорье была полностью оборудована для исполнения всех обязанностей президента не покидая ее приделов - включая телевизионную связь с Верховной Радой

Но президент не обратился к спецподразделениям и не отправился в бункер, не уехал в защищенную крепость – он бежал. Бежал в панике, после некоего телефонного разговора. И как сказал отставной генерал, я бы много отдал, чтобы узнать, кто и о чем тогда говорил с Януковичем.

Т.е. все разговоры о том, что президент бежал, спасая свою жизнь, это сказки для приготовишек. Нечего ему было бояться – по крайней мере, внутри страны. И он имел законное право перейти на режим работы, делающий его практически неуязвимым.
Значит, бежал он от чего-то другого. И это делает его побег основанием не только для отстранения, но и для уголовного преследования.

Ибо находящийся под присягой главнокомандующий, первое лицо государства и главный секретоноситель страны оказался в руках иностранной спецслужбы, притом по собственной воле и без защиты своего государства и международного права - поскольку уехал с нарушением всех регламентных процедур и вопреки присяге и обязательствам.
А это уже государственная измена. И президент Лукашенко заявил - с момента как он бежал он для меня не существует, это вообще не президент, не может президент в трудный для страны момент бежать, бросив страну, которую он присягался защищать.

После этого о законности дваждызаконноизбранного вообще говорить нечего.

Отстранение Януковича - юридические аспекты
Узнав, что Янукович, который должен был утром приехать в Раду и прямо на камеры торжественно подписать акт восстановления конституционного порядка - а это имело огромное значения для публичной демонстрации стране и всему миру - все в порядке, все идет законным путем, непрерывность власти обеспечена - вот вместо, того чтобы успокоить страну и мир - Янукович бежал, попросту и очень в своем стиле "кинув" тех, кто еще вчера долго обсуждал с ним тонкости с трудом найденного баланса в подписанном Договоре.

Я смотрел весь процесс в прямом эфире и должен сказать переговорщики и многие депутаты буквально взбеленились. И их можно понять. Так долго и мучительно трудно достигнутый компромисс - ликвидирован за секунду. И надо сказать - это был третий случай когда достигнутые вечером договоренности с Януковичем, наутро испарялись. Так что Яценюк, Турчинов, Тягнибок были буквально в бешенстве.
И парламент голосует постановление об отстранении Виктора Януковича от должности и лишении его звания президента Украины.

Именно это постановление вызвало бурю возмущения - правда только в России. А Путин и Лавров договорились до того, что это освобождает РФ от всех международных обязательств по отношению к государству Украина, что уж и вовсе было новым словом в международном праве.
Но версия о "незаконном свержении. государственном перевороте и фашистко-бандеровской хунте в Киеве" стал главным мемом российской пропаганде.

Я эту чепуху читал просто десятки, если не сотни раз - только в личных дискуссиях ив своем журнале. Да что там - ьбуквально за три последних дня, не дожидасяь пока автор доберется до этого места - сколько было высказываний о "незаконном отстранении" и "перевороте" - да еще и особо аккуратные тут же принимались цитировать Конституцию.
Но доморощенные специалисты по конституционному праву - опять купились на спекуляции Путина. И если говорить языком форумов - показали себя лохами.

Ответ - короткий и абсолютно очевидный.
Рада вынесла постановление в пределах своей компетенции - это факт, это признают все.
Но "оно противоречит Конституции" многократно заявляли мои критики.
Однако же вполне очевидно, что сами их заявления противоречат Конституции. Поскольку какие решения высшего законодательного органа Украины противоречат, а какие не противоречат конституции компетентен решать лишь один орган:
Конституционный суд Украины
Он и только он, это его исключительная прерогатива.

Но он подобного решения не выносил. Более того, ни сам Янукович, ни его многочисленные сторонники в Раде, которые 23 февраля устами главы фракции Ефремова официально объявили о переходе в оппозицию, даже и не попытались оспорить постановление ВР законным способом, обратившись в КСУ. Прекрасно при этом зная, что все заявления Януковича по телевизору без обращения в КСУ это самая обычная пропаганда, пиар чистой воды. И уже то, что никто и не попробовал постановление ВР оспорить в КСУ наводит на мысль, - а им прекрасно было известно, что никаких судебных перспектив у подобного обращения не будет.

Но я хочу подчеркнуть: с точки зрения чисто юридической все заявления и вся писанина не подкрепленные решением КСУ - не стоят выеденного яйца. Это можно рассматривать как материал для исследования у теоретиков Конституционного права, но с точки зрения практической юриспруденции - на этом можно ставить точку.

Решение ВР, не оспоренное в КСУ, является законным.

Вот и всё. Всё?
Нет! у нас ведь не суд. И если в чисто юридической плоскости ответ известен, то нам следует еще продолжить рассмотрение, но уже в плоскости менее формальной: в плоскости политико-правовой.

Но это будет уже в следующей части
Tags: ВР, Янукович, закон, отстранение, право
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments