trim_c (trim_c) wrote,
trim_c
trim_c

История по горячим следам



Это не народ? Это хуже народа. Это лучшие люди города!

/Гр.Горин/


Историк в массовом представлении это человек, роющийся в пыли времен, в дыму веков. Однако сами основатели истории, - и тут можно сослаться на такие фигуры, как Фукидид и Тацит, историей называли как раз свидетельство современника и очевидца.
Вот и я решил немножко написать историю первых шагов четвертого Президента Украины - по горячим следам.
Сто дней еще не прошло, но зато понедельник после инаугурации уже прошел, и даже не один. А я обещал не критиковать президента только до понедельника.
Как положено традицией научной критики, ругательная статья должна начинаться с похвалы. Президента стоит похвалить за внешнеполитические шаги. Держал себя осторожно, обещал партнерам по переговорам то, что они хотят слышать, но руки оставлял свободными, обязательств на себя и страну особых не брал. В общем, разведка-презентация прошла на твердую четверку.
А вот с внутренними делами все сложнее.

Как кажется мне, в сфере внутренней политики после раздумий и колебаний, а боренья шли как внутри ПР так и внутри души Януковича, было принято стратегическое решение – переть буром. Как итог: нарушений конституции и законов набралось столько, что Ющенко хватило бы на год, а беззаконному Кучме глядишь, и на каденцию набралось бы. Если изменения в закон о выборах президента и форма роспуска коалиции не вполне чисты юридически, то вот отмена выборов местных властей уже прямое беззаконие. ВР имеет право назначать дату выборов, но не имеет права эти самые выборы отменять. А ВР приняла постановление, отменившее уже назначенные выборы, но при этом не назвавшее новую дату выборов – это прямое и грубое нарушение Конституции.
Но и это нарушение бледнеет перед внесением изменений в Закон о регламенте.

Первая ирония


Славную победу в 3,5% Янукович одержал, а победителями почувствовала себя вся Партия Регионов. И президент, и вся партия засиделись в оппозиции – и всем очень хотелось поскорей начать рулить. Причем рулить хотелось не какими-то там разделяющими проблемами вроде НАТО и языка, а очень конкретными материальными ценностями и финансовыми потоками, рулить хотелось экономикой.
НО вот незадача – согласно изменениям в Конституцию, внесенным чуть ли не с голоса 08.12.2004, главные полномочия в сфере экономики получает кабмин, а в наших реалиях это означает: прежде всего, премьер. Ирония истории состоит в том, что тогда в 2004 на этих изменениях настаивал как раз кандидат в президенты Янукович и его команда. Принятие этих изменений было непременным политическим условием их согласия на переголосование результатов второго тура.
Разумеется, цель принятия этих поправок просматривалась легко – максимально урезать полномочия очевидного уже победителя президентской гонки Ющенко. Отныне главные экономические рычаги получал премьер, а премьера выдвигала коалиция депутатских фракций. Конституция прописана была таким образом, что конфликт между президентом и премьером был практически неизбежен, и этот конфликт обрекал страну на неэффективность власти, независимо от того, кто становился премьером, а кто президентом – что мы и наблюдали последние 5 лет.
Т.е. грядущая оппозиция, а именно там видели себя и Янукович и регионалы в декабре 2004-го, продвигала изменения в конституцию под флагом «чем хуже (стране), тем лучше (нам)». Это было цинично, но в определенном смысле целесообразно, пока регионалы были оппозицией. Однако теперь они становятся властью – они самая большая фракция в ВР, и президент тоже регионал. И сформированные ранее рогатки против власти теперь работают против них – ирония истории и ее урок: власть и оппозиция периодически меняются местами, и когда пишешь законы, следует это учитывать.
Как мы вскоре увидим, не учли тогда, и сейчас не учитывают, урок истории не выучен.

Политические торги и вторая ирония


Итак, чтобы получить реальную власть в экономике и начать рулить чисто конкретно, Януковичу и ПР нужен свой кабмин и, главное, свой ПРЕМЬЕР. А кандидатуру премьера выдвигает коалиция - значит, нужна коалиция.

Немножко юридических тонкостей.
В отличие от всех парламентских и парламентско-президентских республик, у нас коалиция не есть свободный союз депутатов, принимающих на себя ответственность за положение в стране и формирующих правительство, – у нас коалиция конституционно определенное понятие.
А в конституции фигурирует только один термин: «коалиция депутатских фракций». Т.е. коалицию должны сформировать только фракции, причем суммарная численность депутатов этих фракций должна превысить 226 человек. Но тогда выходило, что ПР может сформировать коалицию лишь в двух вариантах: ПР+БЮТ или ПР+НУНС, потому что в коалиции ПР+КПУ+БЛ увы - только 219 депутатов. После отчаянных битв второго тура президентской гонки первый вариант был отвергнут с порога, оставался вариант ПР+НУНС. Фракция НУНС – 72 депутата, разбитые на 7 или 8 групп и группок, вечно враждующих между собой, выглядели легкой добычей, во всяком случае, задача собрать 37 подписей, большинство из 72, необходимое для принятия решения о вхождении в коалицию, - эта задача не казалась слишком сложной. И депутат Колесников перед началом коалиционных переговоров сказал: «Нам придется поменять двери, а то нынешние двери снесут те нардепы, которые сейчас рвутся в коалицию, и притом как можно скорее».
Он это сказал в пятницу 26.02. А уже в четверг 04.03 влиятельный регионал высказался совсем иначе: «Никогда еще побежденные не были так беспощадны по отношению к победителям».
Перед угрозой ухода вслед за Морозом в политическое небытие обломки фракции сумели сплотиться и выдвинуть солидарное требование: «премьер только от нас». Но как оказалось Янукович отнюдь не лишен аналитического дара и сумел подметить (или кто-то ему подсказал) замечательную украинскую закономерность: Кравчук назначил Кучму премьером и потом проиграл ему выборы, Кучма назначил Ющенко…и потом…, Ющенко назначил Януковича… и потом… И Федорыч продлевать этот ряд не захотел категорически, значит никакие варианты, вроде Тигипка или Яценюка на должности премьера его не устраивали. Его устраивал только всех раздражающий, ему удобный и совершенно лишенный президентских амбиций Азаров. Но НУНС категорически не захотел идти в коалицию на условиях премьерства Азарова – уж больно одиозная фигура (по слухам при Азарове-премьере соглашались вступить коллективно менее 20 депутатов, а нужно 37). Итак, коалиция не складывалась.
Вырисовывались лишь два варианта:
- роспуск парламента
- создать коалицию с нарушением конституции.

Первое было отвергнуто всеми с презрением – и Янукович и депутаты стосковались по власти, устали от оппозиции и подвергать себя рискам новых выборов не хотели категорически. И тут же разумеется нашлись юристы, готовые перетолковать положения конституции и вычитать в словах «в состав которой входит большинство народных депутатов» возможность вхождения в коалицию отдельных народных депутатов, - возможность насущно необходимая, если численность фракций, сформировавших коалицию, не дотягивает до требуемых 226. И все бы хорошо, да вот незадача: вторая ирония истории.
Беда в том, что еще в 2008-м партии регионов было очень выгодно не дать БЮТ возможности расширить коалицию за счет отдельных депутатов. И группа регионалов обратилась в КС за разъяснением и получила требуемый результат: КС совершенно определённо высказался – именно численность депутатских фракций, сформировавших коалицию, должна превысить 226 человек, отдельные присоединившиеся депутаты не делают коалицию легитимной и полномочной.
Вторично было продемонстрировано: нужно принимать хорошие законы, а не законы, удобные на сегодня; обстоятельства меняются быстро, можно из власти перейти в оппозицию и обратно, но нельзя каждый раз при этом менять конституцию.

Первый финал и предчувствия


Это не народ, это лучшие люди города (угадайте, какого) и борцы за народное счастье.
И остановит нарушение Конституции наших борцов за народное счастье? Да ни в жисть. При, замечу, полном и отчетливом понимании: после решения КС никаких двусмысленностей быть не может, формирование требуемой численности за счет включения отдельных депутатов антиконституционно.
Ну и что?

И были внесены изменения в Закон о регламенте, которые разрешили формировать коалицию отдельными народными депутатами (такую коалицию тут же окрестили коалицией «тушками»), и объявили о создании коалиции ПР+КПУ+БЛ+"тушки"(а их набралось аж 16), и представили премьера Азарова, и кабмин сформировали.

Все сделали. Это наше новое правительство, оно должно выводить страну из кризиса, и я от всей души желаю ему успеха.

Но в успех этот я не верю, и в длительность существования этого правительства я не верю тоже. Тому есть причина философская – правительство, начавшее с попрания Конституции, просто не может быть ни долгоживущим, ни успешным, зло возвращается к своему источнику, и "кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, став на эшафот" - и ведь сбылось пророчество поэта.

Но есть и ряд причин более конкретных:
- кабмину придется идти на весьма непопулярные меры, и как только КПУ пополнят свою партийную кассу за счет замечательного министра Васи Цушко, посаженного на тендеры, КПУ может прийти к выводу, что ему ни к чему и дальше брать на себя негативы, связанные с деятельностью Азарова, как следствие – выход из коалиции;

- для успешного выхода из кризиса мало одной жесткости, необходимы, насущно необходимы реальные реформы; трудно представить себе реальные реформы в исполнении Азарова, Ефименко, Цушко, Слауты, Могилева – это совершенно не те персоны, которые нужны для эффективного реформирования, а без реформирования шансы на успех кабмина нулевые;

- структура КМУ крайне компромиссная, многие функции перекрываются, многие должности назначены из соображения удовлетворения аппетитов лоббистстких групп, и тут я склонен поверить опыту такого аппаратчика как Пынзенык – такой кабмин не может работать эффективно;

- в персональном составе кабмина уже заложен ряд неизбежных конфликтов, - общественных, групповых и личных, что тоже не добавит эффективности, но зато поможет сократить время жизни.

Так что эйфории новый кабмин у меня не вызывает, да и оптимизма тоже. Список лучших людей города наводит на различные мысли, но вовсе не на мысли об управленческой и экономической эффективности.
На этой оптимистичной ноте я позволю себе закончить.
Подождем успехов – и боюсь, что долго ждать не придется





Укоротить ссылку




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments